Забайкальские предприниматели, как и их коллеги по всей стране, уже второй год работают в условиях, продиктованных пандемией. О полном локдауне речь уже не идёт, но ограничения в том или ином виде остаются. Чтобы помочь бизнесу минимизировать издержки в непростые времена и найти новые источники финансирования, государство приняло ряд мер. О том, что уже сделано для поддержки бизнеса, а также о том, какие ещё варианты могут использовать предприниматели, чтобы сохранить и даже развить своё дело, в интервью «Чита.Ру» рассказал заместитель управляющего Отделением Банка России по Забайкальскому краю Евгений Овечкин.
С 9 июля 2021 года часть предпринимателей в Забайкальском крае, преимущественно из сфер услуг, общепита, развлечений, вновь столкнулись с ограничениями из-за третьей волны заболеваемости коронавирусом. Срок ограничений уже дважды продлялся, и только с 3 сентября власти пошли на смягчение мер.
Отдать позже или не возвращать
– Евгений Витальевич, во время первой волны пандемии самыми распространёнными мерами поддержки для бизнеса, который из-за ограничений испытывал большие сложности с выплатой зарплат сотрудникам и оплатой счетов, стали «кредитные каникулы» и займы для предпринимателей по льготной ставке в 2%. Были ли эти меры востребованы в Забайкалье, актуальны ли они сегодня?
– «Кредитные каникулы» были действительно необходимы, так как предприятия из наиболее пострадавших во время пандемии отраслей частично или полностью потеряли доход и не могли платить по кредитам. Закон обязал кредиторов, в том числе банки и МФО, предоставлять пострадавшему бизнесу перерыв в платежах на полгода. Эта мера действовала до октября 2020 года. После того как закон прекратил своё действие, Банк России рекомендовал продолжать без последствий для кредитной истории реструктурировать кредиты малому и среднему бизнесу и людям, финансово пострадавшим от COVID-19.
В результате с начала действия закона и по настоящее время банки реструктурировали 650 кредитов малому и среднему бизнесу Забайкальского края общим объёмом более 1,5 миллиарда рублей. Рекомендация регулятора действует до 30 сентября 2021 года.
При этом речь идёт не только о банках, но и о микрофинансовых организациях (МФО): они тоже должны реструктурировать кредиты, если бизнес к ним обратится. Большинство МФО, зарегистрированных в Забайкалье, являются государственными и выдают займы бизнесу на льготных условиях. Ставки в них сравнимы с банковскими, а для предприятий из приоритетных для региона отраслей не превышают ключевую ставку Банка России. Сейчас она составляет 6,75%. Только за прошлый год региональные МФО поддержали бизнес займами на 850 миллионов рублей.
– Что касается кредитов под 2% на поддержку бизнеса в период пандемии – банки активно их выдавали?
– Кредиты под 2% стали одной из самых популярных антикризисных программ. Таким образом правительство РФ помогало бизнесу сохранить рабочие места: если к апрелю 2021 года предприятия сохраняли не меньше 90% своих сотрудников, то кредиты полностью списывался. Всего за время действия постановления в крае бизнесменам было выдано более 1,2 тысячи займов почти на 2,3 миллиарда рублей.
На смену этой меры в марте 2021 года заработала программа «ФОТ 3.0». Компании, которые уже брали деньги под 2% на возобновление деятельности в 2020 году, могли получить новый льготный кредит по ставке 3% годовых.
– На сегодняшний день на финансовом рынке страны предложений для льготного кредитования бизнеса не осталось?
– Кредиты под 2 и 3% были мерой временной и ситуативной, но и сейчас малые и средние предприятия могут получить льготные кредиты – по так называемой программе 1764. Она работает в рамках национального проекта «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и рассчитана до 2024 года. Более 100 банков по программе выдают предпринимателям кредиты по ставке не более, чем ключевая ставка Банка России, увеличенная на 2,75% годовых.
В программе могут участвовать заёмщики из торговли, сельского хозяйства, внутреннего туризма, науки и техники, здравоохранения, образования, обрабатывающей промышленности, ресторанного бизнеса и сферы бытовых услуг. Взять деньги можно на разные цели: начиная от инвестиционных и заканчивая рефинансированием.
Не выйти ли на биржу?
– Мы поговорили о том, на какую поддержку может рассчитывать бизнес в непростые времена, но при этом и сама по себе предпринимательская деятельность предусматривает поиск новых путей для развития и увеличения прибыли. Какие финансовые инструменты с вашей точки зрения могут быть интересны забайкальскому бизнесу?
– Инструментов финансирования бизнеса действительно много. Чтобы правильно выбрать нужный, нужно понимать, на какой стадии развития находится компания. Например, для успешного и устойчиво работающего бизнеса, владельцы которого задумались о расширении, подходящим инструментом станут облигации. Это долговые ценные бумаги, когда кредитором в облигационном займе выступает не один банк, как в случае с кредитом, а множество инвесторов. И в этом первое преимущество такого займа: банк как единственный кредитор может выдвигать ограничительные условия, а условия выпуска облигаций определяет само предприятие.
Второе важное преимущество в том, что облигационный заём можно выпустить без залога. Раньше выходить на биржу с облигациями мог только крупный бизнес, порог входа начинался от 500 миллионов рублей, а процедура регистрации была сложной и долгой. Сейчас выпустить биржевые облигации можно уже на сумму от 50 миллионов рублей. Чтобы сделать фондовый рынок ещё привлекательнее для малого и среднего бизнеса, государство разработало меры поддержки.
Во-первых, можно возместить часть расходов на выпуск облигаций и получение рейтинга – до 2% от объёма размещения, но не более 1,5 миллиона рублей. Также есть госсубсидирование процентных платежей – до 70% от ключевой ставки Банка России. Меры поддержки доступны для компаний, которые включены в сектор роста Московской биржи. Туда могут попасть предприятия, работающие не менее 3 лет и с объёмом выручки от 120 миллионов рублей.
В Забайкальском крае уже есть примеры успешного выпуска облигаций. Как раз недавно одна компания погасила 3-летний облигационный заём.
«Финансирование толпой»
– Облигации подходят уже взрослому бизнесу, тем более и сумма – 50 миллионов рублей – остаётся достаточно высокой. А есть инструменты для начинающих предпринимателей, скажем, которые работают 1 год и которым нужны меньшие суммы?
– Ещё одним вариантом привлечения средств в бизнес является краудфинансирование (дословно переводится как «финансирование толпой» – ред.), которое с января 2020 года регулируется Банком России. Работает это так. На специальных интернет-площадках предприниматели ищут людей и даже другие компании, которые готовы одолжить деньги на развитие. Онлайн-платформа в данном случае выступает посредником между инвесторами и заёмщиками. Бизнесмену нужно только зарегистрироваться на краудлендинговой площадке, представить свой проект и пройти проверку экспертов.
Такой механизм удобен, если деньги нужны быстро и есть возможность их также быстро вернуть. Может быть и другой вариант – краудинвестинг, но тогда инвесторы будут претендовать на долю в бизнесе или на ценные бумаги компании.
На сайте Банка России опубликован реестр операторов инвестиционных платформ, в него входит больше 40 площадок. Существует и закон, который контролирует все процессы на платформах. Регулятор следит за тем, чтобы права и заёмщиков, и инвесторов не нарушались.
– Где предприниматели могут черпать более подробную информацию о способах привлечения средств, о которых вы рассказали? Каким источникам можно доверять?
– В открытых источниках в интернете много информации о том, как работают те или иные финансовые инструменты. Рекомендую проекты Банка России – сайт Fincult.info и канал на YouTube «Деньги для дела». Оба эти источника информации рассказывают о важных вещах доступным языком. Финансовый рынок не стоит на месте, а значит, и у бизнесменов есть множество вариантов развиваться и получать инвестиции, поддержку. Главное, было бы желание разбираться в таких вопросах, а источники информации всегда найдутся.