Бизнес Авторынок захлебнулся. Продажи машин в январе упали до пятилетнего минимума

Авторынок захлебнулся. Продажи машин в январе упали до пятилетнего минимума

Тысячи автомобилей недосчитался лидер рынка АВТОВАЗ.

В январе 2022 года дилерам отгружено лишь 91 662 автомобиля — такие данные приводит Ассоциация европейского бизнеса. Этот результат не только на 3,7% слабее прошлогоднего, но и означает падение рынка до минимальной отметки с 2017 года. При этом все негативные тенденции сохраняются, а значит, ждать восстановления рынка в обозримом будущем нельзя. Новые автомобили для россиян действительно превращаются в элемент роскоши.

Пока ситуация не является критичной: упомянутый результат хоть и означает очередной спад рынка, но вполне сопоставим с январскими продажами прошлых лет. Так, разница с относительно успешным январём 2018 года составляет -12% — ощутимо, но не смертельно. При этом в январе 2017 года было продано лишь 78 тысяч машин, то есть на 15% меньше, чем сейчас.

Падение рынка во многом обусловлено проблемами его лидеров, в частности марки Lada, которая в январе снизила отгрузки дилерам на 17%, то есть недосчиталась почти 5000 машин. Итог отчасти ожидаем, поскольку выход с январских каникул ознаменовался несколькими внеплановыми остановками конвейеров АВТОВАЗа. Кроме того, заводу не удалось реализовать план с частичным переходом на шестидневную неделю для компенсации дефицита машин. Причина всё та же — нехватка отдельных компонентов, связанная с нарушением логистических цепочек и микропроцессорным кризисом.

Примерно столько же потеряла марка KIA (-18%), но при этом продажи родственного бренда Hyundai выросли на 4%, так что в среднем корейский альянс выступил чуть лучше АВТОВАЗа.

А главными пострадавшими среди лидеров рынка являются марки концерна Volkswagen Group: это и основной бренд «Фольксваген» (-24%), и Skoda (-36%). Два российских завода — в Нижнем Новгороде и под Калугой — лихорадило из-за нехватки микропроцессоров весь прошлый год, а очереди на ряд популярных моделей, например, Skoda Octavia, растянулись на месяцы вперёд. Два бестселлера концерна — Skoda Rapid и Volkswagen Polo — потеряли в январе треть продаж. При этом гендиректор Skoda Томас Шефер в начале января 2022 года заявил, что нормализация ситуации ожидается не ранее второго полугодия.

На общем фоне блестяще выглядят результаты китайских марок, включая Exeed

Есть и те, кто резко нарастил рыночную долю. И главными бенефициарами стали три китайских бренда: Haval (+102%), Chery (+47%) и Geely (+236%) — продолжение тренда 2021 года. Набирает обороты и марка Exeed (суббренд Chery), нарастившая продажи почти в 10 раз. Восстанавливает позиции Changan (+88%), который отложил дебют ряда моделей в прошлом году, но намерен отыграться в этом. Из некитайских брендов трёхзначные цифры прироста — только у Mitsubishi (+119%), которая капитализирует спрос на обновлённый кроссовер Outlander: на него приходится половина всех продаж марки.

Самой популярной моделью, как и год назад, стал KIA Rio, а традиционный лидер рейтинга — Lada Granta — провалился на третье место, позади даже более дорогой Vesta: сказались многократные остановки «грантовского» конвейера в Тольятти. «Весту» собирают в Ижевске, пока тамошний завод работает более стабильно.

В рейтинге моделей обращает на себя внимание присутствие двух китайских кроссоверов. Haval Jolion пробился на 18-ю позицию, обогнав, например, Volkswagen Tiguan, Mitsubishi Outlander и Renault Arkana. Растёт спрос и на Chery Tiggo 7 Pro, у которого 21-е место. Кроссоверы из Поднебесной теперь на равных конкурируют с продуктами других азиатских и европейских марок.

Прогнозы экспертов на будущее крайне сдержанные: возврата цен к прошлогоднему уровню не ждёт никто. Сейчас спрос на машины поддерживают негативные ожидания публики, поскольку подорожание набирает обороты и покупатели спешат купить их «по старым ценам». Но в течение года клиенты могут окончательно остыть, что, не исключено, приведёт к окончательной рецессии.

Покупка автомобиля даже у официального дилера сегодня больше напоминает квест: вот рассказ автовладельца, который планировал приобрести машину для сына, но не смог. На этом фоне активизировались «серые дилеры», так что не гоняйтесь за дешевизной — она дорого обходится.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Рекомендуем
Объявления