В России появятся специальные «социальные товары» — наценка на них должна быть не больше 5%. Такие товары можно будет найти в магазинах крупных торговых сетей. Как сообщает Федеральная антимонопольная служба, это ответ ритейлеров на предложения правительства по обеспечению людей продуктами по доступным ценам.
— Механизм предполагает, что торговые сети добровольно принимают на себя обязательства о минимизации торговых наценок на четыре категории социально значимых товаров: молочную продукцию, хлебобулочные изделия, сахар и овощи «борщевого набора», — сообщается на сайте ФАС.
На какие именно продукты внутри каждой категории наценка будет минимальной, ритейлеры будут решать сами. Есть ограничения: продукты должны быть отечественными и наиболее востребованными по объёмам продаж. В магазине они всегда должны быть в достаточном количестве, на полках товары можно будет найти по выделяющимся ценникодержателям или метке «социальный товар».
О готовности минимизировать наценки на продукты пока сообщили Auchan Retail (гипермаркеты «Ашан» и «Атак»), АО «Тандер» («Магнит») и ООО «О’Кей».
Регулирование цен на базовые продукты не раз обсуждалось, а в 2020 году правительство даже замораживало цены на сахар и подсолнечное масло, которые резко подорожали. В 2021 году в цене сильно росли овощи — про морковь, которая оказалась дороже бананов, даже спрашивали Владимира Путина на прямой линии. По итогам года инфляция составила 8,4%.
Ещё в конце декабря — начале января экономисты говорили о том, что рост цен будет постепенным, а к лету даже начнёт снижаться. 11 февраля Центробанк поднял ключевую ставку до 9,5% и заявил, что рассчитывает выйти на годовую инфляцию в 5–6%. Но после начала военной операции на Украине резко начал расти курс доллара, страны стали вводить санкции в отношении российских политиков, депутатов, некоторых компаний и Центробанка РФ, а сам он 28 февраля поднял ключевую ставку сразу на 10,5%. В ближайшее время экономисты ожидают рост инфляции и даже не исключают, что России придётся прибегнуть к регулированию цен.