Министерство природных ресурсов Забайкальского края разыграло крупнейший за 11 лет контракт на 600 миллионов рублей. Деньги пойдут на рекультивацию мусорной свалки в Борзе, а контракт забрала компания «АвтоЛидер», тесно связанная с мусорным оператором региона, ООО «Олерон+».
До мусорной реформы наполовину принадлежащий бизнесмену Геннадию Якушевскому «АвтоЛидер» был одной из ключевых компаний, связанных с вывозом мусора. Теперь это основной подрядчик на вывозе мусора у «Олерон+» (Региональный оператор по обращению с ТКО).
Якушевский напрямую владеет 32% «Олерона». Ещё 51% этой компании принадлежит ему через «ЗабДорСтрой», которой он руководит и где имеет долю в 32%. И ещё 17% — через ООО «Служба сервиса», которое полностью принадлежит Якушевскому. Гендиректором и соучредителем «Олерона» является постоянный бизнес-партнёр Якушевского Владимир Стёпкин, которому принадлежит вторая половина «Автолидера». Вместе они делят фирмы «Скад», «Эко-Полигон», «ЗабДорСтрой».
«ЗабДорСтрой» регулярно выигрывает торги на реконструкцию федеральных и региональных автодорог. Например, 2 марта ей достался контракт на 139 миллионов рублей на реконструкцию трассы «Чита — Иркутск» около Новой Куки. За день до этого «ЗабДорСтрой» взял контракт на 141 миллион рублей на ремонт краевой дороги Бырка - Акша в Ононском районе, а 25 февраля — 131 миллион на ремонт трассы Баляга — Ямаровка в Красночикойском районе.
У «ЗабДорСтроя» есть миллиардные контракты с Росавтодором. В частности эта компания ремонтировала федеральную автодорогу Чита — Хабаровск в районе села Смоленка — там, где к ней примыкает Карповский тракт. Всего в 2021 году компания выиграла торгов на сумму, сильно превышающую 3 миллиарда рублей.
«АвтоЛидер» для выполнения контракта в Борзе нанял субподрядчиком московскую компанию «Транслайн», половиной которой владеет Светлана Якушевская. Предположительно Геннадий и Светлана состоят в браке. Когда-то у Якушевских была похожая компания «Трансвей», но они ушли из неё, хозяином полностью стал Владимир Дерявкин. Он же когда-то был директором в «Автолидере».
До этого гендиректором «Олерона» был Гаджи Юнусович Амаев, и он же когда-то руководил «Автолидером». Очевидно, что бизнес-партнёры Якушевского постоянно меняют должности в его компаниях. Минприроды Забайкалья, контролирующий и надзорный орган, публично обвинялся в «кормлении» «Олерона» субсидиями. При этом за 2 последних года «Олерон+» задолжал своим перевозчикам полмиллиарда рублей, водители машин их собственного «Автолидера» бастовали из-за невыплаты зарплат.
«Автолидер» пропускает небольшие закупки по уборке свалок, но контракт в Борзе взяли с ходу и конкурентов у них в этом аукционе не было. Например, минприроды Забайкалья несколько месяцев пыталось найти подрядчика на другую свалку в той же Борзе за 2,3 миллиона рублей. Подрядчика так и не нашли, так как никто не претендовал на работы.
Я сравнила документы по двум свалкам, выясняя, откуда взялась сумма в 600 миллионов рублей. Для сравнения взяла два последних контракта на рекультивацию: самой дорогой за 600 миллионов в Борзе и более привычная для нашего края цена в 5 миллионов в Хилокском районе. На более дешёвой свалке должны вывезти почти столько же мусора, сколько и на второй: 63 740 тонн против 75 489 тонн. Виды исследований перед ликвидацией и проектных работ одинаковые, никакой экологической или биологической опасности отходы не представляют в обоих случаях.
В контракте на Хилок я не нашла подробной таблицы экономического обоснования, где прописано, сколько денег на что пойдёт, однако Борзинский проект расписали подробно: почти вся сумма в 593 миллиона рублей пойдёт на вывоз мусора и его захоронение на полигоне в Краснокаменске, ещё 330 тысяч на монтажные работы, 3,6 миллиона — на итоговое благоустройство (посадка травы и семян растений, грунт, слой песка и сетка сверху). Среди материалов есть полотно грунта «экомат GoodWay-BIO» для условий крайнего севера, к которому не относится Забайкалье. На него выделено около 2,4 миллиона рублей — это половина всего контракта по свалке в Хилке.
Материалы, которыми благоустроят место свалки после уборки — дорогие и непонятно зачем вообще нужны. Судя по проекту геологов, ничего ценного из флоры или фауны на этом месте никогда не было и не будет, а семена, которые там посадят — обычные клевер, пырейник, полынь, мятник и овсяница, которые и сами бы там наросли со временем. Почти все 600 миллионов рублей спонсировал федеральный бюджет, из бюджета региона выделят 2% от всей суммы (12 миллионов рублей). Все деньги пойдут в отчётность по нацпроекту «Экология».
Откуда взялись такая бешеная сумма, мне объяснил глава минприроды Забайкалья Сергей Немков: «Сумма сложилась из большого объёма мусора, а ещё потому, что это не просто вывоз отходов, а рекультивация — после очистки от мусора, там выроют котлован, проложат грунт и полностью восстановят зелёный травяной слой. В Забайкалье это первая рекультивация».
Зачем Забайкалью такое глобальное мероприятие, если общее число свалок регионе достигло 813? Если за одну обычную уборку свалки минприроды Забайкалья платит в среднем по 2,5 миллиона рублей, то на деньги одного этого контракта можно было убрать 240 свалок и сократить их общее количество больше, чем на четверть.
Цифра кажется ещё более непомерной, если знать бюджет Борзи за год. В 2021 году он составил 275 миллионов рублей, что довольно много по сравнению с предыдущими. На больше, чем в два раза меньшую сумму город жил и благоустраивался целый год. Пока целесообразность рекультивации клочка земли за 600 миллионов вызывает большие вопросы, однако точно известно, что кто-то на этом обогатится, а Забайкалье сможет похвалиться хорошими показателями использования федеральных денег по программе «Экология».