Бизнес Высадить полынь за 600 млн. Что вошло в самый дорогой мусорный контракт Забайкалья

Высадить полынь за 600 млн. Что вошло в самый дорогой мусорный контракт Забайкалья

Аффилированная с мусорным оператором региона компания «Автолидер» взяла крупнейший контракт на рекультивацию свалки в Борзе.

Министерство природных ресурсов Забайкальского края разыграло крупнейший за 11 лет контракт на 600 миллионов рублей. Деньги пойдут на рекультивацию мусорной свалки в Борзе, а контракт забрала компания «АвтоЛидер», тесно связанная с мусорным оператором региона, ООО «Олерон+».

До мусорной реформы наполовину принадлежащий бизнесмену Геннадию Якушевскому «АвтоЛидер» был одной из ключевых компаний, связанных с вывозом мусора. Теперь это основной подрядчик на вывозе мусора у «Олерон+» (Региональный оператор по обращению с ТКО).

Якушевский напрямую владеет 32% «Олерона». Ещё 51% этой компании принадлежит ему через «ЗабДорСтрой», которой он руководит и где имеет долю в 32%. И ещё 17% — через ООО «Служба сервиса», которое полностью принадлежит Якушевскому. Гендиректором и соучредителем «Олерона» является постоянный бизнес-партнёр Якушевского Владимир Стёпкин, которому принадлежит вторая половина «Автолидера». Вместе они делят фирмы «Скад», «Эко-Полигон», «ЗабДорСтрой».

«ЗабДорСтрой» регулярно выигрывает торги на реконструкцию федеральных и региональных автодорог. Например, 2 марта ей достался контракт на 139 миллионов рублей на реконструкцию трассы «Чита — Иркутск» около Новой Куки. За день до этого «ЗабДорСтрой» взял контракт на 141 миллион рублей на ремонт краевой дороги Бырка - Акша в Ононском районе, а 25 февраля — 131 миллион на ремонт трассы Баляга — Ямаровка в Красночикойском районе.

У «ЗабДорСтроя» есть миллиардные контракты с Росавтодором. В частности эта компания ремонтировала федеральную автодорогу Чита — Хабаровск в районе села Смоленка — там, где к ней примыкает Карповский тракт. Всего в 2021 году компания выиграла торгов на сумму, сильно превышающую 3 миллиарда рублей.

«АвтоЛидер» для выполнения контракта в Борзе нанял субподрядчиком московскую компанию «Транслайн», половиной которой владеет Светлана Якушевская. Предположительно Геннадий и Светлана состоят в браке. Когда-то у Якушевских была похожая компания «Трансвей», но они ушли из неё, хозяином полностью стал Владимир Дерявкин. Он же когда-то был директором в «Автолидере».

До этого гендиректором «Олерона» был Гаджи Юнусович Амаев, и он же когда-то руководил «Автолидером». Очевидно, что бизнес-партнёры Якушевского постоянно меняют должности в его компаниях. Минприроды Забайкалья, контролирующий и надзорный орган, публично обвинялся в «кормлении» «Олерона» субсидиями. При этом за 2 последних года «Олерон+» задолжал своим перевозчикам полмиллиарда рублей, водители машин их собственного «Автолидера» бастовали из-за невыплаты зарплат.

«Автолидер» пропускает небольшие закупки по уборке свалок, но контракт в Борзе взяли с ходу и конкурентов у них в этом аукционе не было. Например, минприроды Забайкалья несколько месяцев пыталось найти подрядчика на другую свалку в той же Борзе за 2,3 миллиона рублей. Подрядчика так и не нашли, так как никто не претендовал на работы.

Я сравнила документы по двум свалкам, выясняя, откуда взялась сумма в 600 миллионов рублей. Для сравнения взяла два последних контракта на рекультивацию: самой дорогой за 600 миллионов в Борзе и более привычная для нашего края цена в 5 миллионов в Хилокском районе. На более дешёвой свалке должны вывезти почти столько же мусора, сколько и на второй: 63 740 тонн против 75 489 тонн. Виды исследований перед ликвидацией и проектных работ одинаковые, никакой экологической или биологической опасности отходы не представляют в обоих случаях.

Место расположения свалки

В контракте на Хилок я не нашла подробной таблицы экономического обоснования, где прописано, сколько денег на что пойдёт, однако Борзинский проект расписали подробно: почти вся сумма в 593 миллиона рублей пойдёт на вывоз мусора и его захоронение на полигоне в Краснокаменске, ещё 330 тысяч на монтажные работы, 3,6 миллиона — на итоговое благоустройство (посадка травы и семян растений, грунт, слой песка и сетка сверху). Среди материалов есть полотно грунта «экомат GoodWay-BIO» для условий крайнего севера, к которому не относится Забайкалье. На него выделено около 2,4 миллиона рублей — это половина всего контракта по свалке в Хилке.

Материалы, которыми благоустроят место свалки после уборки — дорогие и непонятно зачем вообще нужны. Судя по проекту геологов, ничего ценного из флоры или фауны на этом месте никогда не было и не будет, а семена, которые там посадят — обычные клевер, пырейник, полынь, мятник и овсяница, которые и сами бы там наросли со временем. Почти все 600 миллионов рублей спонсировал федеральный бюджет, из бюджета региона выделят 2% от всей суммы (12 миллионов рублей). Все деньги пойдут в отчётность по нацпроекту «Экология».

Откуда взялись такая бешеная сумма, мне объяснил глава минприроды Забайкалья Сергей Немков: «Сумма сложилась из большого объёма мусора, а ещё потому, что это не просто вывоз отходов, а рекультивация — после очистки от мусора, там выроют котлован, проложат грунт и полностью восстановят зелёный травяной слой. В Забайкалье это первая рекультивация».

Зачем Забайкалью такое глобальное мероприятие, если общее число свалок регионе достигло 813? Если за одну обычную уборку свалки минприроды Забайкалья платит в среднем по 2,5 миллиона рублей, то на деньги одного этого контракта можно было убрать 240 свалок и сократить их общее количество больше, чем на четверть.

Цифра кажется ещё более непомерной, если знать бюджет Борзи за год. В 2021 году он составил 275 миллионов рублей, что довольно много по сравнению с предыдущими. На больше, чем в два раза меньшую сумму город жил и благоустраивался целый год. Пока целесообразность рекультивации клочка земли за 600 миллионов вызывает большие вопросы, однако точно известно, что кто-то на этом обогатится, а Забайкалье сможет похвалиться хорошими показателями использования федеральных денег по программе «Экология».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
20
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Рекомендуем
Объявления