В начале апреля стало известно, что довольно многообещающая ресурсоснабжающая компания из Якутии «Генерация», несмотря на большие планы, расторгла договор на свою работу в поселках Досатуй и Кличка Приаргунского округа, а также расторгается с Борзей, даже не доработав до конца свой первый в Забайкалье отопительный сезон, — компания заменяла в этих поселениях предыдущего ресурсника в лице краевой компании ЗабТЭК, подчиняющейся властям региона, и приняла на себя всю оставленную после них разруху. Гендиректор «дочки» якутской компании СПК «Борзя» Владимир Булкин рассказал о причинах скоропостижного ухода, и их оказалось много. Главная же причина, по его словам, кроется в отсутствии взаимопонимания с краевыми властями — это ограничения от Региональной службы по тарифам (РСТ) и нехватка денег в бюджете.
Как к нам пришла якутская «Генерация»?
Новый и подающий надежды игрок в сфере ЖКХ, якутская группа компаний «Генерация» впервые пришла в Забайкалье в 2022 году с большими планами: прежде всего для строительства по Дальневосточной концессии новой котельной в поселке Первомайском, которая должна заменить там устаревшую ТЭЦ. Проект реализует «СПК Первомайское» — «дочка» «Генерации». Котельную, кстати, должны были запустить в конце 2023 года, но сроки сдвинули на май следующего года из-за удорожания проекта.
Следом «Генерация» взяла на себя обслуживание котельных в Борзе. Произошло это весной 2023 года после череды провалов во время отопительного сезона 2022–2023 годов со стороны уже дискредитировавшего себя правительственного ЗабТЭКа. Борзя прошлой зимой была самым проблемным местом на карте региона и буквально стояла на грани коммунальной катастрофы. Каждую неделю в городе выходили из строя котлы, а правоохранители возбуждали уголовные дела из-за халатности и неподготовленности к зиме. На объектах ЖКХ произошло 54 аварии и недовольство ЗабТЭКом звучало как на муниципальном уровне, так и из уст губернатора Александра Осипова. Желая перемен к лучшему, глава Борзи Владимир Нехамкин в одностороннем порядке расторг договор с ЗабТЭКом и передал подготовку к зиме ООО «Генерация», которая ради работы в Борзе учредила новую «дочку» — СПК «Борзя».
Сам же ЗабТЭК после провальной зимы тоже отказался от работы в 5 селах и 1 поселке Забайкалья, и еще одна дочка «Генерации» — компания «Углегорск» — забрала следом оставшиеся без ресурсника сёла Кличка и Досатуй в Приаргунском округе.
Осенью 2023 года «Генерация» еще прочнее закрепилась в Забайкалье, подписав на ВЭФе трехстороннее соглашение с правительством края и Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Они планировали на основе концессии реконструировать объекты тепло- и водоснабжения в Борзе и ряде поселков в Шилкинском и Приаргунском районах. Совокупный объем инвестиций оценивался в 3,73 миллиарда рублей.
На поселки Кличка и Досотуй компания зашла по просьбе краевых властей довольно в экстремальных условиях — в сентябре 2023 года, прямо перед началом отопительного сезона. А по Борзе договор был заключен 5 июня. На модернизацию местных котельных «Генерация» потратила в совокупности около 75 миллионов рублей.
С приходом «Генерации» после ЗабТЭКа ситуация изменилась в лучшую сторону. Глава Борзи Владимир Нехамкин говорил, что смена компании, обслуживающей котельные в городе, положительно сказалась на подготовке к отопительному сезону: работы выполняются, а котельные впервые за пять лет не отключены от электроснабжения из-за долгов. Вот только даже если сменилась компания, оборудование, километры сетей, люди и даже постоянно выходящие из строя котлы остались прежними. Поэтому новая компания тоже столкнулась с авариями в Борзе, и за дело вновь взялась прокуратура и следователи. Но, стоит отметить, аварий в сравнении с прошлой зимой было уже меньше.
Чтобы починить изношенное оборудование в Борзе, «Генерация» включила в свой тариф стоимость капремонта. Как отмечал Нехамкин, плата населения выросла на незначительную сумму.
— Если раньше ЗабТЭК, в принципе, при таком же тарифе — рублей на 300, по-моему, разница — угробил, натурально сжег котлы, с сетями [устроил] бардак, энергооборудованием. А здесь-то мы это восстановили примерно за тот же тариф и тем более за год, — комментировал Нехамкин.
Почему «Генерация» покинула Кличку и Досатуй
По Кличке и Досатуе, в которых в предыдущие отопительные сезоны случались сбои на котлах, в этот раз всё прошло без эксцессов. По крайней мере, под пристальное внимание краевых СМИ прошедшей зимой поселения не попадали. В Кличке компанией было проложено более 11 километров тепловых сетей, отремонтированы две котельные и оборудование, полностью заменен котел.
По словам гендиректора «дочки» «Генерации» Владимира Булкина, поворотным моментом, который и стал причиной расторжения договора — было полученное в конце декабря уведомление от Региональной службы по тарифам (РСТ) о том, что установленные «Генерацией» тарифы будут изменены, что, по сути, делало работу компании убыточной.
— Оттуда убрали полностью заложенный капитальный ремонт объектов — это раз. Второе — урезали порядка 15 миллионов заработной оплаты сотрудникам. Третье — численность сотрудников убрали. И, соответственно, все сопутствующие расходы тоже были урезаны — спецодежда, питание, выплаты за вредность и тому подобное. Увидев это, мы не поняли, как мы будем эксплуатировать объекты. Мы официально обратились в адрес правительства Забайкальского края, чтобы они провели совещание, как-то отреагировали, что в рамках таких параметров работать невозможно, но никакой реакции от правительства по Кличке не было. В итоге вопрос так и не решен, а уже апрель, — рассказал Булкин.
С 20 декабря компания обращалась в МинЖКХ, в РСТ, также, по словам директора, в курсе проблемы были зампреды Алексей Гончаров и Андрей Кефер. Первый в правительстве отвечает за ЖКХ, второй — за деньги. Обращаясь в РСТ, компания запрашивала пояснений, в связи с чем были урезаны расходы, но не добилась внятного ответа: «Они не могут объяснить, почему и как. Просто взяли, вырезали эти расходы, приняли решение такое. Это все-таки режимный объект, и, я считаю, в ЖКХ таких ошибок не прощается».
Директор отмечает, что работу компании в поселках усложняла и низкая платежеспособность населения — собираемость оплаты была около 60%, то есть почти половину прибыли на местах «Генерация» не получала. Сегодня на счетах у СПК «Углегорск» задолженность в 5 миллионов рублей — это расходы по налогам. Счета компании арестованы. При этом же перед компанией стоит обязательство по выплате зарплаты работникам в размере 2 миллионов, надо продолжать обеспечивать котельные углем, платить за электроэнергию.
— Понимая все эти расходы, которые мы сейчас несем, мы не можем вести хозяйственную деятельность. Поэтому мы уведомили администрацию округа о том, что мы расторгаем договор аренды, потому что так работать нельзя, — объяснил Булкин.
Как отмечает директор, нареканий со стороны администрации округа к работе компании не было и в муниципалитете не поняли, почему ресурсник решил уйти.
— Но мы для себя понимаем, мы знаем, в каком состоянии объекты находятся. Мы критические моменты решили, но определенные проблемы остались, всё равно надо решать вопросы со сбытом, бизнес-процессы налаживать по эксплуатации, по техническому состоянию. И туда надо вкладывать деньги, по крайней мере, порядка 20 миллионов опять, чтобы как-то проходить отопительный сезон еще 3 года до заключения концессионного соглашения, условно. Но мы увидели, что в краевом бюджете и в бюджете муниципальном денег вообще нету, — рассказывает Владимир Булкин.
Он отметил, что если при необходимости финансирования в 20 миллионов рублей на Приаргунский округ выделили лишь 2 миллиона, притом что в округе множество нуждающихся поселений, то на Кличку или Досатуй денег может остаться слишком мало или не остаться вовсе. Итого получается, что денег на капремонт оборудования не предусмотрено ни в тарифе, ни в бюджете округа.
«Генерация» хотела даже подготовить концессионное соглашение по модернизации оборудования в поселения, и для этого компанией даже уже был разработан план.
Мы хотели это всё готовить, но так как никой поддержки и заинтересованности у правительства нет, мы решили расторгнуть договор.
Почему «Генерация» покидает Борзю
По словам Булкина, аналогичная ситуация сложилась и в Борзе — РСТ региона урезала тарифы компании, а бюджетные деньги не выделяются.
— Денег в бюджете мы не увидели. Второй момент — не заложена сумма в тарифах, чтобы мы своими силами ремонтировали объекты. То есть источника финансирования у нас нет на подготовку к зиме, — сказал Владимир Булкин.
Гендиректор отметил, что СПК «Борзя» вложила в оборудование Борзи порядка 50 миллионов, и при этом еще очень много расходов организация понесла из-за частых аварий и ремонтов в зимний сезон.
— Приходилось перекладывать в минус 40 градусов порядка 200 метров тепловых сетей в больших диаметрах. Это тоже миллионные затраты. Плюс постоянно приходилось выкачивать воду из теплотрасс. Проблем очень много. Аварий было по две-три в день как на тепловых сетях, так и на котельных. Мы самостоятельно, не привлекая правительство, своими силами всегда всё решали. Мы не жаловались, мы понимали, куда шли, проблемы решали. Но, конечно, было очень сложно — мы постоянно в режиме тушения пожаров были.
Вдобавок к высокой аварийности и изношенности оборудования сложность работы в Борзе заключается во вмешательстве самих жителей в систему теплоснабжения и их беспорядочный забор воды из батарей (жители спускают воду из батарей в надежде, что они будут быстрее нагреваться. — Прим. ред.)
— Там в 80% квартир стоят частные насосы — это говорит о том, что нет контроля, куда уходит теплоноситель. В свое время принимали такое решение, что люди ставили насосы, и это разрешалось. Потом они, как грибы, разрослись, и если потребителю не хватало насоса, то он помощнее его ставил. У кого-то дома даже промышленные насосы были.
Булкин отмечает, что одной из главных проблем, возникших в Борзе, стал персонал. По требованию РСТ компании сократили штат и зарплаты до такой степени, что справляться с обязанностями стало чрезвычайно трудно:
— У ЗабТЭКа производственный персонал был порядка 160 человек в целом, а у нас оставили 115 человек. Мы и так подвинулись, когда заходили, уменьшили штат, но нам еще его уменьшили. Мы-то думали, какая-то поддержка будет, проблема есть — людей все-таки надо обучать.
Очень сложно в Борзе найти компетентных специалистов, остро не хватает КИПовцев [инженеров контрольно-измерительных приборов]. Также под полное сокращение попали сторожа:
— Мы остались без охраны на режимных объектах, например на складах или самой котельной. Мы не понимаем, по мнению РСТ, эти объекты необязательно охранять? Вроде бы по требованиям безопасности, по требованиям прокуратуры, надзорных органов, Росгвардии мы должны иметь охрану. Но по мнению РСТ, не должны.
Также, по словам директора, РСТ сократила всех начальников смен и начальников котельных.
— То есть, по мнению РСТ, в таких больших котельных, как центральная, где котел четыре этажа высотой, не должно быть у оперативного персонала начальника. Хотя законодательство так выстроено, это правила технической эксплуатации. А вот они их убрали. По мнению РСТ, сами кочегары при аварии должны определить слесаря, какой насос выключить, какой котел включить, следить за температурным графиком и так далее. Это всё ответственность начальника оперативного персонала.
В итоге, по совокупности всех причин, компания решила расторгать договор на аренду оборудования в Борзе. Пока акт еще не подписан. Решение Владимир Булкин аргументировал так:
— Потому что там тоже большие риски для предприятия, для людей. Для того чтобы решить это, РСТ надо посмотреть всё по-новому, принять решение, надо готовить эти объекты или нет. Если нет, тогда надо просто другую компанию находить, которая готова идти просто и работать на свой риск.
При этом от концессионного соглашения по Борзе компания не отказывается, 29 марта его уже внесли в правительство края и будет оно или нет — решат власти.
— Его в любом случае надо реализовывать. Мы его подготовили, куча сил и энергии бросили туда. Концессионное соглашение уже предусматривает ремонт объектов, то есть решение критических моментов и также предусматривает проектирование новой котельной и тепловых сетей. Мы бы предложили построить одну котельную и объединить все сети, чтобы не три, а одна котельная была в Борзе, — говорит Владимир Булкин.
***
Ситуация с системой ЖКХ в Борзе сложилась почти патовая. Вероятнее всего, ЗабТЭК после всех сокращений и реорганизаций уже не потянет на себе город. Других претендентов среди ресурсоснабжающих организаций на отопление 30-тысячной Борзи в крае не так уж и много. Даже если выделить на отопительный сезон уйму денег, то не факт, что проблема будет решена — нужны масштабные и, главное, правильные действия. Если их не предпринять, может произойти настоящая коммунальная катастрофа, которой чудом избегает краевое правительство.