Бизнес «В чем концессия, брат?» Колонка о ЖКХ в Забайкалье

«В чем концессия, брат?» Колонка о ЖКХ в Забайкалье

Ситуация в сфере очень серьезная

ЖКХ в Забайкалье в тяжелом состоянии

Компания «Читаэнергосбыт», которая с 2005 года занималась только сбытом электроэнергии в Забайкалье и Бурятии, зашла на рынок ЖКХ. В июле 2023 года «Читаэнергосбыт» сменил в Забайкальске ЗабТЭК, который работал в приграничном поселке с 2015 года, в том числе с 2017 года по договору концессии. «Читаэнергосбыт» заключил договор аренды на пользование и владение объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с местной администрацией. Генеральный директор компании Алексей Голиков и советник генерального директора Андрей Аблязов написали колонку о том, что концессии в сфере ЖКХ имеют довольно много подводных камней как для населения, так и для самих концессионеров.

В последнее время очень много говорят про концессии как про панацею в решении нажитых десятилетиями проблем коммунального комплекса. Да, механизм концессионных соглашений как один из видов государственно-частного партнерства дает довольно хорошо описанный юридически и в последние годы серьезно усовершенствованный инструмент для привлечения инвесторов в ту или иную сферу жизнедеятельности, где оказание услуг так связано с государственным или муниципальным имуществом или регулируется государством, то есть со сферами интересов государства. В первую очередь монопольными сферами. К такой сфере относится и коммунальный комплекс.

При этом, с одной стороны, мы слышим о том, что ресурсоснабжающие организации (РСО) должны заниматься модернизацией без поддержки краевого и федерального правительства. Подразумевается, что при этом за счет внедрения более эффективных современных технологических решений будут сокращаться операционные расходы и окупаться инвестиции.

С другой стороны, высказывается мнение от руководителя РСО, что ремонтом объектов, эксплуатируемых возглавляемой им организацией, в том числе на основании концессионных соглашений (!), должны заниматься руководители муниципалитетов.

Оставив в стороне попытки поставить знак равенства между решением проблем одной из РСО и улучшением качества работы ЖКХ края, а также анализ качества заключенных концессий, при которых затраты на подготовку к осенне-зимнему периоду (ОЗП) и ответственность за нее остаются на плечах муниципалитетов, предлагаем разобраться в ожиданиях от применения механизма концессионных соглашений.

В первую очередь нужно понять причины довольно сложной ситуации в коммунальном комплексе. Сложность выражается, с одной стороны, в недостаточности средств — на ремонт, уголь, иногда даже заработную плату, с другой стороны, в невысоком качестве и надежности поставляемых ресурсов и услуг. Причина кроется в колоссальном износе основных фондов, в большей своей части построенных еще во времена СССР, что приводит как к авариям во время отопительного периода, так и к снижению качества поставляемых ресурсов. Причина такого износа — несвоевременное воспроизводство основных фондов, выработавших свой ресурс.

Такие основные фонды сегодня продолжают работать, но требуют всё больше и больше средств на ремонт и эксплуатацию, существенно ухудшают нормативные параметры энергоэффективности коммунальных систем — высокий удельный расход топлива, высокий процент потерь в сетях и т.д. Ветхие сети требуют регулярного латания, что приводит к постоянным «раскопкам» не только в короткий летний период, но и в отопительный сезон, что в конечном итоге далеко не всегда приводит к повышению надежности и качества поставляемых ресурсов, а только временно устраняет симптомы.

С точки зрения экономики, основным источником для воспроизводства основных фондов являются амортизационные отчисления. Причем, с одной стороны, эта статья затрат в тарифообразовании является защищенной, то есть подлежит обязательному включению в тариф, с другой стороны, РСО обязано «освоить» данные средства, т.е. потратить их на модернизацию.

Если мы посмотрим на уровень амортизации по объектам ЖКХ в крае, то будет очевидно, что он абсолютно недостаточен для нормального функционирования коммунального комплекса. Связано это как с отсутствием переоценки основных средств и с высоким уровнем износа, так и с низким уровнем инвестиций — стоимость основных средств увеличивается на величину проведенных инвестиционных мероприятий.

Таким образом, при отсутствии переоценки амортизационные отчисления в структуре тарифа были постепенно вытеснены расходами на ремонт. А как известно, наступает момент, когда экономически выгоднее приобрести новую машину, нежели постоянно ремонтировать и эксплуатировать старую. Но на новую машину средств нет, а старая требует всё больше и больше денег на ремонт, всё меньше и меньше работает из-за простоев, комфорт при ее эксплуатации всё меньше и меньше. В итоге получается, что за счет требуемых ремонтных расходов и эксплуатационных сверхнормативных затрат ресурсов общие расходы на обеспечение тепло- или водоснабжения сопоставимы с теми, которые были бы при нормальной структуре тарифа в условиях достаточного и своевременного воспроизводства основных фондов. Но качество услуг не соответствует!

Получается, что задача быстрой нормализации работы коммунального комплекса заключается в масштабных инвестициях с переходом от действующей системы управления коммунальным комплексом на основе устранения аварий к системе своевременного воспроизводства основных фондов и планово-предупредительных ремонтов оборудования. Это выправит структуру тарифа, где расходы на ремонт будут замещены амортизационными отчислениями. Однако как это повлияет на конечный тариф? Будут ли эти структурные изменения достаточными?

На наш взгляд, одномоментная реновация основных фондов приведет к существенному повышению тарифа за счет кратного роста амортизационных отчислений и налога на имущество, что с лихвой перекроет экономию от снижения эксплуатационных затрат.

Приведем расчет (укрупненно) муниципальных объектов ЖКХ на реальном примере одного из населенных пунктов.

  1. В 2024 году затраты на амортизацию объектов основных средств составят 3 млн руб.

  2. Затраты на ремонты, учтенные в тарифе, по всем видам деятельности (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение) — всего 1 млн руб.

  3. Запланированные затраты муниципалитета на подготовку к ОЗП в 2024 году — порядка 2 млн руб. Сейчас имущество в краткосрочной аренде. При заключении концессии муниципалитет не должен тратить бюджетные деньги на ремонт объектов ЖКХ.

  4. При инвестициях на модернизацию оборудования в размере 300 млн руб. за 3 года амортизационные отчисления вырастут до 40 млн руб. в год.

  5. Затраты на планово-предупредительные ремонты при этом 20 млн руб. в годовом выражении.

  6. Рост налога на имущество — 6 млн руб. в год.

Итого рост затрат составит 60 млн руб. в год. Потенциальная экономия от снижения операционных расходов составит 6 млн руб. в год. Это снижение удельных расходов на уголь, затраты на электричество и т.д.

Незначительный размер годового эффекта от реализации достаточно дорогостоящих мероприятий обусловлен тем, что тарифы содержат только нормативные размеры потерь воды, тепловой энергии и удельного расхода топлива и электроэнергии. Сверхнормативные потери и расходы являются проблемой (убытками) обслуживающей организации. Реализация заложенных в концессионное соглашение мероприятий приведет к ликвидации сверхнормативных потерь, вызванных физическим износом реконструируемых основных фондов, и не повлияет в значительной мере на снижение затрат, учитываемых при тарифном регулировании.

При этом отмечу, увеличение затрат на амортизацию позволит поддерживать объекты ЖКХ в актуальном состоянии и через 5, и через 10 лет после проведения инвестиционных мероприятий, а отсутствие убытков от операционной деятельности, связанных со сверхнормативными потерями и удельными расходами ресурсов, позволит избежать регулярных банкротств ресурсоснабжающих организаций.

В итоге можно сделать вывод о том, что использование концессионного механизма на объектах с повышенным физическим износом с высокой долей вероятности будет приводить к сверхинфляционному росту тарифов, что потребует дополнительного бюджетного субсидирования. При этом, безусловно, вырастет качество и надежность предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, задача выведения коммунального комплекса на современный уровень научно-технического прогресса или хотя бы существенная его модернизация с улучшением показателей качества и надежности тепловодоснабжения с помощью концессионных соглашений как источника инвестиций не решается без участия государства, то есть выделения субсидий на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям-концессионерам или без существенного роста тарифов для всех потребителей. От концессионера ожидается инвестирование за счет собственных или привлеченных средств здесь и сейчас для решения самых острых проблем.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Родители-правокачатели и высокомерные завучи: физрук объяснил, почему сбежал из школы
Анонимное мнение
Мнение
Турки хотят посадить на пожизненное россиянку, которая бросила младенца в туалете. Почему так жестоко?
Анонимное мнение
Мнение
«Я знаю Хезболлу, с ними можно работать». Депутат Гурулев — о Газе, мигрантах и налоге на бездетность
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Только для богачей и эскортниц? Разбираем главные заблуждения об отдыхе в Дубае
Анонимное мнение
Мнение
«Отношение — как в зоне». Экс-сотрудница склада Wildberries — о «тюремных» досмотрах, штрафах в половину зарплаты и мигрантах
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления