Домофонная компания «Айрис» работает в Чите уже 12 лет, она обслуживает более 500 подъездов и ежедневно следит за работоспособностью домофонов, монтирует систему видеонаблюдения и даже во времена коронавируса сделала домофон с тепловизором для одного из медучреждений. Компания вошла в число лучших работодателей среди финалистов Народной премии «Чита.Ру», поэтому мы поговорили с директором Игорем Оспенниковым и домофонным мастером Алексеем о том, почему у них классно работать.
Народная премия — федеральный конкурс, организованный Shkulev Media Holding, на звание лучшего бизнеса. География премий каждый год растет. В этом году, например, первая Народная премия прошла в Тюмени. Кстати, Чита — единственный город-немиллионник, который участвует в премии.
Организатором премии выступает «Чита.Ру» совместно с Ассоциацией инициативных граждан по содействию сохранению и развитию этнографической культуры Сибири «Забайкальское землячество» и правительством Забайкальского края.
В этом году партнерами мероприятия выступают Быстринский ГОК, Фонд развития Забайкальского края, экодевелопер «Природа». Компании, которые поддержали «Народную премию» и нашу инициативу: компания «Удоканская медь», АО «Сибирская угольная энергетическая компания», студия дизайна «Левша», салон дверей Dariano, центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес» и корпорация «Мосстройтранс».
Проголосовать во втором этапе Народной премии можно здесь.
Чем занимаются
Бум подключения домофонов в Чите был в 2010-х годах. Сейчас, кроме обслуживания, компания меняет старое оборудование на новое или подключает только построенные дома.
— Приходят абоненты, которые когда-то установили домофон, но ни в какой компании не обслуживались, он у них работал каким-то образом 5 лет, сейчас полностью вышел из строя, мы устанавливаем новое оборудование, предлагаем обслуживание. Некоторые уходят от других компаний, по каким-то причинам им не нравилось обслуживание, и они пришли к нам, — рассказал директор Игорь Оспенников.
Лучшая работа — это когда платят за хобби
Мастер Алексей трудится в компании уже пять лет, всё знает, всё умеет, периодически к нему ставят новичков поучиться, и они, как и я в этот день, ездят, смотрят, как он работает, сами пробуют. Директор пояснил, что для работы со слаботочным оборудованием квалификации и высшего образования не требуется, поэтому во время обучения молодых специалистов приставляют к опытным.
Если требуется пайка платы или другие технически сложные работы, то мастера снимают поврежденное оборудование, заменяют его на временное и увозят на ремонт. Такими вещами в компании занимается отдельный человек.
— Какая самая лучшая работа? Когда ты занимаешься хобби, а тебе за это ещё и платят. У меня так. Когда-то в детстве я учился радиотехнике, а потом нашел работу по объявлению. Здесь совмещается у меня любовь к машине, вождению и работа, в которой я разбираюсь. Люблю копаться в электронике, — рассказывает Алексей, пока мы едем по заявке.
В ПТУ он учился на столяра, а потом 18 лет работал по профессии в разных компаниях, в том числе и в Москве. Там, как он говорит, используют новые технологии 3D-моделирование, а у нас по старинке чертят на бумаге. Надоела рутина, поэтому и стал домофонным мастером.
В день мастера могут выполнять по 7–8 заявок. Всего на обслуживании порядка 8 тысяч абонентов, распределенных по всему городу. За прошлый год компания отработала 2148 заявок, в этом году на 1 сентября зарегистрировано уже около 1,5 тысячи. Каждому мастеру дают отдельный район, кому-то КСК-ГРЭС, кому-то Северный. Приезжают они в офис только утром на планерку или если что-то надо забрать, взять, например ключи для домофонов. Директор Игорь Оспенников пояснял, что раньше от сотрудников требовали постоянно быть в офисе, но потом от этого отказались.
— Для нас неважно, находится ли человек на рабочем месте, главное — выполненные качественно и в срок заявки, чтобы клиент остался доволен, — рассказывал директор.
Каждую заявку стараются завершить в течение суток, но по договору у мастера есть три рабочих дня. Сам механизм работает так: абонент звонит или заходит в офис компании, оставляет заявку о поломке, ее регистрируют в специальной программе, вечером распечатывают, а на утренней планерке передают мастеру.
При этом рабочим компенсируют бензин, выдают рабочую одежду, оплачивают покупку необходимого оборудования — перфораторов, дрелей, сверл, отверток.
Приехал сделать одно, заодно починил другое
Всего у Алексея в путевом листе на сегодня было шесть адресов, в большей части из них нужно было настроить ключи домофона. Работа несложная — ввести код, который переведет домофон в формат записи (Алексей специально закрывал мне экран домофона спиной, чтобы я его не подглядел. — Прим. ред.), а потом поднести все ключи по очереди, записать ключ, проверить работу — и можно ехать. Именно такая заявка была на Украинском бульваре.
Подошли к домофону, а он не работает. Алексей вернулся в машину, взял отвертку и еще пару инструментов, начал разбираться в причине. Тут заходит жилец, рассказывает, что электрики приходили в субботу, чинили проводку и из-за того, что ходили туда-сюда, обесточили подъездную дверь. Работу сделали и ушли, не включив обратно. Дверь свободно открывалась три дня, пока мастер случайно не приехал и всё не проверил. Починил быстро, буквально за минуту.
Дальше отправились на Горького.
— Едешь дольше, чем работаешь. Следующий подъезд у нас Горького — там регулировка доводчика. Либо хлопает, либо медленно закрывается, — говорил Алексей, садясь в машину.
Доводчик — одна из самых частых причин для вызова мастера. Также вызывают по поводу плохой слышимости, проблем с проводкой, из-за неработающей трубки — тут обычно проблема внутри квартиры, жильцы могли менять обои и неправильно подключить устройство.
Еще есть отдельная категория проблем с домофонами, которые характерны именно осенью. Их объединяет причина — студенты-пакостники.
— Ой, когда приезжают в город студенты, у нас начинается головняк. У некоторых студентов нет 100 рублей, чтобы приобрести ключик. Они начинают пакостить. Мозг молодой, пытается искать выход из положения. Начинают либо клеить жвачку, либо скотч двусторонний, либо обрывают провода. Поэтому у нас становится вдвое больше работы. Жвачку клеят на магнит, она тает при прикосновении с магнитом, дверь примагничивается намертво, и никто не может ее открыть. Сами жители вырывают из-за этого провода, звонят нам и говорят: «У нас не работает домофон. Почему не работает? Потому что я вырвал провода». Много таких случаев бывало, — рассказывает Алексей.
Когда пакостят студенты, заявок может быть в день до 20. Когда заявок нет, Алексей занимается техобслуживанием — прописывает ключи, проверяет работоспособность, может еще позвонить в одну из квартир, спросить, как дела обстоят с качеством звука.
Сложного, как он говорит, в работе ничего нет. Впрочем, возможно, он так считает потому, что когда поступает новое оборудование, он читает инструкцию, изучает документацию к нему. Вспомнил, что он как-то монтировал домофонное оборудование в 15-этажном доме. Технически несложно, но на всё это ушло больше 20 часов. Иногда из-за этого все заявки в срок выполнить не получается.
— Игорь Сергеевич лояльно относится, входит в ситуацию. Если у меня сегодня монтаж, завтра монтаж и я не успеваю заявку выполнить физически, то переносим заявку. Если что-то серьезное — сломалась панель или еще что-то, то увеличивается срок заявки. Думает о работниках, — говорит он.
Во времена коронавируса для ЧГМА мастер сделал домофон с тепловизором, устройство сразу показывало, какая температура тела у звонящего человека. Если 36 градусов — пускали, чуть выше — оставался снаружи. Периодически монтирует он и видеодомофоны. Сделать камеру и качество видео можно в том числе в 4К, а видео можно получать даже на телефон. Говорит, такие можно установить и в пятиэтажках, но сами жильцы не оставляют соответствующую заявку.
Они думают: «А зачем мне видеть, кто там стоит? Я и так услышу». Вот и не заказывают.
По словам Алексея, в Чите вообще можно отказаться от домофонных ключей и открывать двери в дом, например, по звонку. Однако такое опять же пока заказывают только в новостройках — и чаще всего на ворота, закрывающие двор.
Приходят на две недели
Алексей говорит, что новички ездят с ним периодически, но большинство не задерживается.
— У кого-то машины нет, у кого-то водительского нет, а здесь же надо быть немножко сварщиком, немного электриком и немного программистом, и всё это по чуть-чуть. Но не все хотят. Некоторые считают: «Лучше я ничего не буду делать, чем буду зарабатывать», — говорит мастер.
Молодежь в целом, по его словам, идет работать только для того, чтобы на айфон заработать. Потом увольняются.
Проблему с кадрами отмечает и директор Игорь Оспенников — нет людей, которые умеют и хотят работать руками. Впрочем, такая ситуация по всему городу.
Кроме компании «Айрис», в номинацию «Работодатель года» вошли еще девять компаний:
«ЧитаЭнергоСбыт»;
завод «КПД-1»;
ЧГМА;
торговая сеть «Грузовик»;
Забайкальская краевая филармония им. О. Л. Лундстрема;
завод «Комсомолец»;
«Тачки»;
автокомплекс «Олимп»;
«Разрезуголь».
Финальное голосование Народной премии «Чита.Ру» за номинантов, попавших в топ-100 лучших компаний Читы и края по мнению забайкальцев, продлится до 4 октября. Проголосовать можно по ссылке.
Вся полезная информация для бизнеса есть в канале «Чита.Ру» для бизнеса — там мы будем оперативно оповещать обо всех мероприятиях второго этапа Народной премии. Также следить за новостями проекта можно в нашем Telegram-канале Народной премии.