Спортсмен, танцор, пловец, инженер электроснабжения, оперуполномоченный отдела полиции, заместитель руководителя культурно-досугового центра «Спутник», основатель клуба водных видов спорта «Волна» — все эти увлечения и профессии читинец Алексей Пешков на себе уже испытал. И только последняя оказалась для него самой важной и самой постоянной. В сфере туризма он мечтает развиваться долго и серьезно. Мы поговорили с ним о нелегком пути к делу жизни, знакомстве с губернатором и одержанной над ним победе, плюсах работы на самого себя и счастье в Забайкалье.
— Плавание, танцы, спорт — это про поиск себя в юном возрасте. А что насчет высшего образования? Почему энергетика?
— Я учился на энергетика. Был настроен серьезно. Проходил практику на Первомайской ТЭЦ. Успел поработать в золотодобывающей компании Красноярского края. После армии я начал искать работу, мне хотелось сразу стать начальником (смеется), находиться в офисе. Вакансий было мало. Одна из них — кабельщик: копать траншею и укладывать в нее кабель. Зарплата — 20 тысяч рублей. Это меня остановило. Поэтому я пошел работать в полицию.
— Можно было туда вот так, без профильного образования?
— Ну, меня вот взяли. Два года я проработал опером в УВД по Чите. Я думал, что будут погони, преступления с задержаниями — всё как в кино. На деле оказалось куда прозаичнее — два алкоголика пили вместе, а потом один из них потерял телефон. Вот уже и кража. Что-то такое мелкое, бытовое. Если что и осталось в памяти о том времени, так это обнаружение тел. После полиции я стал задумываться о том, что много плохого происходит рядом с нами постоянно. Даже сейчас, когда мы с вами гуляем, кто-то кого-то уже убил или обокрал.
— Как закончилась карьера в полиции?
— А меня просто пригласили в «Спутник». Полицию я не бросал, мне нравилось, особенно работать с секретной информацией. Поэтому если бы не позвали, там бы сейчас и был.
— Про «Спутник» тогда уже что-то понимал?
— Знал я там только Георгия Цирельникова, директора. Согласился, потому что, видимо, еще искал себя. Это была управленческая работа и продлилась шесть лет. Особенно живо сфера культуры стала развиваться с приходом Александра Осипова — жизнь стала бурлить даже летом, а когда-то его считали «мертвой порой». Не было простоев. Постоянная движуха. Организация всех мероприятий легла на нас. Это День города и всё прочее.
— А туризм? Он как возник?
— Со студенчества. Когда ездил на соревнования в разные города, то многое подсмотрел. К примеру, туристический рафтинг. Не всем же интересно просто тренироваться. Кто-то хочет не соревноваться, а получать кайф, просто кайфовать от процесса. Так и зародились мои сплавы. Маршрут называется «Сплав на рафтах по реке Ингода», и ему уже пять лет. Классным подспорьем стала поддержка центра «Мой бизнес» — там в конкурсе я выиграл 40 тысяч на свое дело. Вложил их в рекламу, и пошло! В этом году был юбилейный сезон. В прошлом году было 450 человек за сезон, в этом — 550. Сезон длится четыре месяца. В основном наша аудитория — молодые девушки, часто семьи.
— Для чего они приходят на сплав?
— Каждый находит что-то свое. Один хочет экстрима, другой — наслаждается природой.
— Форс-мажоры случались? Кто-то падал в воду?
— Ну нет, у нас всё безопасно, хорошие надежные инструкторы. Сейчас в штате 10 таких классных парней и одна девушка. Я им доверяю, еще не подводили. У них есть сертификаты, опыт. Пока у нас нет конкурентов. Кто-то сплавляется на катамаранах, но это совсем другое.
— Как проходит сплав?
— Он проходит в Улетовском районе и длится 17 километров. Это однодневный маршрут — в 10 выезд из Читы, обед, потом проход к реке, инструктаж и сам сплав. Максимум плывут 24 человека в четырех рафтах. Сейчас все рафты в собственности. Раньше всё было арендованное. Тут уже помог грант Минэкономразвития региона — 500 тысяч рублей.
— Бизнес сезонный? Что делаете в другие сезоны?
— Пока мне не хватает заработанных денег на жизнь вне сезона без работы. Я совмещал клуб и работу в «Спутнике». Одно другому не мешало.
— Какие планы по развитию маршрута?
— Мы ежегодно внедряем что-то новое для наших туристов. Есть запрос про другие маршруты. Я вот пока не знаю, как это сделать. Может быть, камней в воду насыпать, сымитировать горную реку. Это технически не просто, но ведь главное захотеть? (Улыбается.)
— Как вообще оцениваете состояние сферы туризма в Забайкалье?
— Если сравнить с Бурятией, то там точка притяжения — Байкал. У нас пока такой точки, на мой взгляд, не найдено. Хотя многие приезжие восторгаются нашей природой.
— Очень часто в последнее время ваше имя звучит из уст губернатора. Как появился глава региона в вашей судьбе?
— 2021 год, первый фестиваль по сапбордингу Sup Race на кубок губернатора Забайкальского края. Где-то совсем близко борется со стихией, а заодно и за лидерство Александр Осипов. «Неужели ему не уступишь? — спрашивают меня приятели. — Вроде же в таких ситуациях принято поддаваться». «Еще чего!» — ответил им я. И выиграл.
— Не боялись?
— Чего мне бояться? На сапе он был не главой Забайкалья, а таким же спортсменом, как и все. Спорт — это справедливость. Тогда он меня и заметил. Возможно, как раз потому, что я не спасовал.
— Как оцениваете губернатора? Как сапсерфера?
— Неплохо. Он довольно хорошо стоит на доске. Раньше часто тренировался. А вот в последнее время редко его вижу на Арахлее.
— Но вот ваше общение сейчас достаточно плотное.
— Если вы о какой-то поддержке, то ее нет. Просто губернатору близко то, чем я занимаюсь. Он меня точно не продвигает нигде. (Смеется.)
— У вас статус — ИП. Есть мысли в дальнейшем не ограничиваться сезонным бизнесом и найти что-то постоянное?
— Да, бизнес дает свободу! Открыть бизнес — дело серьезное, это же гипотеза. Никогда не знаешь, что именно людям залетит. В голове может быть классная идея, но не факт, что она выстрелит. Поэтому нужно всё хорошенько просчитывать, чем я сейчас и занимаюсь.