В 1961 году наказание по статье 88 УК РСФСР (нарушение правил о валютных операциях) ужесточилось. Осужденный, помимо лишения свободы с конфискацией имущества, мог быть приговорен и к смертной казни. Так что шести героям истории из 1967 года, можно сказать, повезло — их не расстреляли. А в наши дни фигурантов этого уголовного дела вообще не за что было бы привлекать к уголовной ответственности: сегодня золотые монеты можно купить даже в интернет-магазине.
Золотые монеты царской чеканки в мешке с зерном
Жительница города N мадам Петухова в сатирическом романе Ильфа и Петрова спрятала свои сокровища в одном из 12 стульев, шепнув на смертном одре зятю о их местонахождении. Читинка Екатерина Кузьминична 1895 года рождения, скончавшись в 1967 году, завещала свое наследство двум племянникам — братьям Ивановым.
Старшему достался мешок пшеницы, который он погрузил в люльку мотоцикла и поехал домой — в поселок Лесной Городок, где жил с супругой Александрой. На следующий день жена стала пересыпать зерно из мешка во флягу и... обнаружила в нем стеклянную банку, доверху наполненную золотыми монетами Российской империи, которые чеканили во время правления Николая II. Монеты были разного достоинства: 5 рублей, 7 рублей 50 копеек, 10 рублей и 15. Всего, посчитали супруги, около 300 монет.
Озолотили друзей, родственников и известного в Чите стоматолога
Старший брат был честным человеком и не стал скрывать находку от младшего, поделившись с ним. Часть монет супруги сдали в скупочный государственный магазин по 90 копеек за грамм. Увидев, что дело прибыльное, но можно выручить еще больше в частном порядке, братья решили продавать монеты друзьям и родственникам. Сами побоялись и подключили своего общего знакомого (как раз он-то позже и получит самый большой срок наказания).
Он и свел братьев с известным в Чите стоматологом, который занимался частной практикой и делал коронки, в том числе, как указано в уголовном деле, из золота. Обеим семейным парам — братьям-наследникам и их женам — врач изготовил коронки из этих монет и за свои услуги также получил расчет золотыми империалами.
Монеты стоматологу продавались десятками, наследство Екатерины Кузьминичны оседало золотым дождем в стоматологическом кабинете — по цене от 10 до 25 рублей за монету. Если кто-то из ныне живущих читинцев ставил коронки в 1967 году, возможно, что они с историей.
Кстати, по нынешним ценам примерная стоимость наследства старушки потянула бы на 15 миллионов рублей.
Конфисковали имущество, но не талант
По статье 88 УК РСФСР Читинским областным судом были осуждены шестеро человек: обе супружеские пары, их предприимчивый друг и стоматолог.
Активный друг-посредник был приговорен к 6 годам исправительно-трудовой колонии усиленного режима с конфискацией «Москвича», сберегательных вкладов и наличных денег (300 рублей). Стоматолога суд приговорил к 4 годам лишения свободы также в исправительно-трудовой колонии усиленного режима с конфискацией инструментов для зубопротезирования и сберегательного вклада. Наследники и их жены отделались условными сроками.
У читателей всегда возникает вопрос: а что случилось с героями историй после отбытия наказания? По крайне мере, об одном из них можно сказать точно. Стоматолог, осужденный Читинским областным судом, отбыв наказание, уехал в другой регион и через некоторое время стал возглавлять там стоматологическую поликлинику. Его трое детей стали блестящими врачами-ортопедами. Именем среднего сына назван крупный стоматологический центр в западном регионе России. Внук тоже пошел по стопам деда, о котором еще в 1967 году его пациенты говорили, что у него золотые руки. И не потому, что через них прошли монеты царской чеканки.