В Чите вынесли приговор замначальника полиции Башкирии Андрею Москвитину. Его обвиняли в получении взятки в виде квартиры во времена, когда он работал в Забайкалье. Сам полицейский неоднократно указывал, что в деле есть явные нестыковки, да и вообще оно само является местью криминальных структур, с которыми он в свое время боролся. Однако его признали виновным и приговорили к 11 годам заключения в колонии строгого режима. UFA1.RU рассказывает эту историю с самого начала, а также объясняет схему преступления по версии следствия и позицию самого Москвитина.
Кто такой Андрей Москвитин
Москвитин — полицейская знаменитость со стажем. Он начинал работать в органах внутренних дел в середине 1990-х, когда еще была милиция и на свободе оставались бандиты. Всего он отдал службе государству 27 лет. Начал с родного города Краснокаменска, что в 500 километрах от Читы и в 100 километрах от города Маньчжурия Китайской Народной Республики.
Позднее, в нулевых годах, Москвитин перебрался в Читу и работал в одном из районных отделов милиции. В десятые годы взялся за разгром криминальных структур своего родного региона. Операцию по раскрытию ОПГ «Осиновские» он начал в 2012 году и занимался ей 7 лет. Так, в 2017 году силовики накрыли Андрея Дрюнина — профессионального киллера, состоявшего в этой ОПГ. Он получил 23 года колонии за 11 убийств, разбои, похищения и прочее. На скамье подсудимых оказался и лидер «Осиновских» Игорь Осинцев — ему дали 25 лет колонии. Всего в рамках операции задержали 200 человек. Мы подробно рассказывали об этой ОПГ.
За время своей службы Москвитин был неоднократно награжден. В 2017 году ему вручили знак отличия «За вклад в развитие Забайкальского края». Награждал лично тогдашний спикер регионального парламента.
Коллеги отзывались о Москвитине как о настоящем профессионале. В частности, высказывался Геннадий Мосякин, который в Башкирии курирует противодействие коррупции и ранее работал с Москвитиным в Чите.
— Я приобрел огромный опыт руководства большим коллективом. Многому научился у своих подчиненных, оперативников краевого УМВД, от Андрея Москвитина, сотрудников МОБОП, перенял методику их работы, отношение к жизни даже. Здесь [в Чите] порой происходили такие преступления, которых в Тамбове никогда не было, — говорил он.
После ареста Андрея Москвитина за него вступился его бывший коллега, с которым они вместе громили ОПГ. Бывший следователь полиции Олег Клепиков работал с Москвитиным 15 лет. Он удивился новостям о задержании.
— Я специально съездил в Краснокаменский отдел [полиции]: все в шоке, никто не верит, нет ни одного человека, который бы сказал, что Москвитин мог взять взятку. <...> Люди до такой степени верят в честность Москвитина и Поливина, что для них это абсолютный шок. Даже адвокаты звонили и говорили, что это какой-то беспредел. Некоторые из них сами защищали жуликов [которых Москвитин ловил], но и они возмущены, — рассказал UFA1.RU Клепиков.
Он также добавил, что жулики боялись и уважали Москвитина.
На суде выступил замначальника одного из читинских отделов полиции Роман Дроздов. Обращаясь к коллеге, он сказал:
— Я думаю, у вас очень много врагов, многих разрабатывали, многих сломили. Люди авторитетные, со связями и деньгами.
Характеризуя бывшего коллегу, полицейский Роман Дроздов заявил, что Москвитин — честный человек.
— Он всегда предостерегал нас от каких-то действий коррупционной направленности. Всегда говорил, что авторитет можно потерять в один щелчок. Я бы никогда не поверил, что в отношении Москвитина будет возбуждено уголовное дело. Я считаю, что он очень честный человек, и это не только мое мнение, но и всего коллектива, — сказал Дроздов.
Положительно Москвитина охарактеризовал и руководитель следственного отдела по расследованию особо важных дел СК Забайкалья Сергей Хомутов.
— Я первый раз за 20 лет работы увидел таких оперов, как Москвитин, он не боится, прёт. Я тогда еще думал, как он за семью не переживает, город ведь маленький. Москвитин — маньяк в работе, — сказал Хомутов.
Вместе с Москвитиным задержали и Михаила Поливина — полковника полиции в отставке. Он работал с Москвитиным в Забайкальском УМВД и был его начальником. В Башкирии он службу не проходил. В Чите занимал должность начальника криминальной полиции Забайкальского края. Награжден знаком «Почетный сотрудник МВД». Работал в органах с 1985 года.
Арест
Летом 2022 года источники UFA1.RU сообщили, что силовики провели обыски у руководства МВД. Тогда стало известно, что проводившие следственные мероприятия оперативники приехали из Читы. Днем 29 июля читинские эфэсбэшники нагрянули в дом к Москвитину. Он жил в коттеджном поселке под Уфой. Судя по кадрам задержания, гостей он не ждал.
— Установлено, что два бывших высокопоставленных сотрудника УМВД России по Забайкальскому краю создали условия для получения одним из них от учредителя коммерческой фирмы города Читы взятки в виде квартиры за покровительство над предпринимательской деятельностью коммерсанта, — сообщили в УФСБ по Забайкальскому краю.
Были возбуждены два уголовных дела — за получение взятки в особо крупном размере и посредничество в ней. После оформления Москвитина отправили в Читу и поместили под стражу на время следствия.
«Не верю, что у него 26 квартир»
Дом в Нагаево, в котором полицейского задержали, по данным Росреестра, оказался записан на мать Москвитина — Татьяну Михайловну. Один из источников UFA1.RU утверждал, что Москвитин в период работы в Забайкалье приобретал недвижимость в Чите и Краснокаменске, формально регистрируя ее на близких родственников, а впоследствии продолжил заниматься тем же самым в Уфе.
— В период с 1995 по 2018 год в Забайкальском крае на семью Москвитиных зарегистрировано 19 жилых квартир различной площади и земельный участок общей стоимостью более 20 миллионов рублей. В настоящее время в Уфе в собственности родителей также находятся пять квартир, земельный участок и загородный дом в элитном коттеджном поселке общей стоимостью около 20 миллионов рублей. Родители Москвитина длительное время находятся на заслуженном отдыхе и живут исключительно на заработанную пенсию, — утверждает наш собеседник.
В Нагаево живут многие ВИП-персоны Башкирии, которые имеют шикарные дома. Имение Москвитиных по местным меркам очень скромное — это семь с половиной соток земли и дом в 127,9 квадрата на ней. У отца Андрея Москвитина имелся автомобиль Nissan Terrano с красивым номером М404МТ. У самого полицейского был Lexus LX с номером В111РР.
Бывший коллега Москвитина Олег Клепиков не согласился с тем, что у него имеются 20 квартир.
— Вы видели регистрационные документы? Фамилия Москвитиных у нас довольно распространенная, да и период довольно большой, что-то приобреталось, что-то продавалось. Я бы огульно не верил этой информации, нужна проверка. То, где и как жил Андрей и в Краснокаменске, и Чите, мне известно. Непонятно, почему при переводе в Читу, пока Андрей не продал свою квартиру в Краснокаменске, он вместе с семьей (а у него два ребенка) снимал квартиру, жил в служебной, если у него столько квартир? Очень хотелось бы посмотреть на документы. Я не могу поверить в предательство Андрея и информации, что «у Москвитина 26 квартир», — сказал он UFA1.RU.
Как удалось выяснить UFA1.RU, родители Москвитина в период с 2001 по 2003 год приобрели по меньшей мере четыре квартиры в разных кварталах Краснокаменска, все они были проданы к 2014 году. На стороне Москвитина высказался еще один его бывший коллега — Алексей Попов, который работал с Москвитиным с конца девяностых. Попов пришел работать в уголовный розыск, а позднее он попал на допрос к Москвитину, который скорее был собеседованием.
— Тогда я впервые познакомился с начальником УБОПа Николаем Купченко и Андреем Москвитиным. Наша встреча, как выяснилось позже, была собеседованием на вакантную должность в отделе. Я согласился, — рассказал Алексей UFA1.RU.
Москвитин был наставником Попова, они работали в одном кабинете. По словам бывшего коллеги, их отдел всегда славился отсутствием коррупции, поэтому его «боялись все — как мелкие преступники, так и криминальные авторитеты, а также представители государственных органов».
— Если бы Москвитин брал взятки, он бы не смог ни ОПГ «Осиновские» накрыть, ни ОПГ в городе Борзе, где весь отдел милиции был коррумпированный. Тогда вот они приехали, весь отдел построили, «маски-шоу» устроили — и весь отдел заменили, — говорит Попов.
С его слов, отдел Москвитина также задерживал причастных к теракту в Беслане лиц.
— Про Андрея могу только одно сказать: он свою жизнь видел в борьбе с преступностью, испытывая неподдельную радость, когда реализовывались наши оперативные дела. Шел по служебной лестнице не по головам, а своей головой. Его уровень как руководителя намного выше, чем его должность. Просто не пришло время. А вот это, по моему мнению, и явилось причиной фабрикации в отношении него уголовного дела. Так как высокопоставленные лица, опасаясь, что не смогут договориться с Андреем, решили вот таким путем избавиться от проблемы, — говорит Попов.
Говоря о главном свидетеле обвинения — бизнесмене из Китая, Алексей предположил, что на того могли надавить, чтобы он дал показания против Москвитина.
В чём обвиняют Москвитина
В этой истории оказались замешаны два гражданина материкового Китая. Близость границ сделала свое дело — и те переехали в Забайкалье, чтобы вести бизнес. Ли Цзянь Цзюнь, он же Илья, был учредителем и единственным владельцем ООО «Омега», которое занималось строительством домов. В Чите оно построило дом № 29 по улице Шилова. Государственное обвинение считает, что Москвитин захотел получить там квартиру для своей семьи, но бесплатно. Он знал, что его начальник, Михаил Поливин, якобы дружит с Ли Цзянь Цзюнем. Поэтому хотел договариваться о квартире через него.
Сделка состоялась в конце 2012 года: мать Москвитина заключила договор с «Омегой» на покупку квартиры на 74 квадратных метра в рассрочку. Стоимость — 2,1 миллиона рублей. Но тут случился интересный инцидент: в марте 2013 года жена Ли Цзяня внезапно лишается автомобиля. Его угоняют. Машина дорогая — по современным оценкам она стоит от 1 до 5 миллионов рублей, а тогда существенно больше. Тогда Ли Цзянь обратился к Поливину за «крышей». Он попросил полицейского найти человека, который будет защищать его и бизнес от преступников.
В апреле того же года Поливин якобы вспомнил про Москвитина, который купил квартиру у фирмы гражданина Китая, и предложил ему это дело, то есть крышевание. Таким образом, следствие считает, что Москвитин согласился крышевать Ли за то, чтобы тот «простил» ему стоимость квартиры.
Что говорит Москвитин
Он сразу отрицал все обвинения. В августе он заявил, что дело возбуждено по вымышленным и несуществующим обстоятельствам, является провокацией против него и его бывшего начальника. Также он называл преследование «актом мести от криминальных элементов», которые он в свое время засадил за решетку. Напомним, что лидер ОПГ получил 25 лет, а киллер уехал на 23 года за 11 убийств.
— Эта работа была очень сложная, напряженная и повлекла формирование значительного круга недоброжелателей в отношении меня, а также моих бывших подчиненных сотрудников, в отношении моих родственников, — пояснил Москвитин.
Он привел в пример ситуацию 2012 года, когда против него возбудили уголовное дело из-за превышения полномочий. После долгого расследования выяснилось, что заявители оговорили полицейских — и телесные повреждения нанесли себе сами. Упомянул он и текущую историю.
— СМИ снова активно освещают ситуацию, а все сведения о моем финансовом положении, публикуемые там, являются недостоверными и направлены на мою дискредитацию, — подчеркнул полицейский.
Позднее он неоднократно будет утверждать, что СМИ работают по заказу тех, кто его посадил, и на самом деле не отражают всей картины. Вот только сам Москвитин и его родственники предпочитают не обращать внимания на то, что и на UFA1.RU, и у наших коллег из CHITA.RU выходили подробные материалы в защиту полицейского.
Во время заседания по мере пресечения он просил не сажать его в изолятор, ссылаясь на то, что у него есть трое детей до 14 лет и жена в декрете. Защита указывала, что ранее Москвитин не привлекался и является служителем закона. Однако суд всё равно отправил полицейского в СИЗО.
Что говорят свидетели
На суде выступил и отец Андрея Москвитина — как свидетель стороны защиты. Он пояснил, как семья получала ту злосчастную квартиру. В деле оказался замешан второй гражданин Китая — Линь Чжун Цин, который продавал квартиры в Чите. По словам Москвитина-старшего, в 2012 году он переехал в Читу вслед за сыном. Тогда его знакомая предпринимательница Юлия Кузнецова сообщила, что она знает человека, который может продать ему квартиру в этом городе, — того самого Линь Чжуна. Он получил недвижимость от партнера по бизнесу, а теперь предлагал ее по выгодным условиям с рассрочкой. Москвитины решили купить две квартиры. Китайский бизнесмен сказал Москвитиным, что сам расплатился перед застройщиком и деньги нужно платить ему напрямую.
Линь Чжун занимался в Чите небольшим бизнесом — торговал фруктами, за что его прозвали Саша Яблоко.
Чтобы заплатить за квартиры, родители продали имущество в Краснокаменске и к концу 2013 года собрали 4,5 миллиона рублей. В декабре того же года Андрей Москвитин передали часть денег Линь Чжуну, а через полгода отдал ему еще 2,5 миллиона рублей. По словам Москвитина-старшего, претензий по оплате он не получал.
Застройщиком являлась «Омега» того самого Ли Цзяня. Только вот он, выступая как свидетель обвинения, заявил, что денег за квартиру не получал.
— Никаких денежных средств за данную квартиру мне ни от Москвитина, ни от Поливина, ни от кого-нибудь еще передано не было. Деньги от Москвитина не поступали ни в бухгалтерию, ни на расчетный счет ООО «Омега». Цена квартиры в 2012 году составляла около 30 тысяч рублей за квадратный метр, значит, общая стоимость составляла около 2 миллионов рублей, — заявил Ли Цзянь Цзюнь на допросе.
Две квартиры покупались для родителей и самого Андрея с его семьей, но он в этом доме жить не стал, так как, со слов отца, там было много криминальных элементов. Документов, которые бы подтверждали покупку, у него не осталось — их уничтожили, когда переезжали в Уфу.
— Документы с распиской об оплате за квартиру мы уничтожили при переезде. Они были не нужны, зачем везти с собой. Если бы мы знали, что так сложится, то ничего бы не стали уничтожать, — пояснил Владимир Москвитин.
Жена Андрея Москвитина Виктория пояснила в суде, что если бы муж был коррупционером, то жизнь семьи выглядела бы иначе.
— Я ни одного дня дома не засиживалась, всегда работала. Если бы я была женой коррупционера, я бы так не работала и могла вести себя по-другому. Мы всегда были на страже закона (Виктория работала в ОВД — там она и познакомилась с будущим мужем. — Прим. ред.). Андрей — непримиримый борец с преступностью, принципиальный и требовательный к себе. Теперь от решения суда зависит не только его судьба, но и моя, и наших детей, — сказала она.
Выступил и главный свидетель обвинения — Ли Цзянь Цзюнь. Он пояснил, что Поливин порекомендовал ему обратиться к «коллеге по имени Андрей». Тот же коллега покупал квартиру в его доме и просил помощи с оформлением рассрочки. Лично полицейского он не знал. Прокурор же зачитал выдержку из допроса, который проводился следователями: там значилось, что Поливин попросил Ли поблагодарить Москвитина за помощь. Она выражалась в том, чтобы застройщик простил полицейскому рассрочку за квартиру.
Ранее родители Андрея Москвитина говорили, что покупали в доме квартиры у китайского предпринимателя Линь Чжун Цина — они якобы достались ему от партнера. Китайский застройщик Ли Цзянь Цзюнь в суде заявил, что Линя знал, виделся с ним в Китае, но деловых отношений у них не было и квартиры ему не передавал. Тем самым он опроверг версию родителей полицейского.
Он согласился на то, чтобы «простить» рассрочку, и, как уже говорилось ранее, денег за квартиру он не получал. Также бизнесмен пояснил, что Москвитин имел дела с Сашей Яблоко и помогал ему решать некие вопросы еще в Краснокаменске.
Двоих свидетелей допросить не удалось: предпринимательница умерла в 2020 году от ковида, а Линь Чжун Цин находился в Китае и приехать в Россию не мог. Во всяком случае, так утверждала сторона защиты.
Андрей Москвитин просил вызвать проживающего в Китае свидетеля официально, но суд отказался, сославшись на то, что он может приехать сам и ограничений на въезд нет. Почему всё-таки не мог приехать бизнесмен — неясно. Тогда Москвитин нашел другой вариант: допросить его на границе. Полицейский указал, что в 2014 году такая практика уже применялась — при рассмотрении дела ОПГ «Меценатовские» (боевое крыло «Осиновских»). Преступники занимались убийствами, в том числе криминальных авторитетов. Некоторых они сжигали. Обе банды раскручивал и громил именно Андрей Москвитин.
По словам полицейского, в 2014 года на границе допросили 10 человек — граждан Китая. Судья лично приезжал на границу и проводил допросы. Линь Чжун Цин был готов приехать на пункт пропуска и дать показания там. Но в этот раз такой трюк не прокатил. К делу не приобщили даже показания Линя по этому делу, которые он дал Интерполу, — там он утверждал, что получил деньги за квартиру.
Прокурор просил 13 лет
Рассмотрение дела в суде началось довольно быстро — уже в ноябре. Через три месяца государственный обвинитель выступил в прениях и заявил, что исправление Москвитина невозможно без изоляции от общества, в связи с чем его нужно отправить в колонию строгого режима на 13 лет. Также он запросил лишения звания «полковник полиции» и медали «За заслуги перед Отечеством» (которую он получил, когда громил ОПГ в Забайкалье). Кроме того, гособвинитель попросил конфисковать у семьи две квартиры в Чите стоимостью около 7 миллионов рублей.
Прокурор посчитал, что Москвитин совершил тяжкое преступление, которое подорвало авторитет полиции. Он добавил, что полицейский жил скромно, но всё поменялось в 2019 году.
— Но всё изменилось, когда Москвитин переехал в Башкирию. Он продал 15-летнюю «Короллу», стал владельцем внедорожника «Лексус» и жилья в элитном поселке. Проверили семью — невозможно было приобрести принадлежащую им недвижимость на официальные доходы, — добавил он.
Для Михаила Поливина, которого обвиняли в сотрудничестве, обвинение запросило только штраф — 2 миллиона рублей. Для него не стали просить лишения свободы из-за его роли в преступлении и состояния здоровья.
— Поливин осознал, как сильно он ошибался об имущественном положении Москвитина. Поливина надо оштрафовать, так как лишение свободы в рамках санкции статьи с учетом его возраста и заболеваний будет приравнено к пожизненному лишению свободы, чего он не заслуживает, — сказал прокурор.
На последнем слове Андрей Москвитин заявил, что показания учредителя стройфирмы «Омега» не имеют права на жизнь, а равно из-за них не должны принимать какие-то серьезные решения, в том числе по уголовному делу. Вновь говоря про Ли, он сказал, что не крышевал его и не получал такой задачи.
— Все нормальные люди в этом городе знают, что я работал именно, а не занимался зарабатыванием денег. Все это знают. Через меня очень много прошло фигурантов громких дел. Я занимался раскрытием преступлений профессиональным и честным образом. Все эти проблемы, которые есть с криминальными структурами, это именно связано с моей профессиональной деятельностью, так же как вся эта история с этой взяткой — мне просто мстят, — заявил Москвитин.
Он также сказал, что будет бороться за свое оправдание.
— Мое мнение остается категоричным, и никогда я свою позицию не поменяю: я невиновен. Я приму только одно решение суда — оправдание. Со всем остальным я не соглашусь. И буду бороться до последней капли крови и души за это, — заключил он.
Центральный районный суд Читы признал Москвитина и Поливина виновными в инкриминируемых им преступлениях. Москвитина приговорили к 13 годам строгого режима, а Поливина — к штрафу в 2 миллиона рублей.
Все материалы по теме дела против Андрея Москвитина мы собираем в специальном сюжете.