Начальник антикоррупционного отдела прокуратуры Забайкальского края Семен Писаренко 9 декабря выступил на брифинге, где рассказал, какой сейчас типичный забайкальский коррупционер, а также поделился свежей информацией по самым интересным делам. Самое важное собрали в одном тексте.
— Одна из важнейших задач — это обеспечение неотвратимости наказания, которая реализуется прокурорами в суде. За истекший период этого года органами прокуратуры края выявлено около полутора тысяч нарушений антикоррупционного наказания. Для их устранения внесена практически тысяча актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых 300 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, к административной — 60, к уголовной — 14. Для возмещения ущерба, причиненного коррупционными актами, в суды направлено 19 исков, которые удовлетворены, и 4 представления. Уже реально взысканы 8 миллионов рублей, — отметил Писаренко.
В 2023 году правоохранители выявили в 1,5 раза больше коррупционных преступлений, чем в прошлом году, — 152, в том числе факты взяточничества — 85. При этом на протяжении четырех лет средняя сумма в крае по выявленным фактам получения взятки втрое превышает среднероссийский показатель. В 2023 году она составила 1,6 миллиона рублей. Кстати, самую маленькую взятку получил врач-инфекционист за оформление фальшивого больничного листа — всего 7 тысяч рублей.
На вопрос о том, почему число взяток в этом году выросло в 1,5 раза, Семен Писаренко сообщил, что правоохранительные органы стали лучше работать и чаще раскрывать такие дела. При этом большая часть уголовных дел о коррупции связана с недавними эпизодами преступлений. Раньше часто раскрывали преступления, произошедшие несколько лет назад.
По его словам, важную роль в раскрываемости этих преступлений играет то, что гражданин, который дал взятку, сознавшись и содействуя следствию, может быть освобожден от наказания. Многие преступления раскрываются благодаря именно раскаявшимся взяткодателям.
Так, например, предприниматель Ли Цзянь Цзюнь, попросивший у бывшего главы УМВД Михаила Поливина покровительство полиции, рассказал следствию о том, что освободил бывшего главу уголовного розыска УМВД региона Андрея Москвитина от платы за ипотеку в принадлежащем ему доме. В результате Центральный районный суд Читы приговорил Москвитина к 11 годам колонии строгого режима. Его бывший коллега Михаил Поливин, обвиняемый в посредничестве при передаче взятки, был оштрафован на 2,5 миллиона рублей и освобожден в зале суда.
По словам Семена Писаренко, портрет забайкальского коррупционера практически не отличается от общероссийского. Это мужчина-чиновник, ему около 40 лет, он успешен на работе, эрудирован, уверенно двигается по карьерной лестнице, хороший семьянин. Со слов Писаренко, женщин-коррупционеров в Забайкалье заметно меньше, чем мужчин, но это связано с тем, что они реже занимают руководящие должности.
Семен Писаренко назвал и самые интересные случаи:
прокуратура проверила Министерство экономического развития Забайкалья после публикации в СМИ. Выяснилось, что заместитель министра Юлия Иванова получила дисциплинарное взыскание из-за того, что не уведомила начальство о том, что новым главой центра развития экспорта края, входящего в структуру регионального Фонда развития малого и среднего предпринимательства, который контролирует Минэконом, стал ее муж Булат Доржиев;
кроме того, уголовное дело о взяточничестве возбудили в отношении бывшей главы Региональной службы по тарифам и ценообразованию (РСТ) Елены Морозовой. По версии следствия, она вымогала у подчиненных премии. Елена Морозова ушла с поста главы РСТ 20 февраля, сейчас ее обязанности исполняет Оксана Дорожкова;
также стало известно, что председатель совета депутатов Читинского района Олег Бурак прекратил свою деятельность индивидуального предпринимателя и перестал заниматься бизнесом по перевозке пассажиров после вмешательства прокуратуры. В Каларском муниципальном округе произошла похожая ситуация — председатель совета депутатов округа Аркадий Громов больше не участвует в управлении частным охранным предприятием;
в Краснокаменском районе, не дожидаясь завершения проверки прокуратуры, уволился председатель комитета по управлению муниципальным имуществом районной администрации. По версии правоохранительных органов, он по доверенности представлял интересы местной компании по аренде муниципального имущества, что входило в его полномочия как чиновника;
два руководителя территориальных отделов ГУ МЧС по Забайкалью во время празднования 374-летия пожарной безопасности получили подарочные сертификаты на бытовую технику и мебель от Приаргунского горно-химического комбината. Они должны были уведомить руководство о подарках, но не стали, за что также получили дисциплинарное наказание;
прокуроры в пяти районах Забайкалья установили, что 13 лесничих продавали лес сами себе и своим родственникам. По договорам они должны были проверять наличие порубочных остатков после заготовки древесины, но, разумеется, никаких нарушений не находили. Лесничие привлечены к дисциплинарной ответственности;
заместитель главы Могочи сам себе предоставил служебную квартиру. Примечательно, что в Могоче уже был похожий инцидент в 2009 году. У двух сестер отняли квартиру. Девушки, одна из которых на тот момент училась в школе, а другая находилась в декретном отпуске, не вносили квартплату, накопив долг в 45,5 тысячи рублей. Затем по договору социального найма квартира была предоставлена предпринимателю из села Сбега Вере Дедусовой, которая являлась женой главы района Николая Кабака. Разумеется, это незаконно. Подробнее с историей можно ознакомиться здесь.
Самой коррумпированной структурой в Забайкалье, по версии прокуратуры, стала Служба единого заказчика. Самую крупную в этом году взятку получил ее глава Виктор Гусляков — 52 миллиона рублей. Ему заплатили за пособничество при заключении контракта на строительство Краевой детской клинической больницы. Общая сумма взяток в этом уголовном деле составила 70 миллионов рублей.
При этом компания «Дом 2000», которая занимается строительством больницы, сэкономила на объекте 150 миллионов рублей за счет снижения стоимости отдельных работ. Известно, что строители использовали бетон низкого класса качества. Гуслякова в октябре признали виновным в получении многомиллионных взяток в составе организованной группы, его приговорили к 8 годам исправительной колонии строгого режима со штрафом в 60 миллионов рублей. Суд над его подчиненными еще идет.
Согласно копии документа следкома в адрес губернатора региона Александра Осипова, который находится в распоряжении редакции «Чита.Ру», экс-зампред правительства Забайкальского края Вадим Петров, курирующий деятельность Службы единого заказчика, не только знал о взятках руководителей СЕЗ, но и сам мог получать от них часть полученных денег за покровительство их деятельности. На брифинге Семен Писаренко отметил, что в рамках расследования причастность Петрова к этой преступной группе установлена не была. Сейчас Петров находится в Донбассе, там он занимается организацией гуманитарных конвоев на линию боевого соприкосновения.
Примечательно, что Гусляков, начальник одного из отделов Владимир Имеков и главный инженер Виталий Чумаков специально приехали работать в Службу единого заказчика из Бурятии, чтобы обогатиться.
Это не первая ОПГ в Службе единого заказчика. Аналогичная ситуация происходила в 2013 году. Тогда директор Геннадий Литвинцев, которого из Якутии на работу позвал губернатор Константин Ильковский, вместе со своим заместителем Максимом Майоровым и главным инженером Константином Выжловым организовали преступную группировку и разработали схему для постоянного получения взяток. Откаты они получали от будущих подрядчиков за контракты, заключенные без торгов в режиме ЧС. С 2014 по 2016 год они получили 18,4 миллиона рублей взяток. Их приговорили к длительным срокам наказания. Позже Геннадий Литвинцев не захотел отдавать полученные в качестве взяток деньги и попытался обжаловать приговор.
После двух вышедших из Службы единого заказчика ОПГ полномочия скандальной структуры в правительстве Забайкалья решили разделить. Вице-премьер Игорь Дубровин сообщил, что будет отдельно госзаказчик по объектам капитального строительства, отдельно госзаказчик по объектам дорожного хозяйства, отдельным независимым учреждением будет строительный контроль. Все они будут подчиняться Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта края. Новая система заработает с нового года.