История о нападении на одноногого ветерана ЧВК «Вагнер», участника СВО Михаила Таскина в Нерчинско-Заводском районе вызвала шквал обсуждений летом 2023 года. К этому громкому делу больше года приковано внимание разных людей, среди которых участники спецоперации, политики разных уровней, журналисты и просто знакомые избитого и нападавших. Приговор за это преступление вынесли в сентябре 2024 года. Сейчас трое осужденных его оспаривают. Почему доводы со стороны защиты действительно имеют смысл и с чем не согласны адвокаты осужденных, разбираемся в материале «Чита.Ру».
В какие сроки обернулись обвинения
Драка произошла ночью 5 августа 2023 года в селе Нерчинский Завод. По словам сестры пострадавшего Нины, двое участников СВО, одним из которых был Михаил Таскин, отдыхали в кафе и поссорились с компанией местных жителей. Между ними произошел конфликт, участников СВО называли убийцами и всячески оскорбляли. Когда военнослужащие решили покинуть кафе, четверо мужчин и две женщины догнали их на машине, заблокировали проезд и принялись избивать. Били только Таскина, ему сломали нос, нанесли черепно-мозговую травму и разбили автомобиль.
По заявлению Михаила правоохранительные органы возбудили сразу два уголовных дела — по части 2 статьи 167 УК РФ «Умышленное уничтожение имущества, совершенное из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом» и статьи 115 УК РФ «Причинение легкого вреда здоровью». Также в действиях нескольких участников конфликта нашли признаки статьи 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию армии». Более года они находились в СИЗО.
В сентябре 2024 года суд приговорил четверых человек к реальным срокам от 2 до 7 лет: Сергея Пискарева — к 7 годам колонии строгого режима, Ивана Зырянова — к 6 годам колонии общего режима, Влада Александрова — к 5,5 года колонии общего режима, обвиняемую в пособничестве Анастасию Черткову — к 2 годам 2 месяцам колонии общего режима. Трое из четверых осужденных в ноябре 2024 года подали апелляционные жалобы на приговоры. Не подал жалобу только Пискарев.
С чем не согласна сторона защиты
Адвокат Влада Александрова считает, что действия ее подзащитного полностью охватываются составом части 2 статьи 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, повлекшие причинение вреда здоровью и имуществу». Привлечение по дополнительным статьям она считает недопустимым.
— Они получили двойное наказание: 280-я статья включает вторую часть, где прямо указано «причинение вреда здоровью и уничтожение чужого имущества». А им вменили дополнительно 115-ю и 167-ю статьи. У нас еще есть Восьмой кассационный суд в Кемерово, мы и туда дойдем, — комментировала адвокат Александрова сразу после вынесения приговора.
В жалобе она выражает несогласие с приговором и указывает, что он вынесен с нарушением нормы законодательства. Она полагает, что предварительное следствие велось пристрастно из-за того, что дело было предано огласке через средства массовой информации и получило политическую окраску.
Ранее губернатор Забайкальского края Александр Осипов заявлял, что все виновные будут привлечены к ответственности, а ситуация находится на контроле краевых властей и специалистов из Москвы. Депутат Госдумы Андрей Гурулев, в свою очередь, называл напавших скотами и тоже взял ситуацию на личный контроль.
Если убрать составы преступлений по статье 167 и 115 УК РФ, срок только Влада Александрова мог бы уменьшиться на 2 года.
Кроме того, по мнению адвоката подсудимого Ивана Зырянова — Александра Жданова, в деле нет дискредитации российской армии. Адвокат отмечает, что дискредитация подразумевает публичные действия, но всё происходило на пустыре в 04:00 утра, и медали с участника СВО якобы никто не срывал.
— Выяснился очень удивительный факт, никто не был готов к нему: ни обвинение, ни защита, ни суд. Работница кафе, где всё началось, сказала, что наград у Таскина — четырех медалей — на футболке не было. Версия обвинения, которая прозвучала во всех СМИ, состоит в том, что с него срывали награды. <…> Выступала свидетель, медсестра, которая осматривала Михаила Таскина после драки, ей тоже задали такой вопрос — были ли разрывы на футболке. Она ответила, что их не было, — настаивает Жданов.
Информация о сорванных медалях поступила от сестры избитого Нины, которая первая рассказала «Чита.Ру» о случившемся. Она отмечала, что у Таскина было четыре медали, среди которых награда «За бои под Бахмутом», «За взятие Соледара» и медаль «За отвагу».
Кроме того, адвокаты заявляют, что слова «убийца» и «убийца детей и женщин» были адресованы Таскину не как участнику СВО, а из-за его покушения на убийство двух и более лиц общеопасным способом в 2019 году.
В беседе с корреспондентом «Чита.Ру» местные жители предполагали, что конфликт 2023 года мог быть продолжением инцидента в 2019 году, когда Михаил Таскин стрелял в самого молодого осужденного Влада Александрова и его отца. На момент событий Владу было 15 лет. Отец молодого человека Денис Александров рассказывал, что после ссоры с компанией, где был Влад, Таскин, вооружившись карабином, попытался застрелить троих человек. В приговоре суда от декабря 2020 года сказано, что Таскин был пьян и, «испытывая неприязнь» к троим потерпевшим, решил лишить их жизни. Он был осужден на 9 лет колонии строгого режима за покушение на убийство трех человек. После начала СВО он вступил в ряды бойцов частной военной компании «Вагнер». В ходе несения службы лишился ноги, был награжден несколькими медалями и получил статус ветерана ЧВК «Вагнер». После возвращения Таскина в Нерчинский Завод старый конфликт, возможно, перерос во взаимную неприязнь и драку, которая сейчас закончилась уголовными делами и приговорами.
Адвокаты настаивают: ЧВК «Вагнер» не имеет отношения к Минобороны РФ
По мнению адвоката Жданова, статья 280.3 УК РФ может применяться при совершении преступления непосредственно там, где происходят военные действия. В жалобе отмечается, что Зырянов давал показания о том, что сам намерен был в ближайшее время принять участие в специальной военной операции, что подтверждали свидетели. Адвокаты также настаивают, что эта статья не может применяться к участникам ЧВК «Вагнер».
— Это частная военная компания, не имеющая отношения к Минобороны РФ, которая в июне 2023 года и вовсе себя дискредитировала, — заявляет Жданов. Он считает, что по данной статье мера уголовного преследования должна применяться только после административного наказания.
В целом адвокаты сходятся во мнениях, что в приговоре не указано, по каким основаниям суд принял одни доказательства и отверг другие, и что применение трех статей привело к незаконному даже не к двойному, а уже к тройному вменению.
Дело о пособничестве
По приговору третьей осужденной за пособничество при дискредитации ВС РФ Анастасии Чертковой при рассмотрении жалобы в суде адвокаты настаивают, что совершенные ею телефонные звонки были направлены не на координацию Ивана Зырянова, а лишь на то, чтобы проверить, всё ли в порядке с Владом Александровым.
В интервью одному из местных YouTube-каналов Александр Жданов зачитал строчки из показаний Анастасии Чертковой, которая рассказывала, как стала участницей погони за Михаилом Таскиным. Он высказывался о том, что «за два звонка человека, как в свое время радистку Кэт, обвиняют в том, что она содействовала, передавая информацию от одного из участников другому».
— Черткову тоже допрашивали в качестве свидетеля. Потом предъявили обвинение и вменили даже 115-ю статью. Хотя потерпевшие ни разу не говорили, что их била девушка, — рассказывала адвокат Александрова.
По словам сестры Таскина Нины, в момент совершения избиения с мужчинами были две молодые девушки, которые подбадривали товарищей. Анастасию Черткову за дискредитацию приговорили к 2 годам 2 месяцам колонии общего режима.
После инцидента в интернете стали распространять фото и личные данные участников драки. Как написано в жалобах осужденных, в различных открытых чатах мессенджеров сестре потерпевшего стали поступать сообщения с предложением за вознаграждение «убить или облить кислотой родителей» виновных и просто наблюдавших за дракой. По заявлениям родителей в полицию в возбуждении уголовного дела им было отказано.
Также после вынесения обвинения жительницу Читы, имя которой совпадает с именем девушки, которая могла быть замешана в избиении Михаила Таскина, начали травить в интернете. Об этом она сама сообщала в редакцию «Чита.Ру». Кроме того, глава волонтерской группы из Нерчинского Завода, помогающей бойцам СВО, Александра Черняева просила губернатора Забайкалья Александра Осипова остановить травлю мужчин и девушек, замешанных в драке.
— Мы со своей командой волонтеров решили прекратить деятельность. То есть мы больше не участвуем ни в помощи, ни в поддержке — нигде, [с тех пор] как всё это началось — из-за травли со стороны родственников Таскина в группе лично меня, других волонтеров. Причина — во всей этой грязи. Травля поспособствовала тому, что я, как администратор группы и как волонтер, отказалась пропускать жесткие объявления о тех, кто участвовал в избиении Михаила. Я сейчас хочу вас попросить, чтобы вы как-то повлияли на эту всю ситуацию, чтобы эта травля в соцсетях общая, во всех группах [прекратилась] — пишут родственникам, друзьям, соседям, пишут всем, — рассказала Черняева.
Адвокаты намерены не смягчить приговор, а оправдать подзащитных
Решение о соответствии приговора конституционному принципу недопустимости двойного вменения, о котором говорят адвокаты осужденных, будет выносить исключительно суд. Наблюдателям истории стоит помнить лишь о том, что за любое преступление человек обязан понести наказание, как его понес сам Таскин за стрельбу в людей в 2019 году.
На зачитывании жалоб осужденных 20 января 2024 года в зале суда прозвучала их просьба об оправдании:
— Вы просите вас оправдать, правильно я понимаю? — спросил судья.
— Да, — ответили осужденные.
Сейчас все трое подсудимых находятся в следственном изоляторе в Краснокаменске. Апелляцию по существу суд будет рассматривать 3 февраля.