Ветреным воскресеньем 13 апреля 2014 года в филармонии давал первый и, скорее всего, единственный свой читинский концерт гениальный гитарист, пианист, музыкальный теоретик и новатор Стенли Джордан.
Это был всемирный День рок-н-ролла, который ежегодно празднуется 13 апреля. Ровно 60 лет назад в 1954 году Bill Haley записал сингл «Rock Around The Clock» - событие, которое принято считать началом нового мирового порядка в музыке. Такой нынче получился «Цветущий багульник» - в день рождения Лундстрема выступали братья Бутманы, в день рок-н-ролла ставил на уши зал филармонии один из лучших гитаристов планеты.
В этот день в фойе не играл квартет «Mate», публика немного отличалась от обычной «багуловой», было гораздо больше жадной до качественных гитарных запилов молодёжи. День рок-н-ролла в общем. Единственное, что объединяет все, вообще все концерты «Цветущего багульника», это какие-то совершенно особенные бабушки, которые с одинаково блаженным удовольствием ходят на камерную классику, моноспектакли, балеты и джаз. Рассаживаются эти бабушки по местам, и ждут появления музыканта. Неделю назад Стенли Джордан написал у себя в фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)е, что закончил запись альбома с Кевином Юбанксем и едет в небольшой тур по России, с остановками в Калининграде, Москве, Чите и Миассе. С тех пор никаких записей ни в фейсбук (запрещённая в России экстремистская организация)е, ни в твиттере Джордан не делал. И тут он выходит на сцену нашей филармонии.
Гитарист ещё не начал играть, а уже произвёл лёгкий фурор в зале, потому что с головы до пят выглядит так, как у нас не привыкли. На голове пиратский хвостик, закрывающая половину лица чёлка и всегда смущённая улыбка. На полупрозрачных рукавах какой-то нереальной туники золотые браслеты из сказки про Али-Бабу. Именно руки и будут центром внимания сотен глаз на ближайшие пару часов.
Кисти Джордана похожи на культуристов в соревновательный период, раскачавшихся и рельефных до полной анатомичности. С середины 60-х годов эти пальцы беспрестанно играют музыку, с середины 80-х за ними следят в обоих полушариях.
Дело в том, что Стенли Джордан видит и понимает гитару не так, как абсолютное большинство. С 6 лет он занимался на фортепиано, а когда услышал Карлоса Сантану и Джимми Хэндрикса, решил пощупать гитару. И начал осваивать её в том же ключе, что и фортепиано, извлекая звуки из инструмента ударами пальцев обеих рук, то есть тэппингом. Кладёт обе руки на гриф и играет так, что если не видеть музыканта, ни за что не поверишь, что играет один человек. Минимум двое.
Устроившись на барном стуле, Стенли Джордан за несколько номеров показал, что может играть своей техникой не только рок-н-ролльные стандарты и того же Хэндрикса, но и Моцарта. На заднем плане всё это время стоял самый знаменитый и дорогой читинский рояль. А мы помним Чехова, который сказал, что если в первом акте на сцене стоит рояль, то в последнем он должен обязательно выстрелить. И он выстрелил.
Поупражнявшись в сольной игре на гитаре, Стенли тихонечко пробрался к роялю, чтобы поиграть самому с собой дуэтом. Так не бывает, думал я и думали все сидящие в зале бабушки до того момента, пока этого не случилось. А наш Стэнли, кажется, воспринимает клавиатуру рояля как продолжение гитарного грифа и с полуприкрытыми глазами играет какой-то абсолютный космос, используя обе руки то на клавишах, то на ладах. Играет легко, свободно, управляясь с двумя великими инструментами так, как пожилой аристократ управляется с ножом и вилкой.

Стилистически Джордана относят к джаз-фьюжну, что и подтверждалось в каждой новой пьесе. Будь это битловская «Eleanor Rigby» или цеппелиновская «Stairway to Heaven», джазовые ходы звучали везде. Но, как ни крути, это был день не джаза, а именно рок-н-ролла, такого же мощного и свежего, как весенний ветер на улице.