В Забайкальском крае живёт почти 1,1 миллиона человек. Это десятки национальностей, у каждой из которых свой характер, своя история, культура. Чтобы узнать друг друга чуть лучше, мы запускаем серию текстов «Замечательный сосед», в которой покажем культуру и быт, проблемы и радости живущих в многонациональном Забайкалье народов.
Читинские немцы сегодня внешне ничем не отличаются от русских, так как история их появления в столице Забайкальского края начинается несколько поколений назад. Этого времени хватило для размытия каких-либо границ между народами. Одно из немногих мест, где начинаешь ощущать разницу между собой и представителями немецкой диаспоры, — это небольшое помещение в неприглядной пятиэтажке на улице Набережной. Именно его несколько лет назад мэр Читы Анатолий Михалёв выделил на правах аренды городской общественной организации российских немцев «Хофнунг» («Надежда»), где встретила нас председатель Ирина Решта.
Главное — сохранить язык
- Ещё недавно в Чите насчитывалось около 400 немцев. По последним данным, их уже около 300. Многие переехали в Германию к родственникам. Наша общественная организация работает с теми, кто остался жить в Чите. Мы стараемся сохранить культуру и язык, поэтому для читинских немцев проводим бесплатные курсы немецкого языка и участвуем во всевозможных городских мероприятиях, выступая в немецких костюмах с народными танцами и песнями. Сейчас вот активно принимаем участие в проекте «Вместе мы — сила» театра национальных культур «Забайкальские узоры», в рамках которого уже выступили на празднованиях Сабантуя, Сагаалгана, Навруза и Дня цыган. Представители других диаспор, в свою очередь, приходят и выступают на наших праздниках.
Конечно, работы у нас много. Со всем справиться сложно, имея также основное место работы. К примеру, я помимо председательство в организации, преподаю музыку в школе №22. Преподаватель немецкого языка нашего центра Марина Ивановна Дычко также имеет основное место работы — преподаёт в школе №38.
- На какие деньги существует ваша организация?
- Так как она — общественная, денег мы не зарабатываем. Нам оказывает грантовую поддержку МВД Германии. Конечно же, каждый грант приходится отработать, создавать проекты, проводить мероприятия. Не так давно генеральный консул Германии в Новосибирске Найтхарт Хефер-Виссинг во время визита в Читу на встрече с нами также предложил грантовую поддержку. Возможностей получать гранты достаточно, вот только сил и времени у нашего небольшого центра не хватает, чтобы участвовать в них чаще.
Кроме того, наша организация входит в международный союз немецкой культуры (МСНК). Туда помимо России входит Украина, Узбекистан и Казахстан.
Немцы из Ташкента
- Когда первые немцы появились в Забайкалье?
- История немцев в Чите неразрывно связана с Манифестом, изданном Екатериной II 4 декабря 1762 года. Именно тогда немцы начали приезжать в Россию, заселять необжитые земли. Добрались они и в Забайкалье, когда пошло освоение этих территорий. Занимались здесь геологоразведкой. Позже приехали декабристы, часть из которых также была немцами. 13 человек и врач Вольф.
- Многие немцы остались с тех времён в Забайкалье?
- Нет. Большинство приехало позже. К примеру, я — родилась в Ташкенте, где познакомились мои родители. Там живёт много немцев. Оттуда мы и переехали в Читу. Также было и у многих наших активистов.
- А читинские немцы стараются создавать только немецкие семьи, или допустимы и смешанные браки?
- Никаких запретов нет, поэтому большинство браков — смешанные. Вот недавно немка вышла замуж за бурята. Есть браки с татарами, русскими, азербайджанцами, дагестанцами, чеченцами, с представителями других диаспор. Кстати, у нас так же, как и у евреев, национальная принадлежность ребёнка определяется по матери. Если мать — немка, то и дети — немцы. А вообще, Конституция РФ позволяет человеку самому определяться с тем, какой он национальности.
Немецкие деревни
- А по всей России много немцев?
- Очень много. Компактно они живут в Алтайском крае. Там целые немецкие деревни и даже районы. К примеру, деревня Гальбшадт. Туда заезжаешь и попадаешь, как будто в Германию. Вокруг немецкий говор, архитектура в немецком стиле, вывески на двух языках. Там отмечаются те же праздники, что и в Германии, танцуют народные танцы, поют народные песни.
Много немцев в Новосибирске, в Омске. Вообще же они живут по всей стране, поэтому и центров работает около 600. Наш центр — один из самых маленьких, так как наше представительство здесь невелико. В городах же, где диаспоры больше, есть целые российско-немецкие дома, сотрудники которых официально трудоустроены.
- А вы бывали в таких домах?
- В новосибирском российско-немецком доме. У них есть и большой актовый зал, и библиотека, и кафе, специализирующееся на немецкой кухне. К сожалению, нашему центру далеко до него, так как нас здесь немного. Проводить какие-то большие мероприятия, праздники мы не можем, так как соответствующего помещения у нас нет. Приходится снимать актовые залы. Кроме того, чтобы сохранить культуру своих предков, нам также нужен музей. У нас постоянно увеличивается число фотографий, сувениров и книг, привезённых из Германии, а выставить большинство из них некуда. Эти проблемы мог бы решить дом дружбы для всех диаспор, где бы был актовый зал, много других помещений. Думаю мы бы вместе с другими диаспорами смогли благодаря ему сохранить самое ценное — свою культуру.
Возвращение домой
- Вы говорили, что снижается число немцев в Забайкалье. Они уезжают в Германию?
- Да. Немцы массово выезжать из России на историческую Родину начали ещё с начала 90-х. Тогда особых проблем с въездом в Германию не было, затем правила въезда ужесточились. Нужно было знать язык и культуру. Многим к тому же отказывалось в переезде без объяснения причин. Несмотря на это, они продолжают уезжать. В густонаселённых регионах, бывает, из-за этого пустеют целые улицы.
- Ваша организация — не единственная немецкая в Забайкалье?
- Нет, есть ещё религиозная лютеранская община, в которой состоят некоторые немцы. Были и другие, может быть, создаются новые, так как сегодня, согласно законодательству, достаточно трёх человек для регистрации общественной организации.
Оставшиеся военнопленные
- А есть в Забайкалье немцы — предки военнопленных времён Великой Отечественной войны?
- Сложно сказать. Знаю, что у нас в Чите есть братская могила германских, австрийских, турецких военнопленных. Там похоронено всего около 700 человек. Находится оно где-то в районе главного корпуса ЗабГУ.
- А вообще как к вашей организации относятся, ведь для многих немцы — это враги в ВОВ?
- В целом, нормально. Конечно, кому неизвестна история нашего появления в Забайкалье, может негативно отреагировать. Вообще же, сейчас все знают, что у России с Германией хорошие культурные и экономические связи, поэтому особых проблем нет.
- В России немцев считают очень пунктуальными и чистоплотными. Действительно ли вы такие?
- Это правда. Причём, несмотря на то, что многие из читинских немцев уже обрусели, в них эти качества по-прежнему присутствуют. Эти черты характера, наверное, уже на генетическом уровне переходят от поколения к поколению. Такие уж немцы.
Андрей Затирко