Звёзды бурятской эстрады Зоригто и Нонна Тогочиевы с 2014 года выходили на сцену лишь два раза – в Иркутске в 2015 году на праздновании Белого месяца, и в Чите, где 30 апреля в ресторане «Звезда кочевника» прошёл единственный концерт мастеров этнического шоу. Корреспондент ИА «Чита.Ру» выяснил, с чем связано творческое затишье популярного в Бурятии и Забайкалье семейного дуэта.
- Ваша новая программа называется «Преображение». Почему?
Зоригто: Те, кто раньше бывал на наших концертах, сразу увидят, что мы преобразились, прежде всего, внешне. Решили заняться здоровьем, привести себя в порядок. В июле 2014 года я при росте 168 сантиметров весил 152 килограмма, у Нонны также был лишний вес. Пришлось пересмотреть режим дня, рацион. Инициатором стала супруга, которая попутно приобрела ещё одну профессию – консультант по питанию и здоровому образу жизни. Сейчас мой вес - 112 килограммов, Нонна похудела на 20 килограммов. Мы сбросили 60 килограммов на двоих!
Для концертной программы «Преображение» Нонна сшила новые эксклюзивные костюмы, поскольку все старые вещи из гардероба стали велики.
- За два года что-то изменилось в вашем творчестве?
Зоригто: В Читу мы привезли 6 номеров, которые ещё нигде не показывали, хотя премьеры обычно «испытываем» на своём зрителе в Улан-Удэ. С нами приехали молодые артисты театра эстрады Тогочиевых, многие из них, как и моя супруга, уроженцы Забайкалья.
Нонна: Мне приятно выступать перед земляками. Хоть родители и переехали в Тынду, когда мне было 2 года, но у меня почти в каждой деревне Агинского округа есть родственники. Мы минимум раз в год приезжаем навестить родных, поздравить с праздниками. Часто бываем гостями на свадьбах. Это придаёт творческих сил.
- Вы поёте на разных языках: бурятском, русском, хинди. О чём ваши песни?
Зоригто: Большинство песен в нашем репертуаре о любви. Это главная тема и в жизни, и в творчестве. Любовь друг к другу, к Родине, к родителям. Отношения мужчины и женщины. Любовь – чувство, которое движет человечество вперёд.
Нонна: Мы искренне поём о том, кого любим и что любим.
- Кто ваши авторы?
Зоригто: Нам пишут авторы и композиторы из Бурятии, Агинского округа, также мы исполняем известные хиты разных стран. Я сам пишу стихи, но в программе «Преображение» наших авторских песен нет. Зато есть хит «Шамдаа», который повествует обо мне и написан специально для супруги.
Нонна: В этой песне показана любовь зрелой женщины. Она скомпилирована из текстов разных авторов, поскольку в процессе записи меня постоянно что-то не устраивало. Я хотела отразить в ней все мои чувства к Зоригто и сейчас эта песня - самая важная для меня. Рада, что она полюбилась публике. В 2015 году «Шамдаа» стала саундтреком к художественному фильму «Сэржэм», снятого творческой группой Бурятии.
«Сэржэм» (подношение святым с просьбой о помощи в решении проблем, защите от неприятностей — ред.) - драма режиссёра бурятской студии «Возрождение» Баира Уладаева, повествующая о взаимоотношениях молодой семейной пары. Цель фильма с бюджетом 500 тысяч рублей – показать традиции, нравы и духовные ценности бурятского народа.
- Как публика принимает ваше творчество?
Зоригто: Очень душевная публика в небольших посёлках, деревнях, где дети часто дарят наши портреты, которые они сами рисуют. Мы храним три картины: Нонна в розовом платье с большой орхидеей, мы в красных нарядах втроём с сыном и мой портрет. Однажды девочка подарила двух бумажных лебедей. Необычное оригами теперь радует нас дома.
- Какое выступление запомнилось вам больше всего?
Зоригто: Запомнились выступления в Индии в 2007 году. Мы пели в городе Дхарамсала, где впервые проходила церемония пуджи долгой жизни Далай-ламе XVI. На площади собрались 1200 зрителей в основном детей, которые весь 1,5-часовой концерт просидели в позе лотоса.
В церемонии пуджи долгой жизни в Индии участвовали свыше 5 тысяч человек, в том числе более 500 паломников из Бурятии, Калмыкии, Тувы и Монголии. Их объединяла искренняя мотивация и единый порыв – просьба к Далай-ламе оставаться в этом мире как можно дольше.
В Индии мы дали 5 концертов, на одном из которых Далай-лама взял нас с Нонной за руки. После выступления на улице скопились индусы, которые стремились потрогать нас и даже украсть. Оказалось, они через прикосновение получают благословение.
- Расскажите о своих победах в конкурсах.
Зоригто: В начале творческого пути мы участвовали в Международном конкурсе эстрадной песни «Белый месяц» в Улан-Удэ. В 2001 году мне удалось стать единственным за шесть лет артистом республики, который завоевал первую премию. В 2003 году Нонна получила третью премию.
Нонна:Мы обладатели первой премии конкурса лирической песни в Китае, лауреаты международного конкурса «Голоса Азии» в Казахстане, международного фестиваля рабочей молодёжи в Южной Корее, обладатели третьей премии «Золотые крылья» в Молдавии, победители конкурса песенных дуэтов в Турции.
- Откуда берётся ваше стремление в благотворительности?
Зоригто: Стараемся не быть равнодушными. В 2014 году сгорел Агинский дацан. В Улан-Удэ мы организовали благотворительный концерт, собрав в зале физкультурно-спортивного комплекса 2,5 тысячи зрителей. На восстановление храма передали 1,5 миллиона рублей. Проводили благотворительный марафон по сбору средств на восстановление детского реабилитационного центра «Сагаан Дали» в посёлке Аршан Тункинского района Бурятии. Селевый поток в 2014 году причинил ущерб центру на 180 миллионов рублей. Мы не остались в стороне от трагедии.
- Нонна, вы возглавляете собственную академию моды и красоты. Как давно вы увлеклись дизайном одежды?
- Шью с шести лет. Во втором классе села за швейную машинку, а в 12 лет сдала на пятый разряд швеи-закройщицы. Ничего удивительно в этом для меня не было, поскольку вся женская половина нашего рода – швеи. Мои бабушки изготавливали одежду и буддийскую атрибутику в Цугольском дацане, а на эти должности, как известно, брали самых искусных мастериц.
С 14 лет я обшивала всю свою семью. Мы тогда жили в Тынде, и когда мама с папой ездили в Москву, обязательно привозили мне разные ткани, которых не было в нашем небольшом городе. После школы выучилась на модельера в Хабаровске, но всегда мечтала стать певицей. Вторую профессию получила в музыкальном колледже в Улан-Удэ, где встретила Зоригто. В 2016 году нашему творческому дуэту будет 20 лет.
- Два года – солидная творческая пауза. Появились силы для новых проектов?
Зоригто: Мы продолжаем активно работать над собой. Моя цель – сбросить вес до 80 килограммов, по возможности набрав мышечной массы. На это уйдёт минимум полгода. После будем готовить юбилейную программу к 20-летию нашего театра эстрады. Но на первом месте – родить нашему сыну, которому в октябре исполнится 17 лет, брата или сестрёнку. Это главный проект в нашей жизни.