Ольга Делан по заграничным меркам прилетает в Забайкалье часто: то съёмки фильма «Любовь по-сибирски», то показ его для читинцев, в последний момент сорвавшийся в «Удокане», то уникальный проект для сёл и деревень «Все в кино», который вот-вот запустится и обещает забайкальской глубинке бесплатные просмотры самых любимых советских художественных и мультипликационных фильмов.
- Этот проект начался в 2016 году, несколько районов посмотрели кино. Для чего решила возродить?
- Я помню отклик от библиотек в 2016 году. Результаты были, а библиотеки и сейчас пишут: «Пользуемся фильмами до сих пор, на них у нас спрос». Решила возобновить и расширить. Для чего нужно было первым делом возобновить лицензии и разрешения на показы от студий.
В некоторых сёлах создали традицию. Жители говорят, что дети начали ходить в библиотеки и читать книжки.
- Сдвинули привычку, которой до этого не было?
- Сдвинули. Мы сделали это сказками и советской классикой. Дети перестали болтаться на улицах. Конечно, не все, но это шажок. И это меня держит. Мне не всё равно, у меня есть возможность помочь краю, где я родилась.
В Чите у меня есть сотрудник, Павел Соломин. Мне с ним очень повезло в том плане, что он сам как молодой педагог, учитель истории и обществознания. Понимает необходимость проекта. Он помогает мне в созданиях программы уже с самого начала проекта.
- Как финансируется этот проект?
- В Мюнхене есть фонд Ehlers. Это семья, которая создала частный фонд, у них русские корни. За счёт своей связи с прошлым они помогают детям в России. В целом это небольшие деньги. Своих средств нет, и поэтому я обратилась к этому фонду.
На них я вышла в мае через интернет. Знала, что буду в Иркутске и понимала, что нужно будет повидаться со всеми и попытаться продвинуть этот проект дальше. В письме описала проект двумя-тремя предложениями, и мне позвонил менеджер и пообещал делать всё возможное, чтобы проект получил их поддержку. Заседание фонда было через месяц.
В это время у меня в Италии прошёл показ моего фильма «Любовь по-сибирски». Мы договорились с организатором, что я не получаю деньги из кассы – они пойдут на благотворительный проект и на проект «Все в кино».
В итоге мы получили неплохие деньги, за один показ собрали почти тысячу евро.
Я приехала в Россию с этими деньгами на развитие проекта «Все в кино», и мне очень нужна поддержка. В Забайкалье я вышла на районные библиотеки и сразу получила заявки от четырёх районов, это 37 сёл. Краснокаменский, Александрово-Заводский, Борзинский и Нерчинский районы захотели участвовать.
- Там, где тебя уже знают по «Все в кино» 2016 года или по съёмкам.
- Кстати, да. Потому что Газимурский Завод, Шилка, например, отказались.
В Мюнхене, кстати, 16 октября в генконсульстве Российской Федерации пройдёт организационная встреча этого фонда. Её тема - дружба между Россией и Германией как основа мира в Европе. Там будет опубликован мой проект, который номинирован на лучший проект года.
- Что в проекте происходит сейчас?
- Жду лицензии от «Студии Горького» и «Мосфильма», «Союзмультфильм» уже дал разрешение. В общем, программа на этот квартал у нас уже стоит. Думаю, на следующие 2-3 года мы уже получили фильмы. Лицензии на них нужно будет продлевать каждый квартал, но, тем не менее это отправная точка. Я очень надеюсь, что с этой точкой я смогу подавать заявки в России, потому что здесь тоже есть благотворительные фонды.
Вообще этот проект непростой, потому что новый. Самим студиям было тяжело проработать схему лицензии, авторских прав. Но мы это сделали.
Помню, как в 2016 году на меня вышла молодая врач из Борзи и попросила выслать флешку, чтобы поддержать проект. Она собиралась в выходные разъезжать по сёлам и делать показы. Представляешь? Сама в свои выходные дни вкладывалась.
Сейчас ко мне обратилась предприниматель из Краснокаменска и попросила флешку. Она с администрацией города делает открытые показы для детей, в том числе и в детских домах, и это замечательно.
К проекту подключились 37 сёл, но у меня есть бюджет на большее. Думаю, к новому году сделаю подарочек - конкурс среди сёл. Сейчас участвовать в проекте могут только те, у кого есть техника для показов, и призом конкурса сделаю как раз её.
- Ты как создатель проекта замечаешь его влияние на людей? Обратную связь ловишь?
— Я сама была на показах в селе Онон-Борзя Александрово-Заводского района, мы показывали «Сказку о царе Салтане». Дети выходили с большими глазами, в тишине переживали красоту, которую они увидели. Меня удивляло, что подростки в 12-13 лет не знали эту сказку: в первый раз её видели и слышали.
Сами педагоги и библиотекари рассказывают, что за 3-4 месяца дети стали приходить и читать сказки, стали мягче по отношению друг к другу. Это магия, это волшебство. Это важно.
Детям нужно больше, чем школьная программа. Без него они выходят на какие-то дурные мысли. Проект «Все в кино» очень чётко вписывается в эту идею.
Я вижу, как дети в сибирских деревнях просто болтаются на улицах. У них нет примера для подражания, учителей-физкультурников - таких мужиков крепких, или учителей истории, которые кружки бы создавали. В Нерчинске или Борзе это есть, но это районные центры. А дальше-то в сёлах - полная тишина. Детям нужно помочь, а нам это ничего не стоит.
Для этого в Италии в октябре будет благотворительный показ, и в Берлине к Рождеству я собираюсь сделать то же самое.
- Что для проекта нужно сейчас?
- Нужен человек, который займётся раздачей флешек с фильмами, которые изготовят в Китае. Также нужен кто-то, кто бы взялся за организацию конкурса по технике, купил призовые пакеты. Ну и, естественно, желающие участвовать.
Такие показы можно делать в больницах или детских домах. Я думаю подключить к проекту фильмы от организации «Общее дело» - они создают ролики на тему здоровья, качественного образа жизни. Это делается специалистами, врачами, и проект имеет федеральную поддержку. Насколько я знаю, в Забайкалье нет представителя этой организации.
Ты говоришь, что обращалась к бизнесу с просьбой о помощи. Насколько активно люди, не только предприниматели, реагируют на это?
- Реагируют только педагоги, потому что они в теме, они в курсе. От простого люда это далеко, наверное. С поддержкой выступают некоторые родители, дети которых уже были в проекте.
Кстати, к вопросу про то, что ещё нужно для проекта - нужен банковский счёт. Его владельцем должна быть организация или частное лицо, которым доверяют.
Конечно, хотелось бы получить поддержку и от местных жителей. Каждые 100 рублей - это огромная капля для проекта. Да и вообще, я за то, чтобы развивать добродетель в каждом из нас.
- В какой момент ты поймёшь, что проект сработал?
- В Забайкалье около 800 сёл. Если мы покроем хотя бы 300 из них, то проект состоится.
Он должен быть регулярным. Моя мечта - чтобы все сёла были покрыты, и дети там получили возможность раскрыть свой мир, украсить его и получить какую-то мудрость.
- С мыслями о ком ты взялась за «Все в кино»?
- В моём фильме «Любовь по-сибирски» есть два ребятёнка, Юлька с Федькой, и они живут в очень неблагоприятных условиях. Мама их бросила, отец пьёт, бабушка скончалась. Шаром покати в доме. Там, может, мебель немножко стоит, и то с 30-х годов.
Если им игрушки даёшь, их разрывают - психологически они не подготовлены быть детьми, радоваться, быть беззаботными. У них нет даже детского уголка. Я приходила красить им стены в розовый цвет там, где стоят кровати. Но на этих кроватях спят взрослые. Купила им постельное бельё 6 лет назад, они его до сих пор не снимали, и оно чёрное. У них нет ничего. Если они что-то носят, то это уже чьё-то ношеное.
И при всей этой пустоте материальной… Иду я как-то по полю, и через него бежит ко мне Юлька. Её отец был в эти дни на стройке, где-то подрабатывал, и он вернулся. Когда такой мужик возвращается с деньгами домой, сразу праздник, пьянка. Своим детям он ничего не покупает, все деньги уходят на жидкий источник.
И вот бежит ко мне Юлька и кричит: «Оля, идите к нам! Папа приехал! Папа яблоки привёз! Пойдём к нам, яблоки кушать!»
Этот ребёнок чистейшей души, которая не имеет ничего, была готова поделиться последними своими единственными яблоками. И таких детей в сёлах сотни. Им нужна поддержка в раскрытии их талантов и знакомство с миром культуры.
Я уверена, что человечество не держится лишь на деньгах. Мы все знаем примеры того, что происходит с человеком, имеющим деньги, но не имеющим культуры. Кино как ничто другое развивает или деградирует - сегодня - сознание человека. Туда же относится и жизнь с обществом и для него. В одиночку мы - дикое общество, а вместе мы можем двигать и созидать.
Когда я смотрю на нашу жизнь по сравнению с Юлькиной, у нас таких яблок тонны, и мы не готовы ими делиться. Мы не готовы даже 100 рублей вложить или перевести их этому ребёнку, чтобы она купила себе карандаши.
Они с братом хорошие ученики, но они не ходят в школу, потому что просыпают, их никто не контролирует. А у неё гигантская память и талант. Я видела, как она на празднике села выдавала частушки, весь концерт на них держала.
О проекте «Все в кино» я говорила с местными предпринимателями, просила поддержать его. Почему в Европе его больше понимают, чем здесь? Почему там у меня получается сделать благотворительные вечера и собрать такие суммы, а здесь даже 100 рублей не готовы дать? Меня это очень удивляет.
Давайте, наконец, делиться нашими яблоками.