Культура Забайкальский кинофестиваль вернулся «Забайкалье будет радо снова видеть сумасшедших фестивальных деятелей». Каким будет ЗМКФ?

«Забайкалье будет радо снова видеть сумасшедших фестивальных деятелей». Каким будет ЗМКФ?

Программный директор Забайкальского международного кинофестиваля Мария Безенкова — о задачах, фильмах и зрителях.

Программный директор Забайкальского международного кинофестиваля (ЗМКФ) Мария Безенкова рассказала редакторам «Чита.Ру» Андрею Козлову и Екатерине Шайтановой, каким будет кинофестиваль, который после двухлетнего перерыва пройдёт в Чите в конце мая.

Забайкальский международный кинофестиваль – это первый в истории края фестиваль кино, поддерживающий культуру, традиции и этнографические особенности нашего региона. Впервые он состоялся в 2011 году. Инициатор и организатор кинофестиваля — ассоциация «Забайкальское землячество», созданная выходцами из Забайкалья.

Последний раз кинофестиваль проходил в 2019 году. В 2020 году (пандемия началась ранней весной) его перенесли сначала на сентябрь, а потом на 2021 год, но и в 2021 году провести его не удалось — в июле его сдвинули на неопределённый срок.

Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 31 марта.

Мария Безенкова

Мария Безенкова – кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения ВГИК им. Герасимова. Окончила в 2004 году ВГИК с красным дипломом, в 2009 году защитила диссертацию. Преподаёт во ВГИКе, МГУ им. М. Ломоносова. Руководитель кинопрокатного отдела компании «Невафильм». Консультант по закупкам контента на федеральных телеканалах. Программный директор ЗМКФ с 2013 года. Член экспертного совета при Минкультуры РФ.

В 2004 году с отличием окончила ВГИК по специальности «киноведение». В 2009 году защитила диссертацию на тему «Пространственно-временной континуум российского кинематографа переходного периода (1984–1992). К методике исследования экрана перестроечного времени». Автор монографии «Экранная реальность и канон в советском кинематографе перестройки (исторический, социальный и творческий контексты)».

С 2000 по 2007 год работала на Московском международном кинофестивале пресс-атташе жюри ФИПРЕССИ и жюри российской критики на ММКФ, заместитель программного директора на кинофестивале «Окно в Европу» (2003–2007). Работала старшим редактором на Международном телеканале «Мини Муви».

«Мы проводим кинофестиваль»

- Забайкальский международный кинофестиваль должен пройти в Чите в конце мая. Ничего не меняется, и самое главное, что ничего не меняется, – мы проводим кинофестиваль. Правильно?

- Да, абсолютно верно. В этом году, я надеюсь, успешно и максимально зрительски пройдёт уже IX Забайкальский международный кинофестиваль. Мы поставили привычные для забайкальцев сроки – с 26 по 29 мая. И мне кажется, что весь Забайкальский край будет рад снова увидеть сумасшедших фестивальных деятелей.

- Перерыв был связан с пандемией, и сейчас другие сложности. Программа меняется, безусловно, где-то на ходу. О чём сейчас можно говорить твёрдо, ну или более-менее твёрдо?

- Давайте начнём с самого формата фестиваля. Что остаётся неизменным, это желание оргкомитета и программной дирекции фестиваля сделать это настоящим праздником для всех забайкальцев, и поэтому объём зрителей, объём участников должен только наращиваться. То есть наша задача – не загонять кино только в кинотеатры, а показывать кино на максимальном количестве площадок, поэтому не только Чита, но и Забайкальский край с кинотеатрами, домами культуры тоже будет задействован.

Второй момент, который как раз поменялся относительно программы, это то, что у нас программа будет разделена не просто на конкурсные и внеконкурсные показы – она будет разделена на тематические секции. Каждая секция будет посвящена определённым задачам, определённым вопросам, которые внутри этих секций будут решать как создатели фильмов в разговорах со своими зрителями, так и сами зрители, задавая эти самые вопросы создателям.

Мария Безенкова

«Задача – создать поле диалога между зрителями и создателями фильмов»

То есть задача трансформации программной части – создать настоящее поле диалога между зрителями и создателями фильмов. Поэтому у нас не будет традиционных конкурсных показов, где создатели фирмы могли просто представить фильм и потом уйти. У нас будут обсуждения, творческие встречи, и я надеюсь, что будет также и открытое заседание жюри, на котором жюри выразит свою позицию относительно конкурсной программы, относительно того, что понравилось или не понравилось в конкурсных фильмах. И как раз члены жюри, которые обычно являются самым закрытым сегментом участников фестиваля, смогут напрямую пообщаться с публикой.

- И рассказать, кто победил?

- Нет, конечно же. Кто победил, объявят ведущие на церемонии закрытия. Но, может быть, члены жюри смогут объяснить своё решение, не называя победителя, намекнуть и поговорить с самими зрителями, которые выскажут свои резоны, что понравилось, что не понравилось. Потому что традиционно Чита показывает очень высокие показатели зрительской активности с точки зрения голосований на конкурсных показах, ведь у нас есть как раз победитель в номинации зрительской. И голосование всегда показывает не те результаты, которые объявляет жюри.

И мне кажется, как раз в прямом диалоге между самими зрителями и членами жюри тоже может родиться какое-то интересное понимание, в какую сторону фестивалю двигаться. То есть это разделение на секции, мне кажется, путь к сближению фестивальной аудитории и зрительской.

- А известно, каким будет жюри в этом году?

- Мы сейчас работаем. У нас традиционно два жюри: одно жюри большого конкурса, второе – это жюри конкурса «Новый взгляд». И мы сейчас отрабатываем различные варианты участия жюри. Конечно, мы очень хотим, чтобы все члены жюри приехали к нам, и это физическое присутствие требует дополнительного времени, дополнительной проработки и каких-то логистических маршрутов. Потому что хочется, чтобы к нам приехали и иностранные члены жюри. В любом случае, сейчас это обсуждается.

«Собрали фильмы, которые были бы интересны забайкальцам»

- Ну и ясности по конкретному набору фильмов, наверняка, окончательно ещё нет?

- Мы вместе с программной дирекцией собрали тот пакет фильмов, которые, нам кажется, был бы интересен забайкальцам. И сейчас мы утверждаем вместе с правообладателями возможность показа фильмов на фестивале. Но, как и всё в нашем мире, ситуация меняется ежедневно, и это связано, прежде всего, с тем, что в российских кинотеатрах сейчас изменилась ситуация с кинопоказом.

Министерство культуры пытается быстро добавить контент российских фильмов в кинотеатры, которые лишены возможности показывать какое-то новое кино. Соответственно, те картины, которые предполагались, например, только к фестивальной дистрибуции как раз в конце весны – начале лета, они, очень может быть, выходят в кинопрокат раньше намеченного срока, и поэтому сейчас вместе с Министерством культуры, с продюсерами мы в ежедневном режиме корректируем планы нашей программы и конкурсной, и внеконкурсной.

Как ни странно, ситуация с зарубежными фильмами более стабильна, и я более чем уверена, что европейские, турецкие, израильские, иранские картины, картины ближайших соседей Забайкальского края (Китая, Монголии) будут представлены. То есть международный статус фестиваля будет не просто подтверждён – он будет подтверждён премьерными показами.

На сегодняшний момент меня как программного директора больше всего волнует возможность демонстрации каких-то картин, которые не видел забайкальский зритель, потому что всегда хочется, чтобы международный фестиваль был ещё и премьерным, чтобы было понимание того, что Чита и Забайкальский край становятся местом, откуда начинается путь фильма.

Открытие первого Забайкальского международного кинофестиваля, 2011 год.

Я обозначила те страны, которые будут участниками фестиваля, и думаю, что список стран будет расширяться. Мир у нас большой. Поэтому я не вижу особых каких-то сложностей с программой по наименованиям фильмов – вопрос именно в подтверждении. Подтверждение, конечно, затягивается, сейчас достаточно длительный идёт процесс согласования. Но время ещё есть, я думаю, что мы всё успеем.

- А вы пообещаете нам хотя бы одну российскую премьеру или об этом вообще нельзя сейчас говорить?

- Вы знаете, статус премьеры тоже достаточно многовариантен.

- Сначала показали у нас, а потом уже всей стране в кинотеатрах.

- Такое тоже возможно, потому что сейчас фильмы доделываются: то, что было в черновом монтаже, сейчас получает дополнительное ускорение и возможности дофинансирования для того, чтобы это всё вышло. Но показывать просто какой-то российский премьерный фильм ради премьеры, я считаю, не нужно. Надо показывать хорошее кино; кино, которое будет интересно читинцам и Забайкальскому краю в целом; это должно быть кино, которое затронет человека и расскажет ему какую-то близкую и понятную историю. Поэтому, конечно, я стремлюсь находить премьерные картины, но моя задача всё-таки найти ещё и качественное зрительское кино.

Мария Безенкова

«Вдохнули новую жизнь в фестивальные конкурсы»

- В программе кинофестиваля есть конкурс сценариев. Он остаётся?

- Да. Мы в этом году вдохнули, я надеюсь, новую жизнь в два наших традиционных конкурса: это конкурс сценариев и конкурс фильмов, сделанных в Забайкальском крае. Конкурс сценариев будет немного видоизменён, потому что руководить этим конкурсом, принимать решения, вообще заниматься продвижением драматургических сценарных элементов будет победитель одного из первых конкурсов сценариев Сергей Лагодин.

Сергей Лагодин

Сергей уже давно профессионально работает в киноиндустрии, он уже состоялся в киноотрасли как профессионал и готов поделиться своими творческими идеями и научить молодых коллег каким-то интересным и профессиональным элементам. Поэтому Сергей уже предложил несколько дополнительных событий в рамках конкурса сценариев.

Если раньше этот конкурс шёл в закрытом формате, то сейчас, я надеюсь, этот конкурс станет дополнительной частью программы фестиваля. И Сергей пообещал, что он встретится со студентами, пообщается с ними, предложит им какие-то разработки. И это тоже поможет развитию конкурса сценариев, вообще развитию драматургического потенциала гуманитариев Забайкальского края.

Второй конкурс, который у нас тоже шёл в не совсем развёрнутом формате, это конкурс фильмов, которые сделаны на территории Забайкальского края, будет преобразован. И у нас пройдёт питчинг (Питчинг — устная или визуальная презентация кинопроекта с целью нахождения инвесторов, готовых финансировать этот проект.) проектов, которые предполагаются к съёмке на территории Забайкальского края. Я подчёркиваю, что участвовать в этом питчинге могут не только жители Забайкальского края: здесь принципиален момент именно съёмочного периода на территории Забайкальского края.

И шорт-лист, который, собственно, будет питчинговаться, то есть те ребята, которые пройдут отбор и которые будут представлять проекты, будет проходить в очном режиме; может быть, в очно-заочном, если будут представители других регионов в рамках фестиваля. И победитель получит денежную сумму на реализацию фильма. То есть это прямое финансирование от фестиваля фильмам, которые будут популяризировать Забайкальский край.

Также я хочу сказать, что у нас очень активно и, как всегда, в режиме нон-стоп формируется программа международного конкурса короткометражных фильмов. Вот здесь, действительно, нет границ, и как только мы объявили этот конкурс, наша отборочная комиссия ежедневно получает десятки заявок. Уже сейчас. То есть сейчас уже больше сотни заявок, которые пришли и которые отсматриваются сейчас. Каждый день надо посмотреть много-много короткометражных фильмов.

- А сколько отберут?

- Показ шорт-листа состоится на «Ночи короткого метра», обычно мы собираем программу на 1,5-2 часа, потому что больше уже достаточно тяжело воспринимать и зрителям, и фестивальной публике. Всё зависит от продолжительности отобранных работ, потому что, действительно, работы очень разные. Иногда есть одна сорокаминутная работа, которая привлекает особое внимание; а есть какие-то пятиминуточки, тоже милые и замечательные, и наша отборочная комиссия также их берёт в этот шорт-лист.

«Бизнес-программу адаптировали к нынешним условиям»

- Мы ещё говорили с Виктором Михайловичем Шкулёвым выпуске «Редколлегии» от 24 марта — ред.) о площадке, на которой региональные кинематографисты смогут обсудить сам процесс, как это может работать и в регионах.

Губернатор Забайкальского края Александр Осипов, Виктор Шкулёв и президент восьмого кинофестиваля Александр Михайлов.

- Да, у нас в этом году восстанавливается и бизнес-программа. Если раньше мы проводили один или два бизнес-дня, на которых мы обсуждали в полунаучном, я бы сказала, формате конференции актуальные проблемы, проводили питчинг продукции, когда приезжала китайская делегация. В этом году мы решили сделать бизнес-программу максимально практически ориентированной, адаптированной к нынешним условиям, поэтому мы условно разделили её на два дня.

Первый день будет днём кинокомиссии. Кинокомиссия – это новое направление в российской киноотрасли, когда определённые регионы заинтересованы в дополнительной монетизации киноотрасли при помощи налогового министерства, при помощи определённых юридических составляющих. Делают специальные предложения для киносъёмочных групп, это позволяет самим киносъёмочным группам со всей России получить уникальные локации, отработанную систему какой-то материально-технической поддержки; региону, соответственно, получить средства, а этим группам – сэкономить, потому что идут налоговые вычеты и сохранение налоговых льгот и для той, и для другой стороны.

То есть это обоюдоудобное решение, оно используется сейчас в нескольких регионах России. Мы пригласим экспертов как из Министерства культуры, юридических советников, так и представителей кинокомиссий из тех регионов, где тоже успешные программы, чтобы они рассказали какие-то кейсы, которые помогут Забайкалью, я очень надеюсь, запустить этот проект.

Потому что, безусловно, и локации Забайкалья, и возможности абсолютно разных природных зон на одной территории, соседство Монголии и Китая, которые также могут использовать взаимоотношения с местной кинокомиссией, – это то, что позволит привлечь инвестиции в регион. Мне кажется, это очень важная проблема.

А второй день на бизнес-программе будет посвящён взаимоотношениям региональных кинематографистов между собой в обход федерального центра. Региональный кинематограф, который мы обсуждали на предыдущих кинофестивалях, чаще всего обсуждался с позиций контента, жанра, то есть уже произведённых работ. Но сейчас в целях налаживания отношений между региональными кинематографистами лучше решать какие-то практические вопросы, то есть как получить тот или иной материал, каким образом, на какой студии работать на постпродакшене, у кого что есть, каким образом, у кого лучше получается снимать.

Поэтому в рамках второго дня мы пригласим региональных кинематографистов со всей России, от Калининградской области до Дальнего Востока. И мы обсудим эти практические элементы взаимоотношений без учёта, ещё раз повторяю, федерального центра. Потому что на сегодняшний момент основная проблема региональной киноотрасли, что многие элементы производства идут через Москву и постоянно идёт перерасход и бюджетных средств, и времени гораздо больше уходит на взаимоотношения с центром.

Поэтому я считаю, что эти два дня бизнес-программы позволят по-новому взглянуть на возможности кинопроизводстве в самом Забайкалье и, в принципе, посмотреть на региональную децентрализацию киноотрасли.

«Наш фестиваль более зрительский»

- Программа достаточно насыщенная. Мне интересно, насколько это соотносится с фестивальной практикой по стране? Другие фестивали по стране такие же насыщенные или наш какой-то особенный в этом смысле?

- Вы знаете, всегда есть два типа фестивалей. Один тип фестивалей нацелен на внутреннюю кинопублику, на творческих работников, и чаще всего такой тип фестивалей занимается тем, что ищет какие-то новые выразительные средства, новые имена, новых творцов, соответственно. И там программа в целом про кино, то есть люди в кинотеатрах смотрят, потом в кулуарах общаются, и какие-то дополнительные активности не нужны. Чаще всего это касается фестивалей с уже отработанной, длительной историей.

Наш же фестиваль, несмотря на то, что уже будет девятый фестиваль, всё-таки более зрительский. И изначально, когда я в рамках третьего фестиваля впервые пришла на программное директорство, я сказала, что для меня самое главное, чтобы в Чите и Забайкальском крае люди вернулись в кинотеатры. На тот момент это была самая актуальная проблема, и для меня принципиально важно увеличивать охват аудитории, которая интересуется любой фестивальной программой.

Народный артист России Александр Михайлов на Забайкальском кинофестивале в Чите в 2017 году

То есть у меня есть понимание о том, что конкурс должен быть классным, премьерным, репрезентативным с точки зрения стран, но я точно так же люблю свои региональные программы, когда мы по городам и весям Забайкальского края отправляем наших творческих работников, которые потом с удовольствием рассказывают, как их там встретили, какая была творческая встреча. То есть это общение со зрителями, на мой взгляд, самый главный момент, поэтому такое разнообразие. Я считаю, что для забайкальцев это очень и очень важно.

- У нас и кинотеатров стало больше.

- Да, я надеюсь на то, что мы в этом году увеличим количество площадок, на которых мы будем показывать наши кинопрограммы как в Чите, так и в Забайкальском крае, потому что нынешние условия диктуют большое количество возможностей для взаимоотношений с правообладателями, и нам удаётся договариваться с правообладателями на демонстрацию фильмов не только в чисто театральном формате DCP, но также и через мультимедиа-проекторы при заключении официальных договоров об авторской передаче прав.

Соответственно, я очень надеюсь на то, что у нас количество площадок увеличится и что больше зрителей посмотрят фильм и смогут пообщаться со зрителями.

- Я надеюсь, что вся подготовка приведёт к очередному прекрасному и долгожданному вообще-то в Забайкальском крае кинофестивалю. Мы ждём кинофестиваль во многих районах. Пускай всё у нас и у вас получится, и Чита получит свой очередной Забайкальский кинофестиваль.

- Спасибо! Я могу только порадоваться тому, что Забайкальский край не забыл наш международный кинофестиваль, ждёт его. Так что всех зову в кинотеатры, всех зову на те площадки, на которых будут программы Забайкальского кинофестиваля, и увидимся в Чите.

Редакция «Чита.Ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления