Забайкальский международный кинофестиваль пройдёт в конце мая 2022 года в Чите в 9-й раз после 2-летнего перерыва, связанного с пандемией коронавируса. Решение об этом уже приняли на уровне губернатора региона Александра Осипова и правления Забайкальского землячества, которое создано выходцами из региона и проводит кинофестиваль.
Виктор Шкулёв, владелец Сети городских порталов (в состав которой входит и «Чита.Ру») и председатель правления Забайкальского землячества – организации единомышленников, которая в течение 8 лет, с 2011 по 2019 год, проводила Забайкальские международные кинофестивали, беседует с редактором «Чита.Ру» Андреем Козловым о том, насколько сложно было принимать решение о проведении кинофестиваля в текущих условиях, какую программу распланировали организаторы, ради чего фестиваль проводится столько лет и кто из знаменитостей приедет в Читу.
Большое интервью Дарьи Кливенковой со Шкулёвым о кинофестивале можно прочитать здесь. Мы также поговорили с программным директором ЗМКФ Марией Безенковой о том, каким будет кинофестиваль.
Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 24 марта.
Кинофестиваль – реальное приключение и уникальный проект
- Скучали по кинофестивалю?
- Я думаю, что здесь надо посмотреть пошире: я скучал и команда скучала. Я точно знаю, что наша команда скучала, потому что для многих из них это очень важный и интересный проект. Этот проект обычно занимает очень много времени на подготовку, потому что надо собрать фильмы, составить очень сложную, интересную, красивую, глубокую конкурсную программу; надо со многими актёрами договориться, режиссёрами. Очень сложные, обычно, логистические схемы, чтобы кого-то привезти из разных частей света.
И всегда это было реальное приключение, и это какое-то особое событие для многих членов нашей команды, и в общем-то все погружались в эту атмосферу, друг друга поддерживали. Я тоже был внутри и, конечно, когда не стало такого события, мы делали две попытки и в 20-м, и в 21-м, чтобы провести кинофестиваль, но реально невозможно было это сделать. И в этом году набрались смелости для того, чтобы проводить фестиваль в тех условиях, которые у нас сейчас есть.
- Все забайкальские журналисты чаще всего задают вам вопрос, он просто напрашивается: зачем это всё вообще нужно Шкулёву? Это всё-таки стремление сердца к родной земле?
- Это не только мне нужно. Это, в общем-то, нужно забайкальцам. Это нужно, я так думаю, для развития края, для того чтобы иметь в крае какой-то свой уникальный проект, который бы позволял приобщаться к хорошему кино, приобщаться к тому, что только у нас это можно увидеть, в Забайкалье, нигде больше. Это действительно так.
Те новые фильмы, которые мы привозим в нашей конкурсной программе, можно увидеть только на фестивале. Только в рамках фестиваля можно поучаствовать в конкурсах, которые мы проводим: и короткого метра, и сценариев. И сделать так, чтобы в Забайкалье действительно было нечто, что выгодно отличает его от любого другого региона. Потому что в рамках этого фестиваля очень разнообразные возможности для тех, кто имеет таланты делать кино, сценарии либо какую-то другую работу (операторскую, режиссёрскую и так далее).
Это некая площадка, которая реально мотивирует забайкальцев на вовлечённость, и на то, чтобы попробовать себя в этой профессии. Я сейчас так уверенно говорю об этом, потому что уже несколько ребят, которые были победителями разных конкурсов в рамках фестивальной программы, стали кто-то сценаристом, кто-то режиссёром, кто-то актёром. Мы поэтому и делаем такую конкурсную программу, которая бы давала возможность найти себя людям разных поколений, разных вкусов, разных взглядов и на что-то посмотреть.
«Мы находимся в совершенно новых для страны условиях»
- 22-й год не самый простой, и наверняка были сомнения по этому поводу. Вы их как-то обсуждали, видимо, и с губернатором в том числе, да? Кто принимал финальное решение, что проводим?
- Мы очень активно, очень сильно опираемся на позицию территории Забайкальского края, на позицию власти, лично губернатора: хотят они или не хотят, как они видят возможности, проводить или не проводить, помимо того, что есть желание. Эти желания совпадают. С одной стороны, желание края иметь у себя в этом году кинофестиваль, с другой стороны, конечно же, у нас в землячестве есть желание сделать проект, который был бы полезен Забайкальскому краю.
Это определённая основа, но на этой основе есть много разных составляющих, о которых приходится до сих пор думать. Потому что мы начинали дискуссию, когда думали только о такой большой проблеме, как коронавирус, а сейчас мы находимся в условиях совершенно новых для нашей страны, когда идёт специальная военная операция. Это тоже очень непростой период, тем более, в отличие от многих других событий, это сложно прогнозируемый момент: что будет завтра, как закончится операция, сколько будет продолжаться и так далее.
Это, конечно же, накладывает серьёзный отпечаток на подготовку кинофестиваля и вообще на вопрос «быть или не быть». Тем не менее мы видим, какой энтузиазм есть в крае, есть лично у губернатора, когда у него нет никаких сомнений, что надо проводить такое. У нас есть определённые на сей счёт сомнения, но мы хотим сделать что-то доброе для края. Если этот фестиваль поможет забайкальцам увидеть много нового и интересного, получить какое-то вдохновение, это нас и мотивирует в этих сложных условиях принимать очень спорное решение и готовиться к фестивалю.
Фестиваль – площадка для общения и дискуссий
- Что из себя представляет инфраструктура кинофестиваля? Это же не только фильмы, но и что ещё?
- Дело в том, что кино как таковое на фестивале – это ядро программы. У меня здесь та программа кинофестиваля, которая готова на сегодняшний день. У нас есть основной конкурс, есть конкурс «Новый взгляд», конкурс короткометражных фильмов, конкурс сценариев. Помимо того, что мы проводим конкурсы, которые являются, собственно, вот этим основным содержательным моментом фестиваля, мы понимаем, что фестиваль, помимо всего, это площадка для коммуникации, для общения, для дискуссий; для того, чтобы поговорить о самых разных аспектах, связанных с кино.
И здесь у нас творческие встречи, круглые столы, даже бизнес-программа есть. А дальше мы выходим за рамки чисто киношной тематики, когда делаем уже культурные события в рамках этого кинофестиваля как составляющую этого кинофестиваля. Культурным событием будут гала-концерт; спектакли, которые мы готовим, и обычно они у нас происходят до, во время, после. Сейчас в программе обсуждается 3–4 таких проекта, когда мы покажем очень интересные, как мне кажется, спектакли, антрепризы.
В общем и целом, это создаёт определённый фон, в котором рождаются идеи, желания, когда человек может позволить себе посмотреть действительно фестивальное кино – то кино, которое не рассчитано на широкую аудиторию, а рассчитано на определённые ниши.
- Я сразу среагировал на слово «бизнес». О каком бизнесе идёт речь в контексте именно кинофестиваля?
- Это называется у нас бизнес-программа. В этом году у нас в рамках бизнес-программы есть два предложения. Первое предложение: мы хотели бы постараться найти решение, чтобы Забайкальский край как таковой стал очень комфортной и экономически выгодной киноплощадкой. То есть это место, где можно было бы снимать кино.
И мы увидели, что в России есть сейчас такая программа, которая называется «Кинокомиссия». Это проект Министерства культуры, и этот проект достаточно успешно реализуется в Пермском крае. На уровне края принимается определённое решение, в том числе связанное со льготным налогообложением, и создаётся такая конструкция, когда те средства, которые выделяются на съёмки фильма, предполагают, что фильмы снимаются в определённом месте.
Мы хотим сделать дискуссионную панель, туда приедут представители Министерства культуры, эксперты по этой теме, коллеги из Пермского края, и мы попросили губернатора и коллег в правительстве, чтобы они тоже определили своё отношение к этому. И проведём такую дискуссию, готов ли Забайкальский край, может ли Забайкальский край у себя реализовать такую программу? Мы считаем, что как раз Забайкальский край имеет все предпосылки для того, чтобы можно было бы такую программу сделать. Кроме одной – очень далеко.
«В Забайкалье шикарное солнце»
- Очень далеко, но вы по большому счёту говорите, что Забайкальский край – это хорошая съёмочная площадка? С точки зрения территории, с точки зрения ландшафта, с точки зрения солнца, с точки зрения всего на свете.
- Да. Солнце, прежде всего. В Забайкалье шикарное солнце, в Забайкалье шикарные степи, горы, тайга, озёра, реки – всё есть для того, чтобы там делать хорошую съёмку. Хорошие натурные съёмки. Безусловно, это непростая программа, и я знаю, что есть конкуренция, но думаю, что можно нам поработать в этом направлении, чтобы найти своё место в программе «Кинокомиссия». Второе, что мы хотели бы сделать в этом году, провести форум региональных кинематографистов. Кино снимается в регионах.
Это небольшое, безусловно, кино, но тем не менее. Наши соседи якуты делают очень приличное кино. Делается что-то в Бурятии, в Иркутской области. И в данном случае мы хотим собрать представителей соседних территорий, в том числе пригласить Пермский край. Ещё остались предложения по Чувашии и ещё ряду регионов. И тоже провести такую дискуссию, обмен опытом: кто что делает, как делает, какие бюджеты, откуда берутся, на каких площадках снимают, где это кино дистрибьютируется, почему нет?
Мы считаем, что да, безусловно, это некоммерческие проекты, это некоммерческое кино, но тем не менее это то, что помогает творческим людям находить себя и реализовывать свои возможности.
Кинофестиваль – это праздник для районов Забайкалья
- Кинофестиваль – это же не только читинские площадки, читинские кинотеатры; кинофестиваль – это и возможность посмотреть это уникальное даже для региона кино в районах края. Где ждать кинофестиваль в этом году?
- В этом году мы обсуждаем девять районов, где будут показаны фестивальные фильмы в рамках региональной программы. Это будет Газ-Завод, где наш генспонсор находится (Быстринский ГОК), это Улётовский район, это Нерчинский район, Читинский район, Сретенский, Агинский, Краснокаменский, Хилокский и ещё есть кандидаты на то, чтобы мы показывали кино.
Помимо кино, мы готовим и какие-то творческие встречи, приятные вещи для зрителя, когда можно повстречаться с актёрами, режиссёрами, задать вопрос, обсуждать, высказать своё собственное мнение, вдохновиться чем-то. У нас, кстати, Чара в этом году, Каларский район, особенно если мы в конце концов договоримся с одним из спонсоров, который работает на территории Каларского района. А нам бы хотелось, чтобы они подключились, как обычно в предыдущие годы участвовали. Тогда мы повезём нашу творческую группу и в Чару.
- В Чару вы ещё не возили?
- В предыдущие годы не было. В этом году впервые мы обсуждаем такой проект. Может быть, получится. Но мы делаем такую программу, которая не замыкается на четыре основных фестивальных дня. Мы делаем «Эхо фестиваля». В программе «Эхо фестиваля» у нас есть проекты, которые начинаются до открытия фестиваля, продолжаются после закрытия фестиваля. Поэтому мы как раз рассчитываем, что для таких дальних районов, как Чара, где требуется гораздо больше времени, мы уже найдём решение, чтобы в рамках программы фестиваля побывать и показать кино.
- По прошлому опыту, где всё-таки больше ждут кинофестиваля, кино, актёров, в Чите или в районах?
- И там, и там. Просто в районах это всегда очень-очень душевно.
- Ну, и для районов это очень большой праздник.
- Конечно, это праздник. Я по Улётам сужу, куда я приезжаю каждый год с актёрами. У нас даже какие-то друзья появились. У нас Андрей Николаевич Баринов, народный артист, очень любит, как он назвал, Улётовку. Это не то чтобы выпить, а это какая-то очень объединяющая среда, когда встречаются, общаются, чай пьют, песни поют, разговаривают; в церковь сходили, на берег реки Ингоды съездили, искупались даже. Гостюхин два раза ездил на берег реки Ингоды, купался там в мае, представьте себе!
«Мы в этом году находимся в очень сложной ситуации с точки зрения получения кино»
- Уже есть понимание того, какие фильмы будут представлены в основной программе?
- В общем и целом, да. Мы в этом году находимся в очень сложной ситуации с точки зрения получения кино. Сначала у нас была только коронавирусная проблема. Сейчас есть проблема, связанная с определённым бойкотом по части России, а мы традиционно хотели бы, чтобы у нас была представлена широкая география, и восточный акцент был (мы на востоке, в Азии находимся), в то же время не отрываемся от Европы, от других мест.
В этом году мы собрали для основного конкурса фильмы, которые будут из Японии, из Франции, из Китая, турецко-иранский фильм будет, французский фильм будет, грузинский фильм будет, российские, безусловно, фильмы будут. У нас есть программа «Новый взгляд», рассчитанная на молодёжь. Это будет молодёжное кино. В этой программе у нас будет Казахстан, Канада, Франция, франко-канадский фильм. И если всё это состоится (а это уже высокий уровень договорённости), то у нас будет очень интересная программа.
Я очень, очень надеюсь, что нам удастся довезти и авторов этих проектов, и, в общем и целом, мы получим хорошее, качественное кино и интересные площадки, на которых мы увидим тех, кто это кино делает.
- Есть уже понимание того, какие актёры поедут? Это такой же представительный состав, как был в предыдущие годы, или есть какие-то корректировки?
- С точки зрения подбора актёров мы идём так же, мы подбираем интересных для Забайкалья актёров так, чтобы они были интересными для всех поколений, и старшего, и среднего, и молодого поколений. Сейчас мы имеем какой-то набор актёров, среди них много народных артистов; много тех, кто любит фестивальное кино, снимается, приезжает; кто готов лететь далеко в Забайкалье; кого не пугает сегодняшняя ситуация. И есть ещё сегодня пару десятков тех, с кем мы находимся на финальной стадии договорённости.
У нашего фестиваля, одного из немногих фестивалей, принята такая модель, где мы с актёрами, режиссёрами, теми, кто приезжают к нам в качестве гостей, подписываем договора. И мы сейчас находимся в стадии обсуждения и подписания договоров. И когда мы подписываем, ударяем по рукам, тогда мы начинаем чётко говорить: да, этот актёр или режиссёр к нам приезжает.
Я точно могу сказать про Егора Кончаловского, с которым мы буквально совсем недавно в этом же кабинете обсуждали один из проектов для Забайкалья. У него есть идея сделать фильмы «Москва, я люблю тебя» или «Алматы, я люблю тебя». И хотелось бы сделать фильм «Забайкалье, я люблю тебя» из нескольких новелл, построенный на сюжетах Забайкалья. Мы обсуждали это в администрации. Была некоторая инициатива из администрации, которые подталкивали меня поискать какое-то интересное решение для Забайкалья. В конце концов, я нашёл Егора, поговорил с ним, и он приедет в Забайкалье. Будем обсуждать, может быть, что-то получится.
Опять же, в Забайкалье прекрасная площадка, у нас много сюжетов, которые могут быть интересными. Другое дело, что нужно найти решение по финансированию, по всем остальным составляющим. Мне бы хотелось, чтобы такой проект получился. Я со своей стороны уже работу проделал, дальше я обращаюсь в администрацию: ребята, найдите денежки, найдите организационные решения, и будет интересный фильм.
- Всю информацию о кинофестивале в этом году можно будет найти на «Чита.Ру», которое выступает генеральным информационным спонсором фестиваля. Вопросы можно будет задавать тоже через «Чита.Ру». Мы будем обязательно находить на них ответы. Мы живём в такое время, когда нельзя быть, наверное, на 100% уверенным, но у меня даже какое-то внутреннее спокойствие появилось после интервью и после понимания того, что всё-таки кинофестиваль движется к тому, чтобы быть. Дай бог, чтобы всё получилось, пускай всё у нас, у вас, у всех коллег получится, и пускай в Чите пройдёт в 2022 году очередной Забайкальский кинофестиваль.
Редакция «Чита.Ру»