Полина Павленко и Евгений Грачёв — артисты балета. Помимо театральной деятельности, пара занимается совместными проектами, один из них касается экологии и называется «Пластика против пластика». В августе Полина и Евгений приехали в Читу в гости к бабушке и дедушке Полины. О любви к экологии, искусству и друг к другу они рассказали в интервью «Чита.Ру».
Полина и Евгений работают в Государственном академическом театре балета Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. Полина завершила шестой сезон, Евгений — пятый. Полина Павленко — дочь российских актеров театра и кино Наталии Селиверстовой и Дмитрия Павленко, родившегося в Чите. Бабушка Полины — режиссер ГТРК «Чита», заслуженный работник России Надежда Павленко, дедушка — геолог, доктор геолого-минералогических наук, лауреат премии Совета министров СССР Юрий Павленко.
«Наш проект про совместное процветание людей и планеты»
— Как вы пришли к идее своего проекта «Пластика против пластика»?
Полина. Идея проекта ко мне пришла после гастролей в Израиль. Один наш солист сказал, что первая поездка в эту страну меня изменит. Я сначала не поняла почему, ведь мы много ездим по миру. Но мы вернулись в Питер, я зашла в продуктовый и увидела, что всё-всё — что надо и не надо — завернуто в пластик. Вдруг меня это начало очень сильно волновать, я стала изучать проблему и поняла, что как творческая единица я могу более ярко ее передать.
В балетном мире тогда еще никто не затрагивал эту тему. Потом я встретила Женю, мы стали вместе думать на эту тему. Первое громкое заявление о проекте произошло благодаря Виктору Михайловичу Шкулеву и Тане Бурашовой, которая написала о нас статью в журнале Marie Claire. Спасибо им огромное. Мы до сих пор пользуемся статьей, чтобы рассказать о себе.
Сейчас концепция проекта немного изменилась. Тогда для истории с косаткой, которая погибает от рук бездушного пластика, мы использовали много полиэтилена для декораций. Сейчас же мы стараемся работать вообще без пластика либо используем переработанный. Есть бренды, создающие стильные вещи из переработанных или вторично используемых материалов. Также мы задействуем винтажные магазины, а это настоящий кладезь стилистически интересных вещей, которые здорово дополняют стиль в современном мире.
— Сколько прошло времени с той командировки?
Полина. Где-то три года. В будущем сезоне в сентябре мы снова поедем в командировку в Израиль. Посмотрим, какой новый переворот нас ждет.
Евгений. Так как Полина балерина, для нее самое важное — это карьера, поэтому очень важно было, что она может пропагандировать отношение к экологии среди молодежи балетных училищ. И на Полину сейчас подписывается очень много девчонок и ребят.
Полина. Был момент, когда мы начали говорить людям что-то вроде: «А давайте вы сегодня не будете пользоваться одноразовыми стаканами». Конечно, пошло отторжение. Но как только мы перестали людей учить, многие стали с нами советоваться. А мы всегда рады подсказать.
Мы делаем акцент на красоту нашей планеты, обращаем внимание людей на это, чтобы жить с ней в гармонии и ее сохранять. Показываем пример в социальных сетях нашим подписчикам, делаем посты, истории и прямые эфиры с владельцами экокомпаний.
«Наш проект скорее не про спасение планеты, а о нашем с ней совместном процветании»
Евгений. У нас есть знакомые, которые разделяют пластик больше 9 лет. Когда они нам рассказывают, как начинали этим заниматься — что им тяжело было найти разделители, ездили за город, чтобы сдавать вторсырье в специальные пункты, понимаешь, что сейчас создано всё, чтобы к этому прийти.
Кажется тяжелым то, что человеку вместе с посудой надо мыть еще и вторсырье. Но на самом деле один пластик нужно сдавать в контейнер, который рядом с домом, а более сложные категории вторсырья копить месяц и потом сдавать. Раньше я выносил мусор раз или два в день, а сейчас один раз в три дня. У нас скапливаются только пищевые отходы.
Чтобы жить хорошо, нужно работать и стремиться к чему-то. В отношениях, в любви — во всём нужно работать. Так же и с природой — если выкинул бумажку, то нужно понимать, что у нее есть свой период для того, чтобы исчезнуть.
В России есть убеждение, что у нас нет перерабатывающих заводов, — это вранье. У нас более 2,5 тысячи перерабатывающих заводов, есть мусороразделяющие станции. Сначала вторсырье идет на разделительную станцию, потом тщательно моется, отбирается, добываются ценные металлы из мусора. Потом всё поступает на заводы по переработке. То, что не перерабатывается, сжигается или идет на мусорные хранилища, или закапывается до того момента, когда человечество научится это перерабатывать. Все эти места наносятся на карты.
— За эти три года вы стали больше чувствовать отдачу и поддержку?
Полина. Да. Сейчас очень это чувствуется. Не только среди молодежи, но и среди всех поколений.
Евгений. У нас все родители, бабушки и дедушки сортируют вторсырье, знают, куда что нужно сдавать.
«Когда мы начинали этим заниматься, на нас смотрели, как на инопланетян»
Полина. Мы стараемся говорить о красоте, эстетике. Что лучше и спокойнее утром выпить кофе из фарфоровой чашки, подумать о чем-то, поговорить, чем взять на ходу одноразовый стакан. Только кажется, что такие стаканы бумажные. Внутри на самом деле есть слой пластика. Сейчас в Питере появился завод по переработке таких стаканов, но перерабатывается всё равно только картонная часть, а как перерабатывать этот пластик, еще не придумали. Поэтому иногда лучше выбирать твердый пластик, чем мягкий.
— Воспитание в семье повлияло на то, что вы пришли к защите экологии?
Полина. В чем-то, конечно. Гены и воспитание влияют. Но думаю, что в каждом человеке заложена забота о природе. Иначе невозможно.
Евгений. Полинин дедушка — геолог. Он сохраняет планету, а дедушка ее изучает. С детства было это заложено. Мы с Полиной недавно отдыхали в Турции, в Алании. Днем там было потрясающе чистое море. Вечером же, когда начинался отлив, на берег выползали чудовища — пластиковые пакеты. А утром приходили волонтеры и убирали это. Природа выдает обратно то, что мы с ней делаем. Многие думают, что мы губим планету. Нет, мы губим себя. Планета — это огромный механизм, система. Она будет жить дальше, а люди как вид могут закончить свое существование.
Полина. Так или иначе, частицы пластика оказываются в еде. Если пить из пластиковых стаканчиков, особенно теплый напиток, то это очень вредно для здоровья. Микрочастицы попадают в организм.
Евгений. Сейчас микрочастицы пластика находят в животных, уже и в людях. Это закупоривает артерии, с желудком начинаются проблемы.
— В Чите всё только начинается — люди привыкают к раздельной сортировке мусора. Что вы хотите им пожелать?
Полина. Я уверена, что это постепенно будет развито. Излишне начинать заниматься раздельным сбором вторсырья сразу в полном объеме. Для начала можно носить с собой многоразовую кружку и шопер. В кружку просить налить кофе навынос, кстати, сейчас во многих кафе эта опция дает вам скидку, а в многоразовую сумку складывать купленные в магазине продукты. Потом можно начать выкидывать пластиковые бутылки отдельно, затем промывать контейнеры и упаковки из-под йогурта. Так постепенно всё это войдет в обиход. Главное — прийти к этому осознанно и с удовольствием.
В Забайкалье дышится лучше
— Полина, вы считаете себя забайкалкой?
Полина. Я родилась в Москве, но в каком-то роде, конечно, считаю. Каждый год летом мы приезжали в Читу. Последний раз я была в Чите 8 лет назад, потому что не было возможности приехать: сначала были выпускные экзамены, потом началась работа в театре.
Евгений. Я первый раз в Чите. Мне тут очень нравится, все люди, кого я вижу, мне очень симпатичны. Люди заряжены на жизнь. В больших городах молодежь больше подвержена негативному влиянию стресса. Стресс в большом городе — это основа. Человек с окраины радуется мелочам, у него нет избытка стресса и потребности его загасить. Жителям миллионников важно прийти домой, включить телевизор, увидеть что-то красивое, переключиться. В свободное время они идут в магазин и компенсируют себе стресс материальными благами.
Полина. Даже в одежде это выражается. В мегаполисах любят ярко одеваться.
Полина. Сейчас мы поедем на фестиваль Baikal Dance Fest. Женя там будет представлен в качестве хореографа. Костюм для исполнительницы шил питерский апсайкл-бренд Rishi. Бренд создает одежду из повторно используемых материалов. Костюм получился из старых балетных купальников и кусочков ткани остаточного производства. Здорово, что наш проект поддерживают такие стильные бренды, и вдвойне приятно, что можно дать вторую жизнь вещам не только в повседневной жизни, но и на сцене.
Евгений. Меня уже пятый год зовут на фестиваль хореографом. В этом году тема фестиваля — экология. Мы поняли, что нам, конечно, нужно ехать.
Нужно сказать, что Дмитрий Юрьевич очень привязан к Забайкальскому краю. Он всегда говорил: в Забайкалье такой воздух, вы поедете и почувствуете. Действительно, мы тут три дня — мы постоянно хотим спать, а когда просыпаемся, у нас так хорошо работают мозги. Есть какой-то процесс очищения. Я из Подмосковья. Нам интересен край, мы понимаем, что он очень богатый. Тут есть подспорье для будущих проектов, потому что есть заинтересованные люди.
Любовь и балет
— Как вы пришли в балет? Где учились?
Полина. Я оканчивала Московскую государственную академию хореографии. По окончании меня приглашали несколько театров, но я решила поехать к Борису Яковлевичу. На тот момент мне хотелось чего-то нового. Обучение шло 8 лет, и там упор был в основном на классический танец. Я выбрала этот театр, потому что он близок к драматическому, что тоже мне близко, я с детства пропитана этим. У нас театр эмоциональный, яркий.
Евгений. Я учился в Московском государственном хореографическом колледже искусств в Химках. Если Полина, придя в театр, начала изучать основы современного танца, то у меня база и есть основа моего обучения. Была и классическая база, но основа была современная. Удивительно, что первый мой балет, в котором я вышел в театре, была «Красная Жизель» — самый классический балет нашего театра. Я вышел принцем в первой линии. Сейчас я понимаю, что у меня очень классическое строение тела, — данные в нашей профессии играют очень много. Я понимаю, что в чем-то мне очень повезло.
— Сколько вы вместе?
Евгений. Три года. Сначала мы дружили. Потом были на гастролях в городе Антверпен в Бельгии. У нас был выходной день, решили вдвоем с Полиной поехать в дом-музей Рубенса. В итоге заблудились там, замерзли. Но в тот момент было ощущение, что мы потерялись в мире, это подтолкнуло нас к тому, чтобы теснее общаться, началась романтика. Я, наверное, Полину уболтал своими размышлениями об искусстве, и она в меня влюбилась. Я очень тонко чувствую художников. Сам хотел стать художником, у меня и папа рисует. Мы думали, что я пойду в эту стезю, но появились танцы. Когда мы с Полиной вернулись, приехали в Питер, то поняли, что нам нужно быть вместе.
— На работе вы тоже всегда вместе? Сложно это?
Евгений. Моментами да.
Полина. Мы научились как-то в этом существовать. Вообще многие хореографы не любят работать с семейными парами. Потому что если они ссорятся, то ссорятся конкретно.
Евгений. Мы стараемся показать всем, что это стереотип. Некоторые моменты у нас, наоборот, лучше получаются, потому что мы лучше друг друга слышим.
— Остается время на какие-то увлечения?
Евгений. У нас плотный очень график. Сейчас у нас был месяц, в котором был один выходной. Это была творческая необходимость, мы сами понимали, что нужно было хорошо поработать, — были репетиции, спектакли, съемки фильма о балете.
В театре мне больше нравится играть молодых ребят. Но я могу и стариков играть — я играю в «Братьях Карамазовых» отца Федора Михайловича Карамазова. Это для меня очень интересная, сложная партия. Мне приходится работать с тем, чтобы персонаж меня иногда отпускал. Потому что он очень сильно съедает. Но есть и классные персонажи, которые тебя поглощают. У меня это Ангел из «Эффекта Пигмалиона». Этот персонаж смешной и тоже интересный.
Полина. Мы любим «Эффект Пигмалиона», созданный по мотивам «Моей прекрасной леди» Бернарда Шоу, потому что он легкий, это комедия. Я там играю Грету, эта роль очень много для меня значит. Сначала у нас с педагогом была одна интерпретация образа, но за два дня до моей премьеры мы решили поменять ее. В итоге во мне самой открылись новые грани женственности и мягкости.
Комедия во многом сложнее, чем трагедия. Чтобы было смешно, это не должно быть наиграно, должно быть очень тонко. Вместе с этим на сцене нужно, чтобы до зрителя доходили твои эмоции, поэтому очень важно найти золотую середину. В кино это проще, ведь камера прекрасно передает малейшие эмоции.