Работы Даши Намдакова завораживают. Дело не в уважении к регалиям — наш земляк-скульптор получил всемирную известность, стал заслуженным художником России, его работы выставлялись в Третьяковской галерее и Историческом музее, в Эрмитаже и Русском музее, галереях Лондона, Флоренции и Нью-Йорка. В скульптурах кроется магия, почувствовать которую можно и на фото. Для того чтобы вы тоже прикоснулись к ней, мы собрали обзор из пяти скульптур, которые занимают важное место в творчестве забайкальского гения.
Даши Намдаков родился в селе Укурик в Хилокском районе Забайкалья. Он жил в Англии, но вернулся в Россию. По его проекту около села Укурик в Забайкалье построили ленд-арт-парк «Тужи», летом 2022 года ему исполнился год. Намдаков выступил сценографом балета «Минотавр» (16+) для Большого театра и создал скульптуру для него. В 2023 году по проекту художника планируют построить станцию метро в Москве.
Искусствовед арт-фонда Даши Намдакова Надежда Комарова рассказала, что в основе художественного метода художника лежит культура бурят: «Он уходит корнями в эпоху номадов древности Центральной Азии эпохи Чингисхана. Но пластические приемы и композиционные решения связаны с академическими европейскими направлениями, а также авангардными поисками нового языка искусства».
Она добавила, что монументальные композиции Даши Намдакова стали апофеозом его творчества и художественных достижений. За работу в этой области его наградили золотой медалью Российской академии художеств и избрали академиком.
Среди основных работ скульптора мы выбрали пять.
Мадонна с птичкой
На сайте с работами художника указано, что это одно из самых лирических произведений автора, посвященное материнству, тайне зарождения жизни и красоте женщины.
«Немного усталая, сосредоточенная на своем состоянии молодая женщина держит в руках маленькую птичку. И вся ее еще не выраженная нежность, вся любовь перенесены на это создание природы. Кажется, что скульптор отсылает зрителя к теме Благовещения, Деве Марии, которой весть о рождении бога принес голубь. Увеличившееся тело женщины опирается на непропорционально маленькие ножки, придавая фигуре особую трогательность. А незамысловатая прическа: собранные в пучок волосы, вызывает умиление», — говорится в описании работы.
Старый Воин
«Символический образ воина-старика, наследника славных побед и воинских традиций. В память о своей героической жизни старик то и дело облачается в костюм и доспехи, которые ему уже велики. Но воин всегда помнит о своем долге и готов защищать свой дом», — так описали работу на сайте Намдакова.
Буха-Нойон
Оттуда же: «Сюжет этой композиции восходит к мифологии бурят. По преданию, на восточных отрогах Саян, расположенных у южной оконечности озера Байкал, обитал гигантский "сивый" бык Буха-Нойон, являющийся тотемным животным-прародителем одного из монгольских народов. В его честь совершали ритуалы, ему делали подношения, чтобы разгневанное божество не навредило человеку. По другой, более древней легенде, образ быка связан с темой прихода весны и плодородием. Весенняя церемония имеет сходство с шествием быка Аписа в древнем Египте, что выражало надежду на хороший урожай. Кроме того, по поверьям многих народов, это могущественное священное животное изгоняет злых духов из озер, рек и морей».
Президент Академии изящных искусств и рисунка во Флоренции, профессор Кристина Ачидини отмечала в своей статье парадоксальную мощь животного: «Он с трудом удерживает шаткое равновесие на камне, несущего с собой очарование аутентичной каменной глыбы».
Стихия
Это одна из ранних скульптур Даши Намдакова. По задумке, символизирует образ воздушной стихии.
«В представлении автора она ассоциируется с фигурой летящей в стремительном галопе лошади. Животное распластано в горизонтальной плоскости, голова максимально вытянута вперед, уши прижаты, грива заброшена встречным потоком ветра в сторону. Мускулы до предела напряжены и своим рельефом создают основной пластический рисунок тела. Круп лошади подчеркнуто объемен, но сила рывка выбрасывает тяжелую массу вперед», — написано на сайте художника.
Эта работа — одна из программных в творчестве Намдакова.
Начало
«Каждый художественный прием скульптора неслучаен — он подчеркивает общую идею произведения. Образ "Начала" неоднозначен, он задает вопросы, а не дает ответы. Вневременный, он похож на артефакт и из прошлого, и из будущего. Какие пути пришлось пережить этому образу, чтобы оказаться здесь и сейчас перед нами, покрытом шероховатостями, зазубринами, но при этом по-прежнему целеустремленным и спокойным?» — так поэтично описана скульптура на сайте.