Культура X Забайкальский международный кинофестиваль «Не хотелось бы спойлерить». Главный режиссер Забайкальского кинофестиваля рассказал, что покажут в этом году

«Не хотелось бы спойлерить». Главный режиссер Забайкальского кинофестиваля рассказал, что покажут в этом году

Музыка станет живой, а филармонию наполнят экранами

Режиссер-постановщик церемоний открытия, закрытия и гала-концерта Забайкальского международного кинофестиваля Леонид Ситов

Леонид Ситов творит магию в Забайкальской краевой филармонии, чтобы каждый год читинцы могли увидеть багуловую дорожку, именитых актеров у себя дома, не смотря в телевизор. Он режиссер-постановщик церемоний открытия, закрытия и гала-концерта X Забайкальского международного кинофестиваля. Что же мы увидим в этом году и сможет ли юбилейный фестиваль стать лучше прошлогоднего — читайте в нашем интервью.

Юбилейный — десятый по счету — Забайкальский международный кинофестиваль (16+) пройдет в Чите с 31 мая по 4 июня.

Пятнадцать экранов в одной филармонии

Фестивалю уже 10 лет, все церемонии разные. В чем секрет?

— Секреты есть у всех, но в данном случае я готов поделиться. Мы стараемся во всех мероприятиях использовать элементы шоу, то есть они должны быть яркими, запоминающимися. Поэтому для нас, нашей режиссерской группы, очень важна визуальная составляющая, в каждый фестиваль стараемся привнести что-то новое. Это касается концертных номеров, декораций, видеоконтента, который мы каждый раз делаем, используя самое современное программное обеспечение. Качество растет с каждым годом.

Помимо этого, большое внимание уделяем сценическому оформлению, так как это кинофестиваль и на нем прежде всего важно, чтобы была возможность демонстрировать кадры из фильмов, экранные заставки. В отличие от кинотеатра при постановке мы используем не одну, а несколько проекционных поверхностей. За прошедшие фестивали их количество выросло до шести, но сейчас у нас десятый — юбилейный фестиваль, поэтому организаторы попросили нас сделать что-то особенное. В этом году идем на эксперимент.

«Сделаем то, чего еще никогда не делали ни в Чите, ни в других городах России, во всяком случае, наша творческая группа»

Мы хотим разместить на сцене 15 проекционных поверхностей, каждая из которых сможет служить как экраном, так и элементом декорации. Это позволит применить их в качестве известного кинематографического приема — полиэкрана, когда на каждом экране будут демонстрироваться разные изображения, объединенные единой тематикой. На прошлом, девятом фестивале был наш первый эксперимент — мы вывели изображение за пределы сценической площадки. В зале читинской филармонии был сделан ремонт, появилась возможность добавить два больших экрана справа и слева от зрителей. В этом году пойдем еще дальше.

Далеко не на каждом кинофестивале есть возможность использовать такие выразительные средства, и в этом несомненная заслуга руководителя и бессменного идейного вдохновителя кинофестиваля — Виктора Михайловича Шкулева, который на протяжении всех предыдущих лет поддерживал все творческие начинания, предложенные постановочной группой.

Что еще необычного хотите сделать в этом году?

— Второй особенностью фестиваля будет то, что все три основных мероприятия будут проходить при разном сценическом оформлении. Если я сказал, что на открытии у нас будет 15 экранов, на гала-концерте мы попадем в совершенно другую локацию, на сцене будет воссоздана… Нет, пусть, пожалуй, это будет сюрпризом. Спойлеры не только в кино портят впечатление о просмотре. Еще скажу, что все три мероприятия в зале филармонии будут проходить с разным сценическим оформлением.

Обычно как было: церемонии открытия и закрытия шли в одних декорациях, иногда какими-то деталями выделяли гала-концерт.

«В этом случае у нас будет три самостоятельных произведения, три мероприятия в разных сценических локациях»

Что будет на гала-концерте?

— Как правило, гала-концерт строится по принципу определения темы, которая раскрывается в ходе его проведения. В этом году мы решили применить режиссерский ход, который позволил бы каждому артисту исполнить свой любимый номер. Это поможет им не быть связанными тематической направленностью концерта. Исполняться они будут в любых жанрах — вот главное отличие гала-концерта от предыдущих фестивалей.

А будет ли какой-нибудь дресс-код на мероприятиях?

— Традиционно мы не берем пример с зарубежных фестивалей, с того же Оскара, мы даем волю, но тем не менее ниже smart-casual (стиль одежды менее официальный, чем деловой, но элегантнее повседневного. Прим. ред.) опускаться не будет.

Новые лица станут ведущими церемоний

Есть ли такие люди, которые работают на каждом фестивале? Расскажите о вашей команде?

— Режиссерская группа, в которую вхожу я как режиссер-постановщик, балетмейстер-постановщик, ассистент и помощник режиссера — это та группа, которая приезжает со мной из Москвы. Если говорить о всей творческой группе, то она, конечно, значительно больше, так как, помимо наших коллег, которых мы приглашаем из разных концов страны в зависимости от конкретных задач, диктуемых каждой постановкой, мы стараемся всегда во всех мероприятиях фестиваля задействовать местные силы, работников филармонии, танцевальные и иные коллективы Читы — они также являются создателями и участниками всех мероприятий фестиваля.

В этом году из-за того, что очень сложные технический сетап (комплект оборудования. — Прим. ред.) и видеоконтент, мы пригласили в свою команду ребят из Иркутска — фирму VID Media. Они привезут свое современное оборудование, помогут в монтаже и настройке световых приборов. Мы собираем лучшие силы. В этому году основная команда, занимающаяся фестивалем, будет состоять из 15 человек, потому что объем очень большой. Надеемся, что десятый фестиваль станет апогеем. Мы не планируем на этом останавливаться, ведь это не последний кинофестиваль, но очень знаковый — юбилейный.

Какие были самые трогательные моменты церемоний на прошлых кинофестивалях, на ваш взгляд?

— Например, в 2018 году фестиваль обрел свой гимн, то есть была написана песня, которую мы теперь исполняем на церемониях открытия и закрытия. На IX фестивале мы решили раздать всем зрителям флаеры с текстом песни, они находили их на своих местах в зрительном зале. Люди с удовольствием вместе со всеми звездами, стоящими на сцене, исполняли гимн. Надеемся, что это станет традицией. Хотим повторить это на предстоящем фестивале, чтобы гимн запомнился.

А есть ли гости фестиваля, которых вы бы хотели отдельно выделить?

— Да, в этом году гостей будет много, некоторые из них посетят Читу даже не по второму разу. Множество звезд, побывавших на фестивале, стремятся вернуться в ваш яркий, солнечный Забайкальский край, но есть и те, кто приедет впервые. Для нашей режиссерской команды, для всех организаторов, да и уверен, что и для зрителей, огромная удача, что в фестивале согласился принять участие великий композитор в истории кино Максим Исаакович Дунаевский. Он приедет к нам, у него будет сольный концерт в Доме офицеров, и он примет участие гала-концерте со своим ансамблем.

«Церемонию открытия мы доверили вести молодым актерам — Ирине Старшенбаум и Петру Рыкову»

Они также впервые станут участниками Забайкальского кинофестиваля, и мы очень рассчитываем на их успешный дебют.

«Десять лет — это не срок. Нам еще расти и расти»

По вашему мнению, сразу ли люди поняли, что Забайкальский кинофестиваль — это круто? Сразу ли они начали покупать билеты на открытие, закрытие, гала-концерт? Сразу ли всё получилось?

— Конечно же, фестиваль крепнет, набирает силу. Сложно говорить, сразу ли это произошло. Не помню, чтобы в филармонии, где последние годы проводятся основные мероприятия фестиваля, обходилось без аншлага. Любовь зрителей — это ли не главный критерий?

Некорректно сравнивать то, с чего начинали и к чему пришли. Первый фестиваль, который прошел в 2011 году, был очень насыщенный по гостям, но со зрелищной точки зрения был достаточно скромным. С каждым годом происходит нарастание: и зал филармонии становится лучше, и сценическое оборудование новое появляется, есть возможность воплотить идеи, на которые раньше не было средств. Десять лет — это не срок, еще расти и расти. Фестиваль, со слов читинцев, с которыми я общаюсь, за эти годы стал, наверное, основным культурным событием, причем международного значения. Кстати, в этом году географическая палитра достаточно широка, будет множество фильмов — от Ирана до Индонезии и, конечно же, премьерные российские фильмы.

Какую церемонию за эти 10 фестивалей вы считаете самой лучшей?

— Мне кажется, фестиваль растет поступательно, поэтому с точки зрения визуальной и содержательной, пожалуй, это прошлый, девятый кинофестиваль. Мы в нем значительно повысили уровень, он проходил после ремонта в филармонии, это расширило наши возможности. Но мы, сжав кулачки, ждем юбилейного фестиваля, потому что замыслы и заготовки наши перекрывают всё, что было до этого. Это большая ответственность, каждый фестиваль — новая ступенька.

Что происходит по ту сторону сцены?

Зрители видят только результат, а что происходит за сценой? Сколько месяцев плодотворной работы проходит перед кинофестивалем, чтобы создать эту красоту?

— Так как наша команда работает уже несколько лет над фестивалем, уже сформировалась определенная традиция.

«Мы на закрытии не прощаемся со зрителем, а говорим о том, что окончание этого фестиваля — лишь начало следующего»

Работа у нас начинается практически через пару дней после окончания текущего фестиваля, то есть мы начинаемся обмениваться мнениями, обсуждаем, что удалось сделать, что нет, и тут же начинаем думать, искать режиссерские решения для следующего фестиваля — такой рабочий процесс. Он длительный, он идет месяцев восемь, мы общаемся и договариваемся, что будем делать в следующем.

После этого начинается кропотливая подготовительная работа. Мы еще не знаем о наполнении, какие будут гости, это решается ближе к фестивалю, так как мы имеем дело в основном с актерами кино, у которых съемочные графики. Планы гостей на этот фестиваль несколько раз менялись в связи с тем, что начинали запускать какие-то фильмы, и люди понимали, что у них нет окна в съемочном графике, в которое они могли бы приехать. Поэтому мы набрасываем общие идеи, общие темы основных мероприятий, начинаем обсуждать с нашим художником по видеоанимации возможные варианты визуализации, в фестивале, как правило, помимо творческой части, есть так называемая протокольная. Мы знаем, что в каждом фестивале есть несколько конкурсных программ, есть внеконкурсные программы. Начинаем думать об общей концепции, общем дизайне, в котором будут сделаны заставки на церемонию, каким образом будут представлены ролики фильмов, не зная конкретных победителей и фильмов, уже думаем об общем фирменном стиле церемонии закрытия, на которой вручат призы. Художник по видеографике начинает делать эскизы.

Это процесс долгий, он связан еще и с техникой, программным обеспечением, потому что такие объемы информации компьютеру сложно обработать в короткое время. Поэтому мы выделяем время, арендуем для рендеринга компьютерные мощности — это просчет цифрового видеоконтента. Собираем основу визуального материала, потом ближе к фестивалю у нас определяются конкурсные фильмы, состав жюри и работа становится более предметной, то есть из фильмов нарезаются тизеры (фрагменты кинокартин. — Прим. ред.) для демонстрации на церемонии открытия, также делаются ролики на представление жюри и ролики-визитки актерам. Берутся фрагменты фильмов, ставятся в один ряд, обрамляются фестивальной символикой, и перед выходом каждого актера мы его так презентуем.

Всё это входит в подготовительную работу. Уже ближе к фестивалю... Вот вы сейчас берете интервью в то время, когда идет самая активная часть подготовки — работа над сценариями всех трех мероприятий и текстами для ведущих.

Третья составляющая, немаловажная, если не самая важная — мы определяем технический сетап — то, что потребуется нам для осуществления всех этих замыслов, какое оборудование будем использовать, как будем закреплять проекторы на сцене, каким образом будем монтировать световые приборы, а также мы должны учитывать, как по окончании каждого мероприятия в ночь будем менять декорации.

Ну и, конечно же, с приездом нашей режиссерской группы в Читу мы начинаем каждодневные репетиции с утра до вечера, репетиции каждого мероприятия. В связи с тем, что в этом году у нас будут музыканты, живая музыка, мы проведем несколько репетиций в Москве с артистами вокальных номеров. Наличие музыкальной группы диктует свои правила.

А вы не устали?

— Я режиссурой занимаюсь больше 30 лет — это любимая профессия. Да, это тяжелый труд, но он очень хорош тем, что морально вознаграждаем.

«Когда ты делаешь то, что нравится зрителям, это придает энергию, огромную энергию»

В данном случае, если говорить конкретно про Забайкальский кинофестиваль, то от него режиссерская группа абсолютно не устала. Не все фестивали делали мы, мы начали сотрудничать с организаторами с 2018 года, начиная с седьмого фестиваля. В какой-то момент руководством кинофестиваля было принято решение о смене режиссерской группы — для нас это будет всего четвертый фестиваль.

Раз об этом заговорили, вспомните, как именно вы присоединились к фестивалю, почему?

— Мне показали видео прошлых фестивалей — вообще, должен сказать, что существует замечательный сайт Забайкальского кинофестиваля, где можно посмотреть и видео, и фото с прошлых мероприятий. Помимо видео, что мне прислали, я еще посмотрел на сайте и понял, что фестиваль уже с именем, с историей. Наша творческая группа работает на многих больших площадках, и нашей отличительной особенностью является то, что мы во всех своих работах практикуем 3D mapping, то есть используем экраны и формируем сценическое пространство посредством видеопроекций. Я понял, что, принеся технологии, которыми мы пользовались в том числе и в Государственном Кремлевском дворце, можно будет значительно усилить визуальную составляющую фестиваля. Очень захотелось сделать это в Чите.

Мы много общались с директором фестиваля Лилией Савиной, я приносил примеры своих прошлых работ, писал резюме. Очень хорошо помню момент, когда получил письмо от нее письмо с рассылкой другим коллегам, в котором было написано: «Спешу представить вам нашего нового режиссера-постановщика церемоний открытий, закрытий, гала-концерта». Так началось наше теперь уже многолетнее сотрудничество.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
ТОП 5
Мнение
В новостях только помойки, гололед, ямы. Виноваты ли СМИ, что вокруг сплошной негатив
Любовь Никитина
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Рекомендуем
Объявления