В Чите вновь открывается Забайкальский международный кинофестиваль (16+) — одно из главных культурных событий региона. Из обширной программы этого года мы выбрали фильмы, которые надо обязательно посмотреть на широком экране.
- «Святая Пятница. Крест в пустыне» (16+), реж. Хаджи-Александр Джурович
- «Тетушка» (18+), реж. Хэ Шумин
- «Темная ночь» (16+), реж. Озджан Альпер
- «Кукольник» (12+), реж. Сергей Кузнецов и Роман Амслер
- «Орпа» (12+), реж. Тео Румансара
- «Ниша» (16+), реж. Антон Ермолин
- «Пляж на краю света» (16+), реж. Петрус Карири
- «Дневник поэта» (12+), реж. Булат Юсупов
- «Здоровый человек» (16+), реж. Петр Тодоровский
- «Миссия» (12+), реж. Александр Свешников
«Святая Пятница. Крест в пустыне» (16+), реж. Хаджи-Александр Джурович
Экранизация сербского бестселлера «Петкана» о том, как благочестивая девушка отправляется в Иорданскую пустыню и спустя 40 лет становится одной из самых почитаемых в мире святых.
Александр Джурович снял на основе романа очень красивое, медитативное кино, в котором одной из главных тем становится интернациональность доброты: уйдя от внешнего мира, Параскева находит подругу, арабку Зейнаб из бедуинского племени. Две женщины с совершенно разными жизнями, происходя из совершенно разных культур и религий, разделяют одни и те же чувства, у них одни и те же ценности, а желание помочь другим людям оказывается сильнее всех обычаев и правил. Всё остальное, говорит Джурович, от лукавого — и где он неправ?
«Тетушка» (18+), реж. Хэ Шумин
Комедия из Южной Кореи о пожилой женщине, которая отправляется в Сингапур на автобусе, но отстает от группы и вынуждена добираться до места назначения на чем попало. Возможно, любую другую женщину обстоятельства заставили бы отступить — но не Тетушку, которая обожает дорамы и никогда не унывает. Хэ Шумин снял доброе, позитивное роуд-муви, после которого очень хочется отправиться в какое-нибудь путешествие, чтобы привезти оттуда вагон отличных воспоминаний.
«Темная ночь» (16+), реж. Озджан Альпер
Турецко-немецкая картина, собравшая несколько призов на международных фестивалях, в том числе за лучшую мужскую роль. Исхак всю жизнь живет в маленькой деревне в горах и любит девушку, с которой, скорее всего, никогда не будет вместе. Он воспринимает этот факт даже со смирением до тех пор, пока в деревню не приезжает соперник, молодой и красивый Али. Спустя некоторое время парень исчезает бесследно, и эту тему в деревне не принято обсуждать — кому интересно, куда девался какой-то чужак?
Зритель может догадаться, к чему приведет сюжет, но оторваться от фильма у него не получится: это напряженный и очень эффектный триллер, настоящим украшением которого становятся трагическая красота природы и потрясающая актерская игра Беркая Атеша.
«Кукольник» (12+), реж. Сергей Кузнецов и Роман Амслер
Подростковый хоррор с привкусом суровых девяностых, когда родителям было так трудно выживать, что они чаще всего предоставляли детей самим себе. Вот и героиню картины Соню вместе с младшей сестрой Аней жизнь забросила в деревню, где совершенно нечем заняться, кроме как изучать местные страшилки про Кукольника, который якобы крадет детей и делает из них марионеток. Лучшее, что есть в этом фильме, — сам Кукольник в исполнении артиста балета из Большого театра Никиты Еликарова. Даже без грима, за счет одной своей пластики он создает настолько пугающий образ, что временами хочется перекреститься.
Вообще у «Кукольника» довольно пугающая атмосфера, созданная за счет довольно простых средств: масок, пластического грима и деревянных кукол с глазами-зеркалами. Тем, кто любит фильмы ужасов, точно понравится.
«Орпа» (12+), реж. Тео Румансара
Еще одно жизнеутверждающее роуд-муви, только не из Кореи, а прямиком из Индонезии.
Орпа — 16-летняя папуасская девочка, которая хочет учиться, но это слишком дорого, и отец намерен выдать Орпу замуж за богатого человека. Тогда она сбегает из дома и встречает по дороге начинающего музыканта Райана. Тео Румансара с огромной любовью снимает свою страну, которая вообще-то больше всей Европы, и культуру собственного народа папуа, который раньше если и появлялся в кино, то только как образец дикости и нецивилизованности. Кроме того, «Орпа», несмотря на кучу отраженных в нем социальных проблем, — веселое кино с хорошим юмором и обаятельными героями.
«Ниша» (16+), реж. Антон Ермолин
Инженер-электроэнергетик Слава видит свое предназначение в том, чтобы чистить людям биополя. Его жена Маша — художница по коврам, которая работает в кинотеатре контролером. Оба они очень хотят нырнуть в конце концов в то, что любят больше всего на свете, и в конце концов начинают видеть один сон на двоих, который становится для супругов путешествием… А куда, собственно? Хороший вопрос — особенно если учесть, что в сюжете фигурирует огромная моль.
Звучит странно, и тем не менее «Ниша» — это один из самых красивых, ироничных и остроумных фильмов России за последний год, в котором каждый найдет собственную нишу, чтобы погреться.
«Пляж на краю света» (16+), реж. Петрус Карири
Бразильская картина, стоящая примерно на середине между триллером и фильмом ужасов. Казалось бы, что может напугать в истории о том, как юная Алисия и ее больная мать непрерывно спорят, надо ли уходить из дома, который рано или поздно смоет океаном? И тем не менее картина Петруса Карири каким-то образом так сочетает в себе ужас открытого космоса и ужас готического романа, что завораживает даже своим ритмом. По сути, это фильм о конце света, который приходит и воцаряется незамеченным. Кстати, те, кто смотрел «Маяк» Роберта Эггерса, найдут здесь немало параллелей.
«Дневник поэта» (12+), реж. Булат Юсупов
Феноменальный успех якутского кино привел к тому, что во многих регионах решили наладить собственное кинопроизводство. «Дневник поэта» — результат таких попыток в Башкортостане. Это байопик о жизни национального поэта Рами Гарипова, который в 50-е годы, получив образование в Москве, вернулся со своей супругой сперва в Уфу, а потом в родную деревню, чтобы понять, как ему жить дальше.
Фильм снят на башкирском языке, а деньги на него собирали сами жители республики, желавшие, чтобы имя Гарипова было известно далеко за пределами его родины. У Булата Юсупова получилось в итоге кино во многом ностальгическое, почти советское — с хорошей игрой актеров, замечательной работой оператора Станислава Амбарцумова, миллиардом деталей и примет эпохи и очень правильным посылом: в любых условиях главное — оставаться человеком.
«Здоровый человек» (16+), реж. Петр Тодоровский
Егор, у которого есть хорошая работа и счастливая семья, пытается сделать мир лучше: работает волонтером в детской больнице и ищет пропавших людей. Эта, по сути, вторая работа выматывает его, разрушает жизнь, дает очень мало счастья, но очень много боли — и что делать, если ты не можешь остановиться, не можешь пройти мимо чужого несчастья? Одна из лучших российских картин прошлого года отвечает на этот вопрос довольно нетривиально: то, что зло нельзя сократить, не означает, что и пытаться не стоит.
«Миссия» (12+), реж. Александр Свешников
Документальную «Миссию», снятую в Чарской котловине, уже привозили на Забайкальский кинофестиваль в 2017 году. Тогда показ собрал полный зал «Бригантины» и наверняка кому-то не хватило билетов — что ж, сейчас есть шанс все-таки посмотреть фильм Александра Свешникова и его команды об Удокане. Это фильм-исследование, кино о связи человека и места, бесценный проект, поскольку дает забайкальцам возможность увидеть на большом экране не только знакомые места, но и отражение собственных проблем, мыслей и чувств.