Десятый Международный Забайкальский кинофестиваль (16+) уже стартовал. В этом году жителей не только Читы, но и всего региона ждет самая обширная программа. Мы поговорили с бессменным программным директором ЗМКФ, кандидатом искусствоведения, доцентом Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова Марией Безенковой. Узнали, какие фильмы и из каких уголков мира привезли в этом году на фестиваль, что будут показывать в районах и что происходит с кинематографом в Забайкалье.
— В этом году состоится уже десятый, юбилейный кинофестиваль. Расскажите, какие есть особенности в программе, чем она отличается от предыдущих лет?
— У нас каждый фестиваль отличается от другого определенным тематическим наполнением. Каждый год мы выбираем уникальную тему, которой посвящены две конкурсные программы. В этом году это тема памяти. Памяти как основы строения будущего, памяти рода, памяти семьи, памяти страны. Образ памяти как основополагающий в жизни человека.
А с точки зрения юбилейности в этом году мы постарались с одной стороны собрать все самые лучшие и востребованные за 10 фестивалей фильмы. У нас есть программы «Народное кино», «Ценные кадры», «Регион 75». Все эти программы собраны либо по желанию зрителей, либо по желанию кинотеатров, которые показывали эти фильмы или знают о них. Мы с большим вниманием относились к запросам, которые шли из Забайкальского края.
И еще одна особенность юбилейного фестиваля — в этом году мы постарались по максимуму привезти создателей фильмов, чтобы получился живой диалог между зрителем и участником съемочного процесса. Сейчас в стране очень активно развивается кинопроизводство. И мне кажется, что любые кинофестивали на территории России должны обязательно включать как раз это прямое общение авторов и зрителей.
— В этот раз много фильмов будут показывать именно в районах Забайкальского края, а не в Чите. Расскажите, какая география мероприятия, куда поедут фильмы? И по какому принципу выбирались картины для показа в районах?
— В этом году в кинопоказе принимают участие 12 районов Забайкальского края. География охватывает весь регион. Это самая большая репрезентация нашего фестиваля в районах. Более того, я общалась с представителями Читинской кинокомпании, которые занимаются продвижением кинопоказов в районах. Они говорят, что в районах, в которых мы еще ни разу не показывали кино, ждут фестиваль, это интересно.
Поэтому программу я собирала по принципу подборки интересного и актуального для зрителя кино, которое будет понятно даже тем, кто на фестивале, может быть, никогда не был. В программе по району обязательно есть один-два конкурсных фильма из каждого конкурса, а также фильмы из других программ, чтобы быть актуальным тому времени, в которое проходит фестиваль. Например, в День защиты детей я максимально в районах даю фильмы, которые относятся именно к детско-юношеской аудитории.
— Расскажите поподробнее, какие фильмы привезли в этот раз. Какие фильмы вы можете особенно отметить? Какие картины надо обязательно посмотреть? Ваши личные рекомендации.
— Мои личные рекомендации, как обычно я говорю, это вся кинопрограмма. Мне очень сложно выбрать один фильм и сказать: «Идите только на него». Я же программный директор. Все фильмы, которые принимают у нас участие, — это мои «дети». Я традиционно могу сказать, что и конкурс «Новый взгляд» для юношеской аудитории, и большой конкурс для более широкого зрителя — это такой must have (это то, что нужно обязательно посмотреть. — А. З.) нашего фестиваля, потому что это концептуальная программа, имеет смысл смотреть ее целиком.
Но если нет возможности посмотреть все фильмы конкурса, я бы хотела отметить, что у нас покажут картину «Доктор» в рамках программы «Поздняя премьера». Это последний фильм с Сергеем Пускепалисом, председателем большого жюри прошлогоднего фестиваля, который трагически погиб буквально через несколько месяцев после окончания фестиваля. Сергей во время приезда в Читу много рассказывал о «Докторе», о том, как он там снимался. Поэтому мне показалось, что очень важно привезти эту картину. Фильм будет представлять режиссер Артем Темников. И он, я думаю, расскажет о том, как он работал с Сергеем, и про этот фильм. Фильм более чем достойный.
Еще хочу отметить отдельно, что у нас в этом году в рамках Года педагога и наставника достаточно большой сегмент фильмов связан с образовательным направлением. Это, например, уже традиционная программа ВГИК. В этом году также добавилась программа Пекинской киноакадемии. Это будут фильмы молодых кинематографистов Китая и России. Мне кажется, это возможность увидеть новые тенденции.
И традиционно зову на «Ночь короткого метра». Это тоже будет классно и здорово.
— Вы можете отметить, какими привезенными фильмами или людьми вы гордитесь?
— Я очень рада, что в последние два года фестивалю удается не только сохранить номинальный международный статус. Мы смогли и в прошлом, и в этом году представить очень интересную программу зарубежных коллег. И это не было из ряда вон проблемой, потому что творческие связи и человеческая адекватность всегда оказываются выше, нежели политические истории.
В этом году я очень горжусь, что председателем жюри согласился быть, не побоюсь этого слова, великий режиссер Сергей Урсуляк. Он совершенно потрясающий, удивительный профессионал. Я очень благодарна нашим иностранным членам жюри, которые также приедут. И с удовольствием жду реакции читинской публики на те фильмы и тех конкурсантов, которые будут.
— Можете подробнее рассказать именно про международные, иностранные фильмы, которые представят у нас на фестивале? Из каких уголков мира привезли картины?
— У нас представлены фильмы, наверное, из всех полушарий, это точно я могу сказать. Со всех уголков мира. У нас в этом году очень интересный нюанс, в основном конкурсе будет три международные премьеры, в конкурсе «Новый взгляд» — четыре. И это не пустые слова, когда у тебя на Забайкальском кинофестивале пройдет премьера американского фильма. Это всё огромные кинематографии. Это не просто страна, у которой два-три фильма выходит и они на всех фестивалях участвуют. Когда ты сталкиваешься с большим кинематографом, большим с большой буквы, когда тебе удается получить фильмы из Соединенных Штатов, из Бразилии, из европейских стран, из Ирана, из Индонезии. Это действительно большая удача. И я хочу обратить внимание, что все фильмы получены абсолютно легально, с полным пониманием того, что авторы готовы и рады принять участие в международном кинофестивале на территории России.
— А иностранные гости, актеры, режиссеры, приедут к нам?
— Кто сможет, тот доедет. Конечно, мы ограничены определенными и санкционными решениями. И, например, в Юго-Восточной Азии еще не до конца отменили ковидные ограничения. Поэтому приезд режиссеров из Индонезии проблематичен именно потому, что их не выпускают за рубеж. Но у нас приедет китайский режиссер, международные члены жюри из Китая и Ирана также приедут. Я надеюсь, что всё будет хорошо, визы они уже получили. И надеюсь, что они до нас доберутся. Так что иностранные гости будут обязательно.
— Что сейчас происходит в России с региональным кино? Какие фильмы забайкальских авторов покажут на фестивале? И как вы можете оценить эти картины, на хорошем ли уровне они сделаны?
— У нас есть отдельная программа «Регион 75», которая как раз и показывает те фильмы забайкальских авторов или сделанные на территории Забайкалья, которые уже показывали на нашем кинофестивале и которые уже доказали профессиональный уровень. Но, кроме этого, в рамках «Ночи короткого метра» тоже будут показаны фильмы с участием или напрямую сделанные забайкальцами. И это, на мой взгляд, очень хороший тренд, что забайкальское кино встраивается в структуру пока короткометражного кинематографа, но вполне себе профессионального и качественного, что появляется всё больше и больше молодых ребят, которые снимают кино на высоком профессиональном уровне. В общем, с точки зрения забайкальского кинематографа назову это осторожным оптимизмом.
Что же касается всего регионального кинематографа в России, то, конечно, сейчас развитие идет семимильными шагами. Я буквально на прошлой неделе выступала на конференции, которую устраивали коллеги из Казани. Мы там обсуждали вопросы регионального кино и обсуждали количество региональных фильмов, которое сейчас выходит именно в кинопрокат. И если раньше оно исчислялось двумя десятками, то сейчас речь идет уже о числе, которое приближается к сотне фильмов в год. Это региональные фильмы, которые получают прокатную историю. Это очень хороший показатель, который вырос за последние два года. И, на мой взгляд, полнометражные фильмы из Забайкальского края вполне могут составить конкуренцию картинам, которые снимают в Республике Саха или в Татарстане.
— А что нужно сделать Забайкалью, чтобы подняться до уровня Якутии, у которой фильмы уже отмечают даже на «Оскаре»?
— Забайкалью в первую очередь нужно организовать структуру киноотрасли, чтобы была своя материально-техническая база, чтобы прокатывать кино, сделанное у себя. В любом случае также нужно подготовить зрителя. Для этого можно организовывать образовательные или PR-проекты. С одной стороны, нужно сделать подготовительную работу с точки зрения киноотрасли, студию организовать или продюсерскую компанию. Или то, чем мы занимаемся последние полтора года, прорабатываем вопрос по организации кинокомиссии в Забайкальском крае, которая, с одной стороны, привлекает кинематографистов снимать на территории региона, а с другой — развивает забайкальский кинематограф сам по себе как производственную единицу. Также необходима популяризация своего забайкальского кинематографа в среде зрителей. Если эти два момента будут более развиты, то тогда можно будет конкурировать с Якутией.
Якутия, кстати, с удовольствием делится своими ноу-хау. И приезжает в Забайкалье, и проходят дни якутского кино. В принципе, можно у коллег тоже учиться.
В конце хотела бы сказать, что я всех жду на трех площадках Читы. С удовольствием готова представить эту программу. На мой взгляд, она получилась очень цельной и зрительско-ориентированной. Надеюсь, что всем понравится.