Валентина Мировая получила образование в академии правосудия и должна была стать полицейским, однако тяга к лепке победила, и она стала единственным гончаром в Забайкалье. Мы поговорили с ней о брендах региона, искусстве, бизнесе и о том, как место рождения определило ее жизнь.
Валентина Мировая — член творческого объединения «Союз гончаров России», организатор площадки народных промыслов — фестиваля «Люди и солнце», в Чите, ремесленнической недели «Дархан Хатан» в ленд-арт-парке «Тужи», совместной выставки «Мастер — Ученик» с членом Академии ЮНЕСКО Алишером Назировым в Барнауле. Мировая — победитель окружного этапа всероссийского конкурса «Туристический сувенир», международного фестиваля-конкурса «Жар-птица России».
— Я родилась в аэропорту Владивостока вместе со своей сестрой-двойняшкой Дашей. Жили родители в Борзе, поэтому в паспорте у меня тоже Борзя. А во Владивосток мама летела к родственникам. Никто не предполагал, что роды начнутся очень резко, на восьмом месяце. В семье тогда уже было четыре дочки. Папа ждал пятого ребенка — сына, но тут появились мы (смеется), и он прекратил попытки.
— Детство тоже прошло в Борзе?
— Да, я росла там. И вы удивитесь, но в художественную школу не ходила. Учителя в обычной школе в Борзе заметили мою тягу к лепке — начали мне приносить соответствующую литературу.
Однако папа решил, что это несерьезно для жизни, и я закончила академию правосудия в Иркутске, получила звание младшего лейтенанта и по распределению должна была ехать в поселок Карымское работать, видимо, не суждено.
Я резко поменяла курс и поступила в ЗабГУ на художника. Без базового образования учиться было сначала очень тяжело. Я стояла за девочкой, которая училась в художественной школе, и просто копировала за ней, как она раскладывает оттенки — холодные, теплые, как рисует. Я много проводила времени в библиотеках, наверстывала всё. В итоге сдала на пятерки, диплом защитила на отлично.
— Знаю, что и тогда вы не сразу пришли к гончарному мастерству.
— Дорога медленно вела меня к предназначению. Сначала работала в молодежном центре «Искра» методистом, потом начальником отдела реализации молодежных проектов, и на одну из культурологических смен мы написали проект, который назывался «Книга мастеров». В многонациональном Забайкалье было очень хорошо развито именно гончарное мастерство, поэтому я предложила написать про такую мастерскую. Почему у нас сегодня не продолжается гончарное дело? Ведь нет ничего такого.
Это был 2010 год. Мы эту «Книгу мастеров» написали, начали искать в регионе гончаров, потому что выиграли грант, нужно было его реализовать. Казалось, легко найдем специалистов, ведь был целый керамический завод — должны быть глиняные технологи. Но оказалось, что у нас было литейное производство. И когда стали копать, узнали, что у нас по Кенону ходила баржа, которая собирала редчайшую белую глину, из нее делали фарфор. И сервиз, сделанный из нее, как гласит легенда, когда-то был подарен золотарями Забайкалья Николаю II, а после революции он оказался у королевы Великобритании Елизаветы II.
— Это ведь просто красивая легенда?
— Я думаю, что это реальная история. Есть документы, подтверждающие этот факт. Ну и вообще — хочется верить в забайкальский сервиз на королевском столе.
— А что же дальше было с вашим грантом?
— Назад пути не было, нужно было воплощать его в жизнь. Я поехала учиться в Санкт-Петербург в академию керамики. Отучилась семь месяцев там, а потом отправилась в Турцию — в Каппадокию. Преподавателем там был чемпион мира по гончарному искусству Ахмет Ташхомджу. Потом перенимала знания у алтайских мастеров. Последний выезд на учебу был в Поленово в Подмосковье к Ксении Поляковой — там мы «гончарили» большие формы.
Я очень много выступала и рассказывала о себе, говорила, что я — единственный гончар в Забайкальском крае. Но мне отвечали: «Это же керамика! Лепи да лепи!» Но это всё гораздо глубже — всё должно быть по правилам, специально подбираются массы, они разные по оттенкам и свойствам.
Между всевозможными курсами я пытаюсь еще участвовать в разных конкурсах, форумах. Недавно побывала в финале всероссийского конкурса «Туристический сувенир». От Забайкалья в решающий этап вышли только два человека — я и Лариса Таскина. Она, кстати, завоевала Гран-при. Очень горжусь землячкой. Добиться выхода в финал было непросто — сначала мы стали лучшими здесь, на уровне региона.
— А с какой работой вы представляли Забайкалье?
— Это сувениры, связанные с нашим регионом. Выбрала тарелку, подумала, что должно быть изображено на такой продукции, чтобы напоминало гостю о Чите, решила, что бык — символ города, еще добавила новый слоган нашего края: «Забайкалье — это по любви». Были и небольшие тарелочки: на них просто написала «Чита» и поставила год основания.
— Что для вас сувенир?
— Сувенир — это голос места, в котором вы находитесь, куда путешествуете.
— Диалекты Забайкалья тоже нашли отражение в ваших сувенирах?
— Да, конечно. Интересно, что когда я вышла на сцену, то многие вообще меня не поняли. Наши привычные слова для москвичей незнакомы. Поэтому на некоторых тарелочках я сделала надпись «Живешь за Байкалом — не щелкай…», пусть каждый продолжит сам, как хочет. Были на кружках надписи: «Пойдем чаевать», особенно понравилась и удивила «Ты кака-то не така», люди думали, это что-то обидное, а ведь это просто означает «особенная». Многие мои сувениры, которые я увезла на финал, — это сувениры с изображением наших достопримечательностей: линейка колокольчиков, кружки с надписями, большие блюда.
— А какая традиция есть на таких конкурсах?
— Там мы обмениваемся своими работами с другими мастерами. Мы дарим друг другу, одаривая своим талантом коллег. То есть конкурсные сувениры обратно я уже не привожу. Кстати, хочу отдельно поблагодарить за возможность участия в «Туристическом сувенире» Туристско-информационный центр Забайкальского края.
— Что было самым ценным на конкурсе в этот раз?
— Самым важным были комментарии экспертов, советы, творческий «разнос». На будущий год я стану еще более подкованной и уже точно привезу оттуда победу.
— Вся ваша жизнь как творческий полет. Не думаете, что это связано с самой историей рождения?
— Да, вы правы. Воздушная гавань, кстати, не только дала мне жизнь и постоянное ощущение творческого полета. Именно в аэропорту я встретила будущего мужа.