На листе ватмана при помощи кухонных тазиков мы чертили окружности. В большом круге писали буквы алфавита, в круге поменьше — цифры от 0 до 9. По углам обозначались приветствия: «здравствуйте — до свидания», а внизу — «да — нет». В середине маленького круга рисовали гроб. Мы не знали о доске Уиджи и спиритическую планшетку делали сами. Блюдце как проводник между потусторонним и земным миром брали из серванта. Первое, главное правило: оно должно быть белым, без рисунков. На фарфоровом дне фломастером рисовали стрелочку.
— Давайте вечером погадаем!
Или, как сейчас модно говорить, на спиритический сеанс мы с подружками собирались вечером.
С гибели Цоя прошло года три. В то время мы слушали кассеты, некоторые песни знали наизусть и, конечно, при горящей свече вызывали дух легендарного музыканта. Свет выключали.
— Вызываем дух Виктора Цоя (трижды произносили заклинание и выдерживали паузу). Дух Виктора Цоя, вы здесь?
Блюдце придерживали двумя пальцами за край. Дух «молчал». Мы ждали. Кажется, даже не дышали, всматриваясь в красную стрелку. Вот не дай бог в этой напряженной тишине кто-то из девчонок вытянет под столом ноги и затронет другого. Малейший звук в квартире заставлял вздрагивать.
— Дух Виктора Цоя, вы здесь?
Трещала свечка, огонь вытягивался в горящем танце. В какой-то момент блюдце словно оживало и медленно двигалось к написанному «да» — пришел. Здесь второе правило: нельзя кричать и убирать руку. Переворачивать блюдце тоже запрещено, иначе случится страшное. Мы не переворачивали.
— Как будут звать будущего мужа?
— А сколько у нас будет детей?
— Что получу за четверть по геометрии?
— Кем буду работать? Увижу ли Красную площадь?
— А я нравлюсь Славке с соседнего двора?
На эти детские вопросы из букв составлялись ответы.
— Во сколько лет я умру? — получить ответ на этот вопрос считалось храбростью. Его задавали все, но я не помню, что отвечали духи. Не помню ответ о детях, стерлась из памяти внешность Славки.
Астральная сущность Цоя считалась в нашей спиритической компании общительной. Хотя кроме него мы вызывали духов Игоря Талькова, Пушкина, Есенина. Случалось такое, что никто не приходил, блюдце оставалось без движения. Но на всякий случай мы всё равно прощались. В конце гадания это обязательно. Важно, пусть это будет третьим правилом, чтобы стрелка указала в сторону «до свидания». И задавали контрольный вопрос: «Дух Виктора Цоя, вы здесь?» Молчит, значит ушел. Тогда открывали форточку и включали свет. А вот если тарелка разобьется во время сеанса, то считалось, что дух останется в комнате. Наверное, этого опасались больше, потому иногда гадали не на столе, а на полу.
Не знаю, подружки двигали блюдце или вера в потусторонние силы с желанием узнать дату смерти, но мы были уверены, что духи с нами общались. Не знаю тех правил безопасности, если бы хрупкая чашка разбилась.
Родители о таком развлечении знали. Нет, не ругали, но и не одобряли. Наверное, мы чаще скрывали. Нам так интересно было узнать из потустороннего мира номер билета на экзамене и сравнить его в школе. Примерно так же сейчас интересует вопрос — в какой клинике дешевле МРТ шейного отдела.
Захочу ли погадать еще? Хм, скорее нет, чем да. Имя мужа знаю, детей двое, с работой определилась. Да и Красную площадь видела. Есть кого позвать и о чем спросить. Но кто будет толкать блюдце?
А вы в детстве вызывали духов?