Всем нам повезло жить в одно время с Хаяо Миядзаки, чья анимация, безусловно, уже стала классикой. И у жителей Читы появился чуть ли не единственный шанс увидеть новый мультфильм известного на весь мир мастера на большом экране — его показывают в трех кинотеатрах города. И этот шанс нельзя упускать.
Спустя 10 лет после выхода драматического и не похожего на предыдущие мультфильмы «Ветер крепчает» (12+), который должен был стать последней работой мэтра анимации, мастер уже в преклонном возрасте возвращается и дарит нам свое новое произведение, еще более отличное от всего, что мы видели раньше, — «Мальчик и птица» (16+) (оригинальное японское название «Как поживаете?»).
Все знакомые зрителю стилистические приемы сохранены, это всё тот же Миядзаки: здесь и отважный главный герой, рано повзрослевший мальчик Махито, потусторонний волшебный мир, босховский хоровод невиданных существ. Но по наполнению это куда более трагичная и глубокая картина.
Без спойлеров о самой завязке мультфильма — события разворачиваются во времена Второй мировой войны, при которой рос сам Хаяо, что добавляет элемент автобиографичности. В первых же кадрах нам показывают ужасные ее последствия — мальчик теряет в огне маму. Тревожная и сильная открывающая сцена сразу дает понять, что впереди нас ждет серьезное кино. Впоследствии, скрываясь за городом от бомбардировок, юный Махито не может пережить горечь утраты и тоску по матери, но внезапно встречает необычную серую цаплю, которая говорит герою, что тот может вновь увидеть маму, и мальчик отправляется вслед за ней в рискованное путешествие в потусторонний мир.
А дальше — неторопливое, но яркое приключение, описывать которое почти нереально. Пересказ сюжета мультфильмов Миядзаки всегда был непростыми и отчасти бессмысленным занятием — созданные им миры нужно просто наблюдать. Но в этой картине, в отличие от прошлых мультфильмов, события и вовсе больше походят на абстракцию и сюрреализм. Наполняют действие очень яркие, сильные и запоминающиеся образы, символы и локации, отсылающие по стилистике ко многому — от картин эпохи Возрождения до минимализма, а сюжетные линии незаметно перетекают друг в друга и почти не связаны между собой, что создает ощущение некоего сновидения.
Эта история, вопреки предыдущим работам мастера, не погружает нас в вымышленный мир, из которого не хочется возвращаться. Как и наш, он не лишен зла и изъянов — перед нами слепок мира, который потерял баланс и вот-вот рухнет. И как и в реальности, где люди убивают друг друга во Второй мировой, здесь есть насилие, и вражда, и даже природа, которая раньше часто была дружелюбной в работах Миядзаки, а теперь представляет опасность.
Лейтмотивом становится война. Мы не видим ее на экране, но видим ее лики среди сказочного мира — главный герой-сирота, пеликаны, у которых нет выхода, кроме как пожирать рожденные души, желающая поработить и сломать и без того шаткий волшебный мир армия попугаев-людоедов. История не лишена своих героев и злодеев, но здесь нет строгого деления на черное и белое, что присуще восточной культуре. И автор вызывает сострадание даже к, казалось бы, отрицательным персонажам.
Саундтрек для мультфильма, написанный композитором Дзё Хисаиши, в дуэте с которым всегда работал Миядзаки, здесь необычно прост и плавен, но это не дилетантство, как может показаться на первый взгляд, — напротив, минималистичная фортепианная музыка как нельзя кстати подходит для такой картины.
Чувствуется, что «Мальчик и птица» — личное для Миядзаки произведение, философское и метафоричное. Произведение-прощание. Подобно творцу потустороннего мира, который появится в мультфильме, Хаяо Миядзаки понимает, что покидает выстроенные им за десятилетия волшебные миры. Последний фильм — не очередная сказка и не небрежно брошенный постскриптум к предыдущим заслугам. Это сложная, взрослая, драматичная, серьезная и невообразимо прекрасная картина, не лишенная юмора. Пожалуй, чтобы понять его в полной мере, потребуется не один просмотр.
«Мальчик и птица» — это прощание мастера, последнее сильное высказывание о мире, войне, утрате, преемственности, взрослении, выборе и завершении. Миядзаки говорит нам, что каждый несет индивидуальную ответственность за мир, в котором он живет, и что важно из тысячи дверей с различными возможными сценариями в итоге выбрать свою и жить дальше.
Обновление: По информации из Сети, Хаяо Миядзаки уже приступил к разработке нового мультфильма.
А вы любите творчество Хаяо Миядзаки?