Каждый советский мальчишка мечтал о том, чтобы поехать строить Байкало-Амурскую магистраль, и я не был исключением. 1978 год. Помню, сидел в школе за партой, шел какой-то урок, кажется, география, а я почему-то думал о БАМе. И я бы не поверил, если бы в тот момент кто-то сказал мне, что через два года я впервые попаду на Читинский участок ударной стройки, а уже в 1984 году сфотографирую ту самую «золотую» стыковку.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект «О чём молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
29 сентября. На разъезде Балбухта Каларского района великое событие. Его ждали десять лет, нет, целый век. Шедшие навстречу друг другу с востока и запада бригады путейцев укладывали последние два звена железной дороги. Когда произошла стыковка, народ зашелся в бурных аплодисментах. Махали красными знаменами, кричали «Ура!», пили шампанское прямо из бутылок…
Вдруг вокруг началось какое-то непонятное движение. Люди заходили из стороны в сторону, сбиваясь в кучки. Я растерялся, не зная, что снимать, и тут смотрю — обнимаются бригадиры монтеров пути Александр Бондарь и Иван Варшавский. Плачут. Вслед за ними давай обниматься и плакать другие мужики… В этот момент я и сделал снимок, который вы видите.
Я тогда был юн и неопытен, мне было всего 22 года, и я фотографировал как бы по наитию, как чувствовал. Возможно, в те минуты, я даже не до конца осмысливал масштаб и величие происходящего. Только потом, спустя время, рассматривая полученное фото, я пойму, почему по щекам путеукладчиков текли слезы. И осознаю, что и мои командировки на БАМ были главными событиями жизни.
Я был на Читинском участке строительства магистрали еще до стыковки. Ездил каждый год и наблюдал за тем, как посреди еще вчерашней нетронутой тайги постепенно вырастают поселки, строятся притрассовая автодорога и мосты, укладываются трубы, пробивается просека для будущей магистрали. Фотографировал передовиков строительства. Здесь, в суровом климате забайкальского севера кипела своя особая жизнь.
Строители дороги были родом из разных республик, говорили на разных языках, но их пути сходились здесь — на линии от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре. Здесь они становились одним народом — бамовцами. Дружили, влюблялись, женились, в свободное время ходили в клубы, читали стихи, играли на гитарах, пели и мечтали. Но самое главное — каждый день совершали трудовой подвиг, подгоняя рельсы друг к другу, постепенно продвигаясь вперед — с востока на запад, с запада на восток. И так — более трех тысяч километров. Теперь они чувствовали: их миссия, их путь длиною в БАМ подходит к концу… Мужики плакали и обнимались.
Эту стыковку назовут технической. 1 октября в сорока километрах от разъезда Балбухта, на станции Куанда состоится другая стыковка — символическая, где уложат знаменитые «золотые» звенья. Там соберутся почетные гости. Но самое главное происходило сейчас, на моих глазах.
Именно эта фотография победила в конкурсе ЦК ВЛКСМ, за что мне дали путевку на Фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1985 году. Кстати, по условиям я должен был отправить в столицу негатив своего изображения для организации выставки. У меня было всего два дубля, и мне пришлось послать один из них. Естественно, после этого ко мне он так и не вернулся. Но что более важно, это был мой первый снимок, который опубликовали в главном журнале страны по фотографии «Советское фото». Там он занял первое место в тематическом конкурсе. Много раз этот кадр появлялся в центральной прессе, стал самым известным среди всех моих фотографий на тему строительства БАМа и принес мне много счастливых минут и часов.