В начале моего творческого пути один знакомый бытовой фотограф сказал мне: «Хорошая фотография — это проданная фотография». Тогда я эти взгляды не разделял и был твердо уверен, что хорошая фотография — это та, что помнят люди. Вот попал снимок в газету, которая живет фактически один день, а кто-то увидел его, запомнил, потом через годы встречает тебя и говорит, как ему понравилась твоя давняя работа. Вот что круто. Такое бывало со мной несколько раз, и один из случаев связан со снимком, который я сделал в пионерском лагере села Кыра.
Редакция «Чита.Ру» и фотокорреспондент Евгений Епанчинцев продолжают проект «О чем молчат фотографии», в котором рассказывают истории уникальных снимков.
Тридцать пять лет назад в центральном выставочном зале «Манеж» в Москве проходила выставка, посвященная 150-летию фотографии. К слову, для меня тогда стало сюрпризом, что несколько моих снимков тоже отобрали и представили публике, однако это заслуживает отдельной истории. Сейчас же немного о другом. В честь события Союз журналистов организовал семинар, перед которым мы, фотокорреспонденты, собравшись в гостинице «Россия», решили познакомиться друг с другом. «Евгений Епанчинцев из Читы», — коротко представился я. Услышав мое имя, коллега из Ростова-на-Дону вдруг обратился: «Слушай, а как ты сделал ту фотографию, на которой дети подушками дерутся?» Оказывается, он увидел ее в номере газеты «Советская Россия» около года назад.
У издания была добрая традиция — целые выпуски заполнять фотографиями какого-то одного автора из разных городов страны. Так несколько номеров были проиллюстрированы моими снимками. И один из них запомнился моему новому знакомому. Пришлось раскрыть ему секрет съемки.
Фотографию эту я сделал в 1987 году в детском лагере села Кыра во время тихого часа у детей. Захожу в спальню, а они все лежат тихонько, выглядывают из-под легких летних одеял и смотрят с любопытством, что собирается делать «дяденька-фотограф».
Решил добавить немного динамики в кадр: «Ребят, а может, встанем и подушками покидаемся?» Дважды спрашивать не пришлось. Сами вспомните, какое удовольствие доставляла вам в детстве эта забава. В комнате начался переполох: мальчишки и девчонки забегали, запрыгали, под звонкий хохот из одного угла комнаты в другой стали пролетать увесистые перьевые снаряды.
Наблюдая за этим деревенским счастьем, я невольно вспоминал, как мы с двоюродными братьями и сестрами, приезжая к бабушке в село Новотроицк, тоже устраивали такие сражения на подушках. Эти чувства, теплые воспоминания о детстве, знакомые каждому, я и хотел воплотить в своей фотографии. Было приятно, что коллега с семинара прочувствовал их. Это очень ценно для любого автора, а особенно для фотографа. Зритель может никогда не увидеть его лица, не узнать, какую работу он проделал перед тем, как нажать на кнопку спуска затвора. Остаются только эмоции, впечатления, образы, создаваемые пойманной в объектив «картинкой жизни».
Не могу не рассказать о неожиданном продолжении, которое получила история этой фотографии, а вернее, запечатленного на ней лагеря, спустя еще лет тридцать после случая в гостинице «Россия». Как-то раз я разговорился с незнакомым молодым человеком в очереди в читинской поликлинике. Как оказалось, недавно он проезжал мимо Кыры и обнаружил, что главное место отдыха детей, через которое прошел чуть ли ни весь Кыринский район, находится на грани закрытия из-за движущихся в его сторону золотодобытчиков. Тогда-то я и рассказал соседу по очереди, что успел сфотографировать радостные будни в лагере в его лучшие годы.
Жалко, что теперь сельчанам приходится бороться за сохранение их любимого места, но в моем сердце теплится надежда, что местные жители смогут отстоять его, как когда-то отстояли свою церковь жители села Захарово. Его историей я уже делился в одном из предыдущих материалов.