Фильмография актрисы Анны Котовой, которая в 2024 году стала звездной гостьей и вошла в состав жюри XI Забайкальского международного кинофестиваля (16+), насчитывает уже более 80 работ в сериалах и полнометражном кино. В том числе главных ролей, как в сериале «Сестры» (18+) — эпизоды третьего сезона сейчас выходят в онлайн-кинотеатрах. Яркая и открытая, Анна рассказала «Чита.Ру» о том, как изменилась за последнее время сериальная индустрия, о современных режиссерах, об ее долгожданном знакомстве с актером Александром Михайловым в Чите и исполнении желаний на кинофестивале.
Актриса театра и кино Анна Котова родилась 7 июня 1986 года в Москве. В 2007-м окончила актерский факультет Российского института театрального искусства — ГИТИС, а в 2009-м — Высшую национальную школу телевидения. Первую заметную (одну из главных) роль получила в сериале «Любовь на районе» (16+), который в 2008 году вышел на телеканале ТНТ.
Три кита
— Анна, на кинофестиваль в Читу вы прилетели впервые. Легко ли согласились, ведь путь неблизкий, и нашли время в рабочем графике?
— Когда меня пригласили и я узнала, что в Забайкалье проводится такой кинофестиваль, то, конечно, согласилась сразу, мне было приятно. И по графику всё совпало. Оно, когда нужно, всегда встраивается. Если не совпадает, то, может, тогда и не надо. А лететь далеко, наоборот, интересно. Это же прелести моей профессии, бывать там, где ты и не побывал бы так просто.
— На кинофестивале вы вошли в состав международного жюри, а значит, должны отсмотреть восемь конкурсных лент и оценить их с профессиональной точки зрения. Какие у вас уже сложились впечатления от этих работ?
— Смотреть интересно, фильмы непростые. Поскольку фестиваль про семейные ценности приурочен к Году семьи, то и фильмы, соответственно, про внутрисемейные истории — про болезненные моменты, про муки выбора, про материнство. Пока что из того, что увидела (мы беседовали с Анной 31 мая. — Прим. А.С.), во всех фильмах тема материнства стояла на одном из первых планов повествования, в разном контексте. И пока что тема раскрывается. Для меня это уже не первый опыт участия в жюри кинофестивалей, и такое это дело, я вам скажу. Да, есть номинации, но дальше вопрос для меня лично — это критерии выбора лучших: судить картинку, актуальность или долговечность затронутой темы. Думаю, когда будем обсуждать это всё с остальными членами жюри, вот там и выясним, кто по каким критериям делает свой выбор.
— Поговорим о вашей актерской карьере. Какую из своих работ назвали бы отправной точкой развития творческого пути?
— Сложно сказать. У меня не было так, чтобы я раз и полетела. Потому что оно было всё-таки очень волнообразно. Я назову несколько таких вех. Конечно же, моя история внутри индустрии началась с сериала «Любовь на районе». Меня узнали, я людей из сферы узнала, и после этого появились предложения сниматься в фильмах. Потом был «Полицейский с Рублевки» (16+), где моя героиня появляется всего в одной серии в сезоне. Но так как этот сериал круглыми сутками много лет крутят на ТНТ, пришла уже популярность у зрителей. Они, может, и не смотрели авторское кино, но это точно видели. А сейчас у меня «Сёстры». Они всё-таки уже перебили «Полицейского с Рублевки». Видите, три кита.
— В последнем сериале, что назвали, вы играете одну из трех сестер, которые стараются управлять автосервисом отца после его смерти. Какое место в вашей жизни сейчас занимает эта работа и ждать ли зрителям продолжения?
— Второй и третий сезоны сериала «Сёстры» мы сняли разом в 2023 году. Сейчас так часто делают, это удобно, потому что не надо потом собирать актеров по крупице. Всех забукировали (добавили сотрудников в команду проекта, застолбили. — Прим. А.С.) на 5 месяцев и работаем. Снимали с начала апреля по конец августа. На данный момент выходят серии третьего сезона. Пока не знаю, будет ли еще, но надеюсь, что продолжение последует.
Проект этот очень дорог моему сердцу. Я люблю, во-первых, этот жанр. Это драмеди, а не ситком. Здесь тебе и смешно, и забавно, но в то же время ты видишь людей с реальными проблемами и вопросами, которые они пытаются решить. Ты к ним подключаешься, тебе где-то грустно, где-то обидно, а где-то смешно, сопереживаешь. И команда у нас там сложилась душевная. Даже есть группа проекта в Telegram, куда все его участники, пока мы снимались, скидывали фотографии, мемы, шутки. Нас там 92 человека. И до сих пор эта группа жива, хотя мы закончили работать вместе в том году.
— Когда выходят картины с вашим участием, обязательно их потом отсматриваете, оцениваете свою работу?
— Я не всегда всё смотрю, но многое. «Сестер» смотрю точно. Сейчас жду, когда третий сезон окончательно выйдет, как многие сейчас делают, чтобы посмотреть уже целиком. Работу свою оцениваю, бывает. Ты как бы подключаешься и наблюдаешь со стороны. По-разному бывает. Но в целом мне нравится.
«Это не только искусство, но и бизнес»
— Нет сомнений, что отечественная сериальная индустрия сегодня на большом подъеме. Можно даже сравнить на примере того, с чего вы начинали в сериалах и к чему пришли сейчас. Как это развитие видится изнутри, с обратной стороны экрана?
— Да, «Любовь на районе» была в 2008 году, а сейчас 2024-й. Учитывая, что за последние лет 5 мы сильно ускорились с появлением онлайн-платформ, пошло еще более активное развитие. Конечно, разница есть. Во-первых, в бюджетах. Во-вторых, с приходом онлайн-кинотеатров обострилась конкуренция, потому что рыночные условия сподвигли людей желать сделать лучше. Появилось больше креатива. И это, соответственно, рождает интересные проекты. Крутые и визуально, и драматически, и по режиссуре. Сама сейчас смотрю и думаю, господи, когда они всё это успевают делать и как здорово получается.
Большое же кино сейчас находится в таком турбулентном периоде. Поэтому сейчас там стараются снимать комедии, сказки, чтобы попасть в более широкую аудиторию зрителей. Потому что это не только искусство, но и бизнес наполовину, если не больше. Всем надо что-то есть, пить и зарабатывать. Сейчас многие режиссеры из авторского кино пришли в сериалы — и уровень этих проектов поднялся.
— Нельзя не заметить, что некоторые режиссеры приглашают вас в свои ленты не по одному разу. Значит, вам удается произвести на них положительное впечатление, в чем секрет?
— Да, у меня так бывает. Я такой человек, сама за собой тоже наблюдаю, смотрю, как развиваюсь, и понимаю, что те, кто со мной лично знакомятся, начинают взаимодействовать, они свое отношение меняют в лучшую сторону. И если мы совпадаем, тогда: «О, давай еще, классно! Будем работать, мы возьмем тебя в проект». Есть синергия. Это же самое важное, потому что это коллективное творчество. И дальше мне радостно с ними поработать, а им со мной, потому что есть коннект, мы понимаем друг друга. Они понимают, что могут от меня получить, что я сделаю это быстро и хорошо, а я понимаю, что на выходе получится тоже хорошо.
Так у меня было, конечно, с Борей Хлебниковым — «Аритмия» (18+), «Долгая счастливая жизнь» (18+). Ильей Куликовым — «Полицейский с Рублевки», «Мылодрама» (18+). С ним много поработали, дружим уже много лет. Был прекрасный опыт съемок у Нигины Сайфуллаевой — «Как меня зовут» (18+), «Про любовь. Только для взрослых» (18+). И практически 2 года подряд поработали с Ильёй Силаевым, который снимал «Сестер», а в перерыве между первым и вторым сезоном появился еще сериал «Куплю актрису» (18+). Илья — чудесный, талантливый, многообещающий с моей точки зрения режиссер.
— В скольких одновременно проектах вы можете быть задействованы?
— По-разному. И три параллельно проекта, плюс еще два дня в четвертом. Бывает же, что ты поучаствовал в проекте, но у тебя там был один съемочный день. В кино получилось пять сцен, а заняло это день. И всё, ты поучаствовал в проекте. Если это сериалы, то сейчас могу участвовать одновременно максимум в двух. Потому что это тяжеловато. Раньше хотелось больше-больше-больше — тебя берут, классно, а потом приходишь домой, язык на плече, долго восстанавливаешься.
А принцип есть простой — сначала ты работаешь на свое имя, потом имя работает на тебя. И сейчас уже можно выбирать. Это мне не нравится, вот это я не понимаю, а здесь у меня просто сил не хватит. Тут уже вопрос, у кого какие ориентиры. Кто-то хочет больше сниматься, а кто-то хочет комфортно. Каждый выбирает сам. А я за баланс.
— Сериалы, большое кино или театр — к чему у вас больше лежит душа?
— Сейчас преобладают сериалы. Но и хочется большого кино, какого-то классного. А вот театр пока у меня отошел. Я работала в Театре.doc, в театре «Центр драматургии и режиссуры», в театральном Центре имени Мейерхольда. Был такой период, лет 8 активно. А потом всё как-то сошло. К театру я отношусь уважительно, восхищенно, когда это всё талантливо сделано, но у меня нет такого рвения, что только театральная сцена, и всё. Вот кино я прямо обожаю.
— А с кем из кинорежиссеров вам бы хотелось поработать, но пока не доводилось?
— На кинофестивале в Чите есть Александр Велединский, он же и председатель нашего жюри. Мы пока что с ним не сотрудничали, хотя он меня прекрасно знает. И я его знаю. Надеюсь, как-нибудь однажды совпадем в материале. Было бы интересно, потому что мне нравится, как он работает, фильмы, которые он снимает, в том числе «Географ глобус пропил» (18+). Давно наблюдаю за его творчеством.
Больше комедийная актриса
— Не мог не обратить внимание, что в фильмографии у вас пока больше второстепенных ролей, чем главных. Вы как к этому относитесь, чем это объясняете?
— Да, как-то так получается. Но я стремлюсь больше к главным ролям. Понимаете, есть такой момент. У главной героини, если это какая-нибудь драма, должна быть соответствующая типажность. А я была всегда такой более харАктерной актрисой, поэтому у меня много второстепенных ролей. И если, допустим, на первый план встает именно вот такая героиня, как, например, у меня в «Сёстрах», где три главные роли, то моя вот такая, да. Но в каком-нибудь другом кино она была бы подружкой главной героини. Понимаете? А здесь она главная. Таков мой типаж и вопрос моего творческого инструментария. Конечно, мне хотелось бы сейчас сняться в большом кино, что-то такое про людей, какой-нибудь на двоих фильм про отношения. Когда есть человек и история. Чтобы можно было поисследовать и рассказать эту историю. Давайте вместе пожелаем мне этого.
— При этом у вас уже есть работы и в драмах, и в мелодрамах, и комедиях. Легко ли переключаться, к чему душа больше лежит?
— И то, и то интересно. Но, судя по моей фильмографии, я, видимо, больше комедийная актриса. И пока что эта грань больше во мне проявлена. Драматические и мелодраматические тоже есть вещи, хорошие. Даже есть награда одна — за «Учителей» (16+) Ильи Куликова. Там драматическая история. Но, честно, чтобы в творчестве было больше драмы — наверное, нет, не хотела бы. Потому что там другое погружение, из которого потом выходить тяжелее, чем из комедии. Пусть всё-таки будет микс.
— Если мы говорим в первую очередь о комедии, кто из актеров, с которыми вы работали на съемочной площадке, веселил вас больше всего? Сергей Бурунов?
— Да я всех веселю! (Смеется.) Всегда, когда есть настроение, шутки-прибаутки. Конечно, есть такие актеры, чье чувство юмора я люблю. Сережа Бурунов за кадром — он такой, немножко другой человек, такой как бы в себе. Но тоже по-разному бывает, от настроения зависит.
— На популярном сайте о фильмах «Кинопоиск» указано, что вы не только актриса, актриса дубляжа, но и оператор. Вот последнее — как это вышло?
— Это забавно. Когда в 2020 году мы работали над сериалом «#СидЯдома» (18+), это же была пандемия, и мы — каждый из актеров — снимали себя сами на айфон, кадр выставляли и всё прочее. И, соответственно, нас всех записали как операторов. Есть теперь на сайте такая отметка, это смешно.
— Вы на «Кинопоиске» отслеживаете рейтинг картин, в которых участвуете? Важна ли такая оценка для вас? У «Сестер», например, сейчас там 7,9.
— Моя мама отслеживает и рассказывает мне. Конечно, это важно. Мы снимаем что-то все вместе, потом это выпускаем и смотрим. И если раньше мы рейтинги телевидения ждали, чтобы понять, будет продолжение или нет, понравилось зрителю или нет, то с появлением онлайн-платформ долго ждать оценки не приходится. Конечно, это мнение зрителей имеет воздействие на актеров.
— А вам самой какое кино нравится?
— Я люблю документальные фильмы про расследования, про какие-нибудь секты. Мне нравятся истории, где есть головоломки, ребусы. Это меня вдохновляет, наполняет, мне интересно за этим следить.
— Как считаете, что вам может дать участие в Забайкальском международном кинофестивале?
— В первую очередь эмоции. Какое открытие кинофестиваля было — масштабное, красивое. Такие люди тут, столько артистов чудесных, нами всеми любимых. Познакомилась вот с Александром Михайловым. Что вы, это такое счастье! Я выросла на его фильмах и до сих пор пересматриваю, как и весь российский народ, наверное. Это вот прямо мечта сбывающаяся.
А завтра буду в гала-концерте участвовать — петь вживую сама, под аккомпанемент настоящих музыкантов. Еще в школе я выступала с ансамблем, и всё, не было больше такой возможности. И вот завтра будет для меня дебют. Классно, что ЗМКФ предоставил такую возможность, о которой я мечтала в последнее время. Думала, где и как это будет, ведь это нехарактерно для меня, а тут раз — и можно первый шаг сделать. За это мой большой поклон кинофестивалю.