Фестиваль мастеровых, открывшийся на Арее 7 июля, похож на какой-то восточный базар — многоголосье, пестрота красок в костюмах и на прилавках. За базой нацпарка теснятся кочевники, правда, уже с палатками и автомобилями.
«75 мастеровых» собираются уже в третий раз, и в 2024-м это событие международное. На него, помимо умельцев из 20 районов Забайкалья, приехали гости из Бурятии и Приангарья, Китая и Монголии.
Семья Чимитовых — парни с русскими именами и лицами, но в бурятских костюмах. «Корни-то монгольские», — поясняет глава семьи. Их промысел — лепка из глины. Мирослав без смущения соглашается провести мастер-класс. За глину он взялся не так давно, а вот с пластилином дружит с пяти лет. Перевел, наверное, тонну.
Стиль лошадки напоминает то ли дымковскую игрушку, то ли романовскую. Скульптор говорит, что изменил существующие мотивы и получается классно. Парень, судя по всему, понимает в ремесле немало. Говорит, что надо избегать залома глины и «зализывать» изделие, чтобы избежать трещин, поясняет про процесс обжига и глазировки.
Владимир Чимитов говорит, что это одновременно и бизнес, и хобби. На прилавке у них симпатичные чайнички, кружки с чешуйками кедровой шишки и чашки с буузинкой на дне. У Мирослава в коробке еще персональная выставка — изображения духов земли, ветра, леса, знаний, жизни и огня, круглая мордочка шамана, лошадки, птички и заготовки для колокольчиков.
Семья Чимитовых — прекрасный пример того, как дети увлеклись хобби отца, перенимают у него мастерство, учатся, достигают успехов и не стесняются о них рассказывать.
Также увлечена общим делом семья Макаровых из Петровска-Забайкальского. Наталья занимается вышивкой крестом с 2000 года. Работ на ее прилавке много: картины, сувениры, обереги и рушники. Вместе с дочерью они знакомят с символами славянских узоров.
Похожий на снежинку с варежек символ — это алатырь, универсальный оберег. Пояс украшает богиня Макошь, которая изображается не только в виде человека, но и сочетаниями ромбиков. Вышивка Макаровых — не только искусство, но и сохранение традиций. Возможно, рушники и вышитые косоворотки еще будут жить, как живут поныне хадаки (длинный узкий платок. — Прим. ред.) и дэгэлы (зимний или летний халат. — Прим. ред.).
Мастера Андрея Ашихмина из Смоленки называют самородком. Он поет, играет на инструментах, учит детей вокалу и картины писать мастер. А с недавних пор начал осваивать технику резьбы по камню. Использует агат и халцедоны, заказывает редкий чароит и волшебный флюорит.
Влюбиться в камень легко. Андрей Викторович показывает пейзажный спил агата.
— Лес и речка — сама природа рисует в камнях. Просто какой-то булыжник валяется, а распили его и отшлифуй — получится такая красота, — восхищается он.
Также он удивляется, как легко, оказывается, резать мрамор — его мастер стал осваивать совсем недавно. До гладкости и плавности вдохновляющих его античных статуй фигурке соболя пока еще далеко. Но попытки зрелого человека, сохраняющего детский восторг, изучать что-то новое и делиться этим дорогого стоят.
В юрте, обозначенной как «Семья мастеров из Хилогосона», работает лазер, выжигая на плошке надпись «Год семьи», из которой идет вкусный древесный дымок. Рядом острым ножом орудует Эржена Батуева.
— Душа лежит к игрушкам, — поясняет она. — Есть медвежата и зайчата, гуси, есть фронтальная резьба плоская. У меня трое детей, работаю с деревом, чтобы как-то разгрузиться. Взялась, чтобы попробовать, и втянулась. Дети моими игрушками играют — они мелкие и по руке.
Шутка про сложное детство и деревянные игрушки, наверное, родилась там, где не видели пухлых мишек из дома Батуевых. Наверное, это важно — играть вещью, в которую мама вложила себя.
Балта Батожаргалов из Агинского района поражает размахом. Перед ним цикл из 12 фигур — животных восточного календаря. Пока не все они закончены, но предстать во всей красе им предстоит на «Алтаргане» в Монголии. Символы задумываются как практичный сувенир: животные могут держать телефон. Еще один цикл, «Нежность», чрезвычайно трогательный. Пара коней гнут шеи с тщательно прорезанными гривами друг к другу и крохотному жеребенку. И еще одна серия, которая трогает не меньше, — в Ононском районе жил талантливый художник Бато-Самбу, умер он молодым и оставил серию рисунков о людях труда. Скульптуры водовозов уже готовы, и Батожаргалов хочет сделать их все.
Пожилой мастер много знает о дереве. Кедр он называет сакральным и подходящим для божниц. А в Японии, наоборот, благоприятной считают лиственницу. В Китае выбор дерева для сакральных целей зависит от провинции. Осина хоть и податлива для резки, но считается деревом не очень хорошим, накапливающим негатив. А вот для бани осиновые бревна — самое то, легкая древесина не держит угарный газ.
— Сейчас же построят баню из листвяка, думают, что она тысячу лет простоит. Но пар тяжелый будет, угарный. А вот полки из лиственницы хороши — крепкие, — поясняет Балта Базаргуруевич.
В век пенобетона и арболита знания о древесине уходят в прошлое, и их отсутствие приводит к таким вот ошибкам.
Бодрые бурятские парни подсаживают малышню на фигуру коня, стоящую около традиционного столба-коновязи. Но интереснее им похвастаться ножами ручной работы. Оружие они сделали во время обучения в Международной ассоциации бурятских оружейников, основанной легендарным Жигжитом Баясхалановым.
Ножи достаточно оригинальные и по форме, и по назначению. Бувэй — чтобы снимать мясо с вареной кости. Шонын хоёо («волчий клык») сделан для разделки туши. Сэмгэшэн — для вытаскивания мозга из костей. Малые бурятские ножи на их фоне кажутся строгой классикой. Несмотря на то что сделаны учениками, они достаточно притягательны — стальной клинок, бронзовая отливка больстера и навершия, черная рукоять из граба.
Мы еще пообщались с ребятами. В жизни бурятского народа есть много примет, связанных с ножом. Так, например, если человек болеет, то он должен заказать нож у черного кузнеца. Вопреки магическим аналогиям, черный кузнец работает с черными металлами, а белый — с цветными. Если человек после этого поправится, то нож становится семейной реликвией. Я, конечно, не преминул спросить про кражу ножа.
— Да, такой нож считается хорошим, — смущенно ответили начинающие оружейники.
У ребят из Агинского Бурятского округа есть возможность учиться у именитого мастера и, возможно, пойти по его стопам — проводить выставки в музеях, делать персональные заказы и создать своего «маленького воина», который стоит на столе Владимира Путина.
Белый кузнец работает неподалеку. За несколько часов он сделал два серебряных толи — зеркала, защищающих от сглаза.
Мастер сыроделия Мария из Забайкальска — активная и веселая, в расшитом сарафане, угощает всех. Сыры, мягкие и твердые, пастила и сушеные фрукты. В отличие от соседок Мария специализируется на твердых, долго выдержанных сырах. Нет только пармезана, потому что зреет он долго, почти год, и занимает место.
Самый интересный сорт — тет-де-муан с бреви-бактериями и плесенью. Он не режется, а скоблится в тончайшую стружку на жироле. Получаются после такой процедуры почти цветы. Живописно смотрятся шары беппер кнолле, а американский драй джек зреет в оболочке из кофе и перца.
— Сыроварением начала заниматься случайно. Думала, что дома буду баловаться, но стало интересно. По образованию я технолог по производству сельхозпродукции, мне стало интересно, и я поехала учиться дальше у Марины Каманиной. Пока научилась делать 48 видов сыра, в планах все 140. Это полезно и вкусно, в основном всё ради ребенка. Магазины продают много сыра на сухом молоке, я ради прикола попыталась сделать, но без жира не получается. Требуется пальмовое масло, но это уже не моя тема, — поясняет Мария, попутно разливая разомлевшим покупателям ледяную сыворотку с натуральным соком.
Здоровое питание в Забайкалье вообще-то может быть не требующей усилий нормой. Условия для сельского хозяйства в регионе есть, только вот желающих не очень много.
Керамист и гончар Валентина Мировая в процессе сделала кружку. Это почти готовое изделие — осталось только написать девиз «Забайкалье — это по любви» да обжечь. На ее прилавке есть кружки с забайкальскими словечками: «болташ», «мая-то» и прочие бравенькие. Кружек было много, но их расхватали за пару часов. Покупатели говорят, что отправят или отвезут их землякам, переехавшим в другие регионы, но скучающим по родине.
На «Чита.Ру» выходило интервью с Валентиной, из которого можно узнать, что она получила образование в академии правосудия и должна была стать полицейским, однако тяга к лепке победила.
— Я была победителем регионального этапа конкурса «Туристический сувенир» и поехала в Тверь на всероссийский конкурс. Стала там говорить нашими диалектными словами. Люди долго гадали, откуда я. Удивлялись, что у нас так говорят. Смеялись над словами нашими. Самое смешное из них — это шептур. Но мы регион представили на хорошем уровне. Таскина Лариса, которая расписывает игрушки и свистульки, взяла Гран-при, — рассказала Валентина.
Но всё же фестиваль «75 мастеровых» — это не кружки, браслеты и плетеные корзины. Это люди, которые создают и укрепляют семьи, узнают новое и передают знания дальше, берегут традиции, навыки, а вместе с ними и память о предках. Все вместе они любят и берегут свою родину.