В конце сентября в российский прокат выйдет фильм о подвиге забайкальца, Героя России Алдара Цыденжапова. Он называется «9 секунд» (12+) — столько времени было у нашего земляка, чтобы ценой своей жизни спасти эсминец и 348 сослуживцев на нем. Роль Алдара исполнил артист Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, выпускник театрального института имени Щукина Бато Шойнжонов. Он рассказал, что значила для него это роль и как она его изменила.
Ранее мы поговорили с родителями Алдара о его детстве и жизни.
— Откуда вы узнали про фильм? Кто вам предложил роль?
— Со мной связался кастинг-директор проекта «Девять секунд». Я отправил визитку, портфолио, мне отправили отрывок из фильма для проб. Потом я поехал из Улан-Удэ в Москву.
— Это был второй этап проб?
— Да, встреча с режиссером Олегом Штромом. Точно не знал, попаду в фильм или нет. Очень много людей рассматривалось на эту роль. Со мной связались в январе 2023-го, в конце марта поехал в Москву на встречу. Мы пообщались, сняли пробы, и он меня утвердил на роль. Это очень быстро случилось, сам не ожидал этого. Ошеломило, что судьба дала мне возможность сыграть Алдара Цыденжапова — Героя России.
До съемок было четыре месяца, сразу начал готовиться. Разговор зашел о том, что я чуть большеват в плане физической подготовки — килограммов 10 я сбросил. Перестал заниматься железом в фитнес-зале, начал больше бегать и впервые сел на диету. Потому что Алдару было 19 лет, надо было в первую очередь показать, что он был простым парнем.
— Какая у вас сцена была на пробах?
— Служба на корабле, Алдар разговаривал по телефону. Потом на пробах в Москве уже была любовная линия с актрисой, которая исполнила главную роль.
— До этого у вас была одна роль в кино?
— Да, первая моя роль была Чингиз в «Серебряных коньках» (18+). Это был 2019 год, я учился на третьем курсе в Москве. А снимали в Питере. Каждую ночь я садился на «Сапсан» и ехал в Питер, чтобы сниматься в ночной смене. Утром прилетал в Москву на лекции, а вечером — снова в Питер. Это огромный опыт был, который помог мне в съемках «9 секунд».
— Вам говорили, почему вас позвали на пробы? Повлияло то, что до этого вы играли Алдара в спектакле?
— Я тогда уже полгода играл Алдара в спектакле в нашем театре. Подумал, вдруг это помешает, наоборот. Спектакль — совсем другое. У меня были сомнения, и я ничего не сказал режиссеру. После утверждения только сказал.
— А когда спектакль был поставлен?
— В 2015 году. Я тогда еще был школьником, учился в 10-м классе. Первый раз пришел на этот спектакль — плакал. И не мог подумать, что окажусь на сцене, буду играть Алдара. И что буду сниматься в фильме про него. Это, конечно, удивительно. Очень благодарен судьбе и тем людям, которые доверились мне, увидели какой-то потенциал.
— Когда вы узнали о подвиге?
— В 2010 году, когда это всё случилось. Мне было 11 лет, в школе нам про это рассказывали. У нас в Бурятии, во Владивостоке, в Чите, в Агинском все наслышаны об Алдаре. Но в Москве мало кто знает о нем. Очень рад, что вся Россия узнает про нашего героя.
— Вы сразу согласились на роль?
— Были сомнения, смогу ли я, достоин ли. Было сложно решиться. Когда мне предложили, подумал, что это моя работа, что хочу сниматься в фильмах. Но был страх испортить что-то, понимал всю ответственность. Почти год уже играл Алдара на сцене, работал в театре три года. В спектакле произошла смена — актеру, который до меня играл Алдара, исполнилось 30 лет, и он не мог уже играть 19-летнего. Молодое поколение придет, я тоже с радостью отдам этот спектакль, буду вспоминать роль только с теплотой.
— Вы разговаривали с родителями Алдара перед съемками?
— Познакомился с отцом. На момент съемок с его мамой не смогли встретиться. Но мы встретились с лучшим другом Алдара Садномом и поговорили о его детстве. После этого разговора мне еще больше открылся Алдар. Я начал задумываться о том, как обычный парень решился на такой подвиг. Это всё шло с детства, они росли вместе с сестрой Арюной, и у него всегда была некая ответственность. И дедушка много с ним разговаривал про службу — он вдохновлялся морской романтикой.
Судьба готовила к этому поступку — спасти 348 человек. Сейчас могло не быть 348 семей, могли не родиться их дети. Меня поразило интервью мамы, в котором она сказала, что то, что она прошла, могли испытать еще 348 матерей и лучше пусть она выдержит это одна, нежели будут страдать столько людей. Это большое мужество. Не зря у такой матери родился такой сын, у такого отца — такой сын, у такой сестры был такой брат. Он — пример для молодежи, для всех людей. Мне он сейчас очень сильно помогает. Я играю в спектакле, снялся в фильме, увидел этот корабль — мы там снимали полмесяца — и буду всю жизнь помнить, что он сделал. Я всё это пропустил через себя. Алдар стал для меня очень близким человеком.
— Вы теперь больше ориентируетесь на его силу духа?
— Да, на силу духа, на его принятие решения. Не дай бог, это где-то еще раз [такое] случится. Но мне Алдар дает силы. Человек может сотворить какое-то великое дело.
— Где вы встретились с отцом Алдара?
— На первом съемочном дне, мы снимали военкомат. Это были рабочие моменты, но было волнительно. Я обязательно встречусь с мамой Алдара, уверен, что мы побеседуем с ними. И с Арюной, конечно. Жду 21 сентября, с командой будем в Агинском на отдельной премьере.
— Какая сцена была самая сложная — сам подвиг?
— Конечно, момент, когда он крутил вентиль. Эмоционально сложно было. Но уже был готов к этому, это были последние смены фильма, уже 90% где-то отсняли, у меня был уже бэкграунд полный: детство, школа, выпускной, служба, курс молодого бойца. Я пришел к этой сцене.
Было очень много и других сцен. Снимали подготовку моряков в бассейне — там учили, что делать, если есть пробоина. Мы не просто пришли и сделали это для кадра. Подготовка была настоящая, сложная, но очень продуктивная. В кадре будет правда.
— Сколько по времени съемки заняли?
— Мы начали снимать в июле, закончили в конце августа. То есть два месяца мы снимали.
— В Агинском были сцены?
— Конечно. Снимали школу, детство, выпускной. У нас было два Алдара — еще маленький. Очень важно было показать его детство, взросление.
— Для вас это была первая поездка за Забайкалье?
— Нет, я бывал в Забайкалье. Три раза поднимался на Алханай. В Чите у меня очень много родственников. Впервые в Читу я приехал в 7 лет. Родители отправили меня с дядей, тетей и сестрой в гости. Впервые уехал от родителей на две недели. Мне город очень понравился. Свое 8-летие я встретил там. Были очень теплые моменты. С радостью приезжаю. В Агинском тоже был.
Если думать про мою судьбу, всё тоже шло к этому. Окончил театральный институт имени Бориса Щукина в Москве. Я сельский парень, жил в Кижинге, учился там, вырос, окончил школу. Когда выпускался из 11-го класса, как раз набирали ребят в Щукинский театральный институт. До этого, когда учился в школе, не набирали, после того как поступил — тоже. А когда я оканчивал, всё сошлось.
Повезло, что я служил. С детства всегда хотел отслужить — мой отец, братья, дяди служили. Говорили об этом гордо. Я всегда хотел понять, что это такое, могу ли я пройти это. И служил я в селе Черниговка в Приморском крае. Но в военно-воздушных войсках. Во Владивостоке я был, когда ехал на дембель домой. Удалось посмотреть город полностью уже на съемках.
— Какие ваши впечатления от работы с известными актерами? С Дмитрием Певцовым и Даниилом Спиваковским?
— Мы начали с Агинского. Повезло, что очень много артистов из Бурятского
драматического театра было. Маму, папу, сестру играли актеры из нашего театра. Я вошел в фильм с родными людьми. Всё было по-домашнему и тепло.
Вся команда съемочная — удивительные люди. Начиная с режиссера, художника по костюмам, ассистентов художников, света, звука — это ребята, которые горят своей работой. Мне комфортно было, я им очень сильно благодарен. Уже во Владивостоке начали приезжать московские артисты — Певцов, Спиваковский. Они мастера своего дела, и я был очень рад, что с ними работаю. Конечно, была стеснительность, несмотря на то, что уже два месяца снимался, а они приехали в последние съемочные дни. Они очень добро ко мне относились, наоборот, с интересом со мной работали, больше мне вопросов задавали про съемки, нежели я им. Очень сильно поддерживали, эти съемочные дни прошли очень круто.
— Вы больше хотите себя театру или кино посвятить?
— Люблю и кино, и театр. Точно продолжу работать в театре — для меня это храм. Это энергия, которой буду наполняться и выдавать в фильмах. Это совсем другой мир, ощущение себя.
— Чего вы ждете от фильма после премьеры?
— Люди должны посмотреть фильм — это дань памяти Алдару. Фильм про то, что нужно быть в первую очередь правдивым с собой. Алдар не мог поступить по-другому. Мог бы убежать, но всё-таки решился.