Выдающаяся драматическая русская актриса Вера Комиссаржевская дважды была с гастролями в Чите в 1909 году. В то время в городе не было даже здания театра, но это не помешало известной исполнительнице, прославившейся ролью в комедии Антона Чехова, приехать в наш город. Как неподготовленные читинские зрители восприняли спектакли и что тогда писали в местной газете — в нашем тексте.
«Все были влюблены не только в неё, но в то, что светилось за её беспокойными плечами, в то, к чему звали её бессонные глаза и всегда волнующий голос»
При подготовке текста использовалась статья Татьяны Аверячкиной из сборника «Кооперативное образование и наука Сибири» — выпуск 6, 2013 год: исследователь просмотрела выпуски газеты «Забайкальская новь», которые, к сожалению, не сохранились ни в забайкальском госархиве, ни в библиотеке имени Пушкина.
Посвятила себя театру
Вера Комиссаржевская родилась в 1864 году в семье оперного певца Мариинского театра и педагога Федора Комиссаржевского.
После неудачного короткого замужества, которое принесло Вере Федоровне много страданий, она полностью посвятила себя театру. Шесть лет играла на императорской сцене Александринского театра — за это время примерила множество ролей. Самыми знаменитыми стали Лариса в «Бесприданнице», Софья в «Горе от ума», Маргарита в «Фаусте». Ее Нину Заречную в «Чайке» Антон Чехов любил больше всех.
Комиссаржевская мечтала создать собственный театр современного репертуара. Ей удалось открыть его в 1904 году, и он работает до сих пор, нося имя своей основательницы. В 1908 году актриса побывала с гастролями в Америке.
В 1909 году отправилась в длительное турне по России, в том числе и по сибирским городам. Однако путешествие и ее жизнь оборвались в Ташкенте — там в 45 лет Комиссаржевская заразилась чёрной оспой и умерла.
Театр в Чите
Во второй половине XIX века в Читу стали приезжать на гастроли труппы артистов. На это благотворно повлияло строительство железнодорожной ветки, которая связала город с Москвой. Появились в Чите и свои профессиональные артисты, которые отправлялись в собственные гастроли по Забайкалью и даже в Китай.
В 1898 году в Чите впервые прошли длительные гастроли — драматическая труппа Константина Мирославского дала 15 спектаклей. Его коллектив бывал в Чите почти ежегодно, а в 1900 году Мирославский построил первое в Чите деревянное здание театра. Затем в городе появились цирк-театр Сержа, театр Митрофанова, летние театры в садах, в том числе имени Жуковского.
Исследователь Попов в путеводителе по Чите в то время писал такое:
«Развлечениями Чита не богата. Театра городского не имеется. Первым специальным зданием для сценических представлений был деревянный театр, перестроенный в 90-х годах. Театр напоминал собою обычные балаганного характера постройки, род длинного сарая, и в 1902 году за опасностью в пожарном отношении стоял без дела, пока в 1903 году не был сломан, а в то время было построено здание Общественного Собрания с устройством в нем зрительного зала и сцены, заменявшее до 1907 года городской театр. В 1904 году тот же Мирославский открыл летний „Сад Эльдорадо“ и выстроил в нем летний деревянный театр. Через год рядом с Общественным Собранием выстроил деревянное здание содержатель цирка — Александров — Серж. Цирк продержался две зимы, и летом 1907 года здание его было приспособлено под театр под названием „Общедоступного“, действительно оправдывающего свое название — умеренными ценами».
Гастроли в провинции
В период начавшегося развития театра в Читу и приехала актриса Вера Комиссаржевская. Ее называли «чайкой русской сцены» и «солнцем России».
Актриса задумала гастроли 1909 года для того, чтобы собрать денег для независимого театра. При этом коммерческая сторона выступлений тяготила ее, и она решила показать настоящее искусство самым глухим, обделенным культурой окраинам России. Перед поездкой в Сибирь она писала брату:
«Смотреть на поездку будущего сезона, как на неизбежное в материальном отношении, я не хочу и не могу. Провинция до сих пор была для меня средством. В этой поездке она должна быть целью. Я ездила туда всегда лишь с желанием набрать денег для моих художественных целей. Незаметно образовалась какая-то связь. Родилось желание показать не только образы, созданные в различных стадиях работы, но и самое дорогое — работу последних лет, работу театра. Везем в провинцию лишь то, что кажется более или менее законченным, завершенным…»
28 февраля 1909 года в номере читинской газеты «Забайкальская новь» появилось объявление о том, что гастроли Веры Комиссаржевской начнутся в воскресенье, 8 марта, в помещении Общественного Собрания постановкой пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом», и роль Норы исполнит Вера Федоровна.
Одновременно сообщалось, что 9 марта будет поставлена «Бесприданница» Александра Островского, 10 марта — комедия Островского и Соловьева «Дикарка». 11 марта гастроли завершатся пьесой Германа Зудермана «Отчий дом». Эти спектакли считались лучшими в репертуаре Комиссаржевской, главные женские роли она исполняла сама, а мужские — известный петербургский артист Казимир Бравич.
Это объявление газета повторила 1, 3, 5, 7, 8 марта, а статье без подписи 8 марта «К приезду Комиссаржевской» познакомила горожан с актрисой, ее творчеством, приветствовала приезд и порадовалась за читинцев.
Первый спектакль «Кукольный дом» состоялся 8 марта, следующий — 9 марта, с постановкой пьесы Зудермана «Бой бабочек» — вместо «Бесприданницы». Билеты на оба спектакля были раскуплены заранее. 10 марта читинцы увидели «Дикарку», а постановка «Отчего дома» была перенесена с 11 на 12 марта. Все спектакли прошли в переполненном зале.
Купечество после каждого спектакля засыпало сцену диковинными цветами, доставленными из Манчьжурии, а рядовой зритель благодарно аплодировал. Вечером того же 12 марта, сразу после спектакля, Комиссаржевская вместе с труппой уехала из Читы для дальнейших гастролей на Дальнем Востоке.
Отмечается, что у Комиссаржевской в Чите взяли непомерную арендную плату за сцену, которую журналисты тогда называли старой и неряшливой — около 200-220 рублей за один вечер или 20% валового сбора. Перед отъездом из Читы актриса заявила, что если администрация Общественного Собрания продолжит грабить гастролирующих артистов, то она на обратном пути проедет мимо Читы, не дав ни одного спектакля.
Неизвестно, подействовала ли угроза, но вторые гастроли состоялись уже в апреле. Возвращаясь в Петербург, Вера Федоровна сыграла в постановках «У врат царства» Кнута Гамсуна — 25 апреля, в «Бесприданнице» Островского — 26 апреля, в «Огнях Ивановой ночи» Зудермана — 27 апреля.
Во время гастролей Комиссаржевская останавливалась в гостинице «Даурское подворье». Уехала она 28 апреля.
Гастроли получили отклик и оценки в пометках и рецензиях, опубликованных в мартовский и апрельских номерах газеты «Забайкальская новь». Так отзывались о «Бесприданнице»:
«26 апреля при полном зрительном зале в Общественном Собрании шла вторая гастроль Веры Комиссаржевской. На этот раз петербургская гостья выступала в роли Ларисы Дмитриевны. Думаю, что буду близок к истине, если скажу, что такой „бесприданницы“, какую мы смотрели 26 апреля под сводами Общественного Собрания, читинская публика никогда не видела, и едва ли скоро увидит. Такие крупные таланты, как Комиссаржевская, стоят выше всяких похвал. Перед нами 26 апреля при очень скромной обстановке собранской сцены была художница — артистка, приковавшая к себе всеобщее внимание, доставлявшая нам глубокое истинное наслаждение».
Настроения читинцев выразил один из рецензентов, написавший: «А когда упал занавес, стало еще грустнее. Мы вспомнили, что сегодня артистка уезжает от нас и что мы уже не увидим у нас, в Чите, изображаемых ею высокохудожественных образов».
Приезд Комиссаржевской подчеркнул необходимость строительства в Чите своего театра. «Забайкальская новь» в марте 1909 года сообщила о том, что власти города снова подняли этот вопрос.
В следующем, 1910-м, году «Известия Читинской Думы» опубликовали информацию: на улице Софийской (ныне Бутина) возводится каменный частный театр на 700 мест. Строил его предприниматель Трайстер по проекту архитектора Пономарёва. Однако Трайстера признали несостоятельным должником, и здание театра, получившего название Мариинский, отошли в ведение войскового хозяйственного управления Забайкальского казачьего войска. Казаки достроили театр, он открылся в октябре 1911 года.
Здание сгорело в 1972 году и было полностью демонтировано. Сейчас на этом месте находится здание краевой налоговой инспекции, на Бутина, 10.