— Это же «Алиса». Это же легенда! Такие музыканты уже умирают. Надо обязательно на их концерты ходить, — втолковывал мне приятель. В то же время несколько человек, ранее уважавших творчество «Алисы», при упоминании нового альбома начинали кривиться. Дескать, уже не торт. Оказалось, не правы ни те, ни другие.
Кинчев вышел на сцену в одеянии, похожем одновременно и на нефорский балахон, и на монашеский клобук, и на хитон мудреца-пророка. Шоу (16+) началось с новой песни, в которой есть строчка «Добро пожаловать в ад».
Клобук слетел на второй песне — давшей название альбому — и стало понятно, что Кинчев еще тот. Пороха у 66-летнего рокера еще предостаточно.
«Гойду», от которой морщились некоторые мои знакомые, можно воспринимать как угодно. Да, альбом появился после известного восклицания Ивана Охлобыстина, да, он перекликается с повесткой ультрапатриотов. Да, отсылает к временам грозным, но славным. При всём этом совершенно точно это не новый для Кинчева мотив. Тут и национальное самосознание, и отсылки к древности, и война, и былина. Да и кого как батюшку Ивана, пусть и временно отстраненного, слушать рабу божьему Константину?
На танцполе песню воспринимали тоже в целом благосклонно. Недалеко стояли какие-то субтильные дети, которым, казалось, не то скучно, не то страшно. Но чуть позже они тоже начали топать тяжелыми ботинками. Слева от меня вообще стояли какие-то необычайно красивые женщины едва ли не в вечерних платьях. Мне было неловко пялиться, но затылком чувствовал, что колбасятся они прилично. Совершенно уверен — отдохнули эти незнакомки изрядно. Если вы это читаете, то простите, что закрывал вам сцену.
Алисоманы посерьезнее, которые теснились в центре, и вовсе веселились. Разгоряченный воздух бодали «козы», взметались шарфы и флаги — не только имперка, но и стяг со Спасом, разрезали свет фонарики.
— С нами Русский Дух да родная земля! — взревывал зал строчку из песни «Русская». Но и не забывал, кто тут «наркоманы, нацисты, шпана».
Были слухи, что в Чите «Алиса» исполнит только песни «Гойды», но заранее фанаты слили в комменты телеграм-канала группы трек-лист. В середину программы все-таки вкрались старые хиты. После «Русской», где есть очень подходящая строчка «Нам ли не петь свою суть», загремел «Воин, инок да шут».
Стихи, написанные на заре тысячелетия, буквально за четверть века до происходящего в мире, стали актуальными донельзя. Не зря все-таки Кинчев накинул пророческий хитон. Песню можно просто рвать на цитаты, вставлять кусками в любой репортаж, телепередачу или посты в телеграм-каналы. Все эти шакалы, скалящиеся с разных сторон «на золото наших хлебов, на золото наших икон», собирающиеся в поход ратные люди, которым легче с Богом умирать. Ну совершенно не меняющаяся же риторика. Просто тогда подобные заявления были чертой политических маргиналов да вот в криках погрузившегося в религию, национализм и даже монархизм парня с панковско-наркоманским прошлым. А сегодня всё это признается солидными дядечками в пиджаках и галстуках сдержанных цветов.
Ну да бог с ней, с политикой. «Небо славян», хотя тоже вписывается в повестку, — просто образец славной поэзии. Меня прямо истома пробирает, как всё внутри песни хорошо и ладно: стужа в узде, дочь белозубой зимы, синь соколиная да окоёмы снегов. Ну и всё это великолепие можно невозбранно проорать: «Всё это мы!» Дай бог Константину Евгеньевичу долгих лет и изрядных сил.
Фото Олега Федорова с концерта опубликованы на «Чита.Ру».