На последнем заседании фракции «Единая Россия» в краевом Законодательном собрании обсуждали проблемы озера Арей. Говорили об отсутствии туристической инфраструктуры, удручающем состоянии самого национального парка «Арей», необходимости создания платного въезда к озеру и путях развития. Сейчас большую часть берега занимают две туристические базы «Кристалл» и «Арей», которые по своему функционалу из советских 80-х. Принадлежат они профсоюзам Забайкалья, которые отказываться от них не планируют. И это даже не самое печальное. Само состояние озера вызывает тревогу. Арей зарастает, вода мутнеет, берег в иловых отложениях. Жемчужину Забайкалья — как называют Арей — никто не исследует и не знает, в каком сейчас состоянии озеро.
На заседании директор природного парка Арей Юрий Холостов говорил без прикрас и прочего позитива. В 2013 году создали парк для сохранения озера и его территории, охраны, развития туристической составляющей, научной деятельности. Из всего перечисленного финансирование парка позволяет заниматься только охраной. Холостов рассказывает, что удалось победить браконьеров. В год один-два случая — мизер по сравнению с тем, что было.
Научная деятельность парка — канула в Лету. Из-за хронического недофинансирования (в 2016 году на деятельность парка выделяли более 6 миллионов рублей, в 2019-м — 3,8 миллиона) пришлось сократить ставку научного сотрудника. Да и за 6 лет существования парка удалось провести всего два исследования. Холостов не мелочится и говорит, что никто сейчас не представляет, в каком состоянии озеро. Внешне оно меняется в худшую сторону.
Это подтвердил и глава Улётовского района Александр Синкевич, заявив, что перспектива Арея - настораживает. Он попросил министерство природы включиться в ситуацию и понять, что происходит с озером.
Профсоюзный Арей
Туристические базы, которые расположены на берегу Арея, не отвечают требованиям не просто избалованных туристов, а обычных человеческих нужд. Самые крупные из них «Кристалл» и «Арей» принадлежат Федерации профсоюзов Забайкалья и ООО «Фирма «Читатурист».
Холостов резонно замечает, что базы капитально не ремонтируются. Нет тёплых туалетов и душевых.
На заседание пришла руководитель профсоюзов Зоя Прохорова. Она сразу ответила, что никогда никаких тёплых туалетов на Арее не будет - средств хватает только на поддержание того, что есть. Без всяких изысков.
«Нам бы сохранить то, что есть. Будут в бюджете большие деньги — инвестируйте нам как общественной организации. Мы домики сделаем красивыми», - сказала она.
Прохорова уточнила, что сейчас большая проблема — замусоренность территории: «С мусором мы сейчас боремся, огромная статья расходов — вывоз мусора. Все стараются прийти бесплатно, нигде не располагаясь, но при этом пользоваться инфраструктурой базы - туалетами, водой. Оставляют после себя горы мусора. Ставят палатки и хозяйствуют как хотят. Моются, стираются в озере. Оно, конечно, зарастёт».
Руководитель профсоюзов, жаловалась, что туристический сезон — короткий, а базу надо охранять круглогодично. Отвергла она также идею привлекать на озеро туристов из Китая, которые сотнями ездят по федеральной трассе Чита — Иркутск мимо Арея на Байкал.
«Я не думаю, что нам нужно привлекать сюда китайцев. Не будет для них там тёплых душевых. Наши бы туалеты работали», - отрезала она.
На аккуратное предложение депутата, председателя фракции «Единая Россия» Алексея Бутыльского о варианте отказаться от участка, возможно, в пользу тех, кто сможет построить на Арее те же тёплые туалеты, Прохорова возмутилась.
«Почему это мы будем отказываться? У нас нет никаких нарушений. Для сохранения озера наш хозяйствующий объект делает очень многое», - сказала она.
Видимо, всё-таки прибыль от баз из 80-х есть. Неприбыльный Дворец спорта профсоюзы продали по неизвестной цене, подписав приговор крупному городскому спортивному объекту.
Директор природного парка «Арей» Юрий Холостов отмечает, что сам парк владеет также небольшой туристической базой. Но она тоже не соответствует современным требованиям комфорта. Нет душевых и умывальных комнат, отсутствует организованное питание. А с июля базу отключили от электричества. Такой вариант дикого отдыха.
Есть ещё база «Связист» и Дом отдыха, который организовал частный предприниматель из Улёт. Условия там лучше. Но они слишком маленькие и неспособны разместить всех желающих.
В 2017 году было достигнуто соглашение с частным инвестором о разработке лесной зоны — 36 гектаров на южной половине озера. Минприроды заключило с инвестором договор на аренду участка, началась стройка. Но арендная плата за этот кусок земли за два года выросла в 2 раза - с 600 тысяч рублей до 1,2 миллиона. В этом году инвестор ушёл. Такой рост был связан с краевым законом об увеличении коэффициента платы за пользование землями рекреационного назначения. Принимали этот законопроект, в том числе, и те самые депутаты, которые теперь обсуждают проблемы Арея.
Визит-центр
Их немало. Ещё одна - отсутствие визит-центра, где могли бы располагаться сотрудники природного парка. Сейчас они теснятся в железном вагончике без воды и прочих удобств. Холостов рассказывает, что центр логичнее всего обустраивать в брошенном деревянном здании. И с прежним руководством Улётовского района была договорённость о его передаче. Нынешний глава района Александр Синкевич без торгов не намерен отдать здание природному парку. К тому же, на него претендует потенциальный инвестор с амбициозными планами — построить на этом месте современную туристическую базу. Упускать такой шанс Синкевич не намерен.
Холостов же объясняет, что не может участвовать ни в каких торгах, так как распоряжается бюджетными деньгами и конкурировать с предпринимателями — утопия. Он считает, что администрация района могла бы выделить это здание в бессрочное и безвозмездное пользование. Администрация же ищет выгоду. И это их право.
Платный въезд и экологические тропы
Присутствующий на заседании директор особо охраняемых природных территорий Забайкальского края Александр Бузинов был в отличие от других более оптимистичен. Он считает, что развивать Арей несложно. Помимо целебности и уникальности озера, у него отличное месторасположение — федеральная трасса.
«Перспективы развития Арея более благоприятные, чем парка Арахлей. Потому что идёт федеральная трасса. Идёт большой поток из других регионов, других стран. Сейчас огромный поток китайских граждан. Сплошной вереницей идут китайские туристы. Но они не останавливаются в Забайкальском крае, напрямую едут на Байкал», - говорит Бузинов.
Он считает, что эту вереницу нужно задерживать на Арее. Но здесь без пресловутых тёплых туалетов и приличных душевых — никак не обойтись.
«Это денежные люди и требуют определённого уровня комфорта», - говорит он.
Профсоюзы такой план отмели.
Вторая идея Бузинова — экологические тропы, которые могли бы построить даже волонтёры. Интерес к таким походам и поездкам огромный. Можно притянуть истории о Чингисхане и прочие мистические легенды. Он уточнил, что если привлекать специалистов для обустройства таких троп, то цена будет в пределах 1 миллиона рублей за 1 километр.
Также Бузинов отметил, что Забайкалье — белое пятно на карте России по организации охотничьего туризма и здесь тоже можно использовать ресурсы природного парка.
Самое же быстрое и прибыльное, на его взгляд, — организация платного въезда к озеру. Закон позволяет это делать с максимальной платой в 100 рублей. Арей ежегодно посещают от 20 до 30 тысяч человек. Прибыль за платный въезд составила бы 2-3 миллиона рублей.
Холостов, кстати, настороженно отнёсся к этой идее. С ремаркой: «после этого мне не только дом подожгут».
Пока ситуация с Ареем, отчасти, про лебедя, рака и щуку. Все заинтересованные стороны якобы ратуют за развитие озера, но на деле никто никому уступать не желает. Администрация Улётовского района не хочет отдавать природному парку полуразрушенную деревянную развалюху, веря в неясные перспективы неочевидного инвестора. Профсоюзы не намерены даже пытаться строить тёплые туалеты и, вообще, идти по пути развития, ограничиваясь поддержанием того, что есть. А этого мало не только для эфемерных китайских туристов, но и для обычных российских. Природный парк «Арей», руководство которого ютится в железном вагончике, смотрится беспомощно. Ситуацию необходимо выправлять. Для начала — прийти к единому мнению, разработать план действий. Ведь от этой неразберихи, прежде всего, страдают ни тысячи не отдохнувших на Арее туристов. Страдает озеро. Погибает.