Дачному кооперативу ТСН 7 «Карповка» уже более 30 лет. Сто двадцать участков расположились на бывших колхозных полях Читинского совхоза. Место красивое: чуть ниже бежит речка, а выше на склоне богатый сосновый лес. Дачники берегут и любят его, поэтому, когда летом услышали звуки стройки, побежали спасать. Но оказалось, что поздно. Лес отдали под реализацию программы «Дальневосточный гектар».
Уже сейчас часть участков огорожены высоким забором. Начинают выкорчёвывать деревья и кустарники. На полянах растут кучи строительного мусора.
«Конечно, мы слышали о программе «Дальневосточный гектар», но даже представить не могли, что под раздачу может пойти полноценный лес с многолетними соснами, с багульником, который занесён в Красную книгу. Поэтому, как только мы заметили, что в лесу началась стройка, сразу начали узнавать, кто разрешил. Были уверены, что это ошибка», - рассказывают представители товарищества собственников недвижимости.
Они позвонили в Верхне-Читинское лесничество, оттуда приехала комиссия и заключила, что всё законно. Землю передали под «Дальневосточный гектар». Весь лес. Пока заборами из профлиста огорожены несколько гектаров. Но, по словам дачников, здесь практически не осталось свободной территории. И это вопрос только времени.
Программа «Дальневосточный гектар» работает в Забайкалье с 1 августа 2019 года. По ней каждый желающий может бесплатно получить до одного гектара земли в регионах Дальнего Востока. На участке можно построить дом, обустроить дачу, заниматься сельским хозяйством или бизнесом.
Землю предоставляют в безвозмездное пользование на 5 лет. Затем её можно оформить в собственность или аренду. Для этого необходимо подтвердить, что земля используется в соответствии с установленными критериями:
- наличие на участке объекта капитального строительства, в том числе незавершённого;
- средства, вложенные в эту землю - не менее 30 тысяч рублей;
- если человек продаёт какую-то продукцию, которую произвёл или вырастил на этом участке, доход от этой деятельности на момент подачи заявления должен составлять не менее 30 тысяч рублей;
- наличие результатов деятельности по выбранному направлению освоения участка.
Каждый из этих критериев требует подтверждения.
«Нам сказали, что вот этот участок отдали под проект по выращиванию экзотических растений. Про остальные пока не знаем. Но то, что лес будет уничтожен, никто не сомневается. Как можно что-то построить в густом лесу без вырубки?» - говорят дачники.
Вспоминают, что и раньше приходилось отстаивать лес. На него всегда были желающие. Пригоняли и технику, и строительные вагончики. «Хотели выпиливать и что-то строить. Мы до прокуратуры доходили. Везде жаловались. И всё было нормально. Всё останавливалось», - рассказывают они.
Владелец «Дальневосточного гектара» Алексей Салихов в комментарии ИА «Чита.Ру» сообщил, что деревья на участке никто вырубать не будет.
«Ни одного дерева на этом участке, который мы взяли под индивидуальное жилищное строительство, вырублено не будет, потому что для дома на участке есть две поляны. Нам даже проект пришлось для этого корректировать: изначально дом был больше, но для этого нужно было срубить одно дерево, а в министерстве природных ресурсов края нам сказали, что этого делать нельзя. Проект пришлось переделывать, дом будет меньше», - сказал он.
Алексей Салихов уточнил, что только с участка вывез три КамАЗа мусора.
«Там были большие кучи шлака, на которых даже грибы уже росли – шлак туда, видимо, вывозили несколько лет. Ещё два КамАЗа вывез, чтобы к участку могла проехать техника», - добавил он.
Дачники же верят, что можно всё отыграть назад. Они собрали подписи в защиту леса. Написали письма и запросы в краевой департамент государственного имущества и земельных отношений, прокуратуру и лично губернатору Александру Осипову. Пока ответ пришёл только из департамента. Но он без надежды.
«В рамках закона «О Дальневосточном гектаре» у уполномоченного органа отсутствуют основания для отказа в предоставлении гражданам земельных участков между селом Чистый ключ и «Карповка-7» в безвозмездное пользование», - говорится в ответе.
В нём же указано, что, действительно, есть территории, которые нельзя отдавать под гектар, так называемые, «зоны нельзя»:
- особо охраняемые природные территории;
- земли лесного фонда, на которых расположены защитные леса, указанные в определённых пунктах Лесного кодекса;
- земли лесного фонда, на которых расположены особо защитные участки леса;
- земли в границах участков недропользования;
- 50 метровая буферная зона вдоль водных объектов (прибрежная полоса).
Все остальные участки открыты для предоставления в безвозмездное пользование. К сожалению, данный лес в «зону нельзя» не входит.
«У нас здесь дача 35 лет. Мы налюбоваться не можем этим местом. А что теперь будет? Почему государство отводит эти земли в частные руки? Это очевидно, что будут уничтожаться вековые сосны и багульник, где явно будут строиться дома, бани, гаражи и хозяйственные постройки. Почему не учитываются требования федерального законодательства о приоритете сохранения лесов, их охраны, защиты, воспроизводства?» - говорит представитель ТСН 7 «Карповка».
Подобные вопросы в августе этого года уже задавали жители кооперативов «Союз», «Радуга», «Здоровье» и «Заря» возле села Смоленка. Тогда они пожаловались депутату Законодательного собрания края Роману Бергу на передачу участка леса в 18 тысяч квадратных метров под дальневосточный гектар. Там тоже сосны, кустарники, водоёмы. Берг, в свою очередь, просил губернатора Александра Осипова исключить эту территорию из «дальневосточного гектара».
Две эти частные проблемы обнажили беспечный и непродуманный подход властей к реализации большой программы. Край максимально раскрыл допустимые к раздаче земли. И, конечно, Смоленка с Карповкой стали одними из самых популярных зон, потому что находятся близко к городу. Тогда на старте программы глава Смоленки Вера Александрова говорила, что с селом не согласовывали серые зоны, где получение гектара запрещено. Доходило до нелепого, когда участки запрашивали на кладбище, под ЛЭП и там, где уже стоят дома.
В августе прошлого года бывший руководитель департамента государственного имущества и земельных отношений Алексей Хосоев объяснял, что все регионы сначала определяли пилотные территории под «Дальневосточный гектар», а потом включали буферные зоны.
«Мы отказались от буферной зоны. Результат получили — заявок у нас в несколько раз больше, чем в Бурятии (там закрыта для раздачи территория вокруг Улан-Удэ). Работа масштабная, чтобы всё идеально получилось — достаточно сложно», - говорил он.
Это очередной раз доказывает, что власть не в состоянии мыслить на шаг или два вперёд. Они отдают огромные куски территории возле города под «дальневосточный гектар», при этом ни в Смоленке, ни, тем более, в Карповке нет приемлемой социальной инфраструктуры, чтобы выдержать наплыв населения. И, конечно, наносится огромный ущерб лесному фонду. И на старте программы это всё надо было продумать, решить, оговорить и предупредить. Сейчас же вряд ли кто-то будет отыгрывать назад эти сомнительные решения.
Текст был дополнен комментарием владельца одного из участков Алексея Салихова.