Во всём Забайкалье нет такой природы, как в Красночикойском районе: краснокнижная флора и фауна, кедр, леса, воздух — свежий (хотя по сравнению с Читой в регионе буквально везде свежий воздух). Не обходятся эти земли без заезжих браконьеров, чёрных лесорубов и просто олигархов. Около 10 лет назад на земли курорта Ямаровка пришла компания «Ямаровка» с планом восстановления курорта, однако с тех пор для людей здесь мало что изменилось из-за того, что инвестор и местные депутаты не поделили земли.
Целебную воду источника Ямаровка обнаружили в 1840 году, вскоре это место стало полноценным курортом, куда постоянно приезжали пациенты из Сибири и Дальнего Востока, некоторые жили здесь в палатках. Вокруг была особо охраняемая природная территория (ООПТ) регионального значения. Батоцыренов Эдуард писал в книге «Курорт Ямаровка: история потерянного будущего»: в 1992 г. начался передел собственности, курорт выведен из системы профсоюзов и за бесценок приобретен предпринимателями Жаровым и Ключевским. Занимались они в основном распродажей имущества здравницы.
Константин Ключевский и Евгений Жаров были основателями ОПГ «Ключевские». Банда, которая контролировала большое количество объектов экономики Забайкалья. В 2005 году их расстреляли в центре Читы бывшие подельники, в числе которых бывшие депутаты гордумы и облдумы Алексей Гуськов и Дмитрий Непомняший.
По данным сервиса «Контур.Фокус», сейчас лицензию на Ямаровку держат компании «Ямаровка» (ООО «Ямаровка» владеют: 64% — Изабелла Черникова, 12% — Екатерина Кузнецова, 12% — Надежда Калашникова, 12% — Ольга Жарова), «Ямаровка плюс (ООО «Ямаровка плюс» владеют: 27% — Вячеслав Черников, 27% — Сергей Горбунов, 27% — Галина Жарова, 10% — ООО «Транзит продакшн» (компания Черникова), 10% — ООО «Ямаровка»)» и « Курорт Ямаровка» (ООО «Курорт Ямаровка» владеют: 80% — компания «Ямаровка» и 20% — администрация Петровск-Забайкальского района), которыми управляет Вячеслав Черников.
Распри между инвестором и депутатами начались в 2018 году, когда бывший глава администрации Красночикойского района Евгений Гостев продал компании «Ямаровка» земли курорта с условием, что инвестор восстановит курорт и откроет его заново. По плану здесь должны были создать оздоровительный комплекс, включающий в себя: лечебный центр, ванный корпус, питьевой бювет, кафе, тренажерный зал, купели на травах, благоустройство территории: дорожки, беседки, тротуары, всё это на территории 10 гектаров. Для лечения планировалось принимать 100 человек.
Жители и депутаты в 2019 году выступили против перехода земель в частные руки. Тогда же начались многочисленные заявления в прокуратуру, чтобы вернуть проданные изначально земли.
Как корреспонденту «Чита.Ру» рассказал Вячеслав Черников, чтобы восстановить курорт, компании нужно выкупить земли вокруг (65 960 квадратных метров), однако районные власти отказываются продавать участок. Он пояснил, что с нужной территорией они могли бы открыть курорт в течение года.
«Вставляют палки в колёса, чтобы не дать нам работать. У нас всё есть для того, чтобы открыть полноценный лечебный курорт, уже готовы к работе столовая на 50 мест, клуб для досуга в 200 квадратных метров (библиотека, видеосалон, теннисный стол, музыкальный центр), построена детская площадка, два спальных корпуса по 10 номеров (2-3 местных) на 50 человек, то есть прямо сейчас 50 человек может заехать жить, но не хватает земли для строительства ванного комплекса. А строиться нам не дают, потому что депутаты хотят иметь своё влияние из каких-то меркантильных целей», — рассказал бизнесмен.
«С 2018 года мы пытаемся договориться с местной администрацией о продаже нам земельного участка общей площадью, но со стороны депутатов района и главы администрации Красночикойского района идет противодействие. Они инициировали 18 проверок со стороны Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Роснедр, Байкальской межрайонной прокуратуры, Красночикойской районной прокуратуры, природоохранной прокуратуры», — пояснил Черников.
Депутат Красночикойского района Александр Соснов рассказал корреспонденту ИА «Чита.Ру», что, по его мнению, бизнесмен имеет свои корыстные цели.
«Он против, потому что лечить людей — это головная боль. Зачем ему это? Он просто торгует водой. Сейчас мы хотим создать вокруг Ямаровки ООПТ (Особо охраняемая природная территория), чтобы охранять источник и следить за рациональным его использованием. Сейчас же предприниматель на самоконтроле, может вывозить сколько угодно воды. ООПТ также поможет защитить уникальные и краснокнижные виды растений и животных вокруг владений предпринимателей.
Депутат Соснов заявил, что ООПТ никак бы не затрагивала его собственность, не ограничивала бы его ни в каких правах, так как охраняемую зону планируется расположить на территории за исключением земель, находящихся в аренде и собственности.
«В 2020 году мы подавали ходатайство по созданию ООПТ, а в 2021-м выиграли президентский грант на 2 миллиона рублей на эколого-экономическое обоснование, на этом наша работа застопорилась. В минприроды Забайкалья нас до сих пор не могут поставить в концепцию (Этап в делообороте, включение в план будущих работ.). У нас есть инициативная группа, есть деньги, геоботаники и географы бурятского отделения Русского географического общества работают над проектом», — рассказал депутат.
Предприниматель Вячеслав Черников заявил, что ООПТ здесь хотят создать не ради природы, а чтобы иметь возможность вмешиваться в дела компании. Бизнесмен не дал своё согласие на создание природоохранной территории в пределах горного отвода добычи минеральной воды: «недропользователь выражает свое несогласие с установлением режима, ограничивающего его хозяйственную деятельность».
Природоохранная прокуратура в апреле 2021 года уже приостанавливала добычу воды компанией «Курорт Ямаровка» из-за кучи нарушений в области экологии: добыча идёт из подземного источника вблизи реки Ямаровка, которая является притоком Байкала третьего порядка — компания бесконтрольно выкачивала воду без мониторинга и без проекта горно-санитарной охраны скважины. Позже нарушения были устранены.
Как «Чита.Ру» пояснил министр природных ресурсов Забайкалья Сергей Немков, восстанавливать ООПТ он считает необходимым: «Конечно, нужно, там ведь люди живут. Краснокнижные растения, животные — это всё нужно защитить». Согласие инвестора — обязательное условие, однако он его не даёт. Сам Черников заявил, что официально у него не запрашивали согласия, однако он бы всё равно его не дал.