В начале июня поверхность озера Кенон в Чите, земля в поселках Кадала и ГРЭС покрылись частичками свинца, алюминия и других тяжелых металлов — всё это пыль с золошлакоотвала на ТЭЦ-1. Вообще, чаны, в которых лежат зола и шлаки, постоянно поливают технической водой, чтобы частички не засохли и ветер не смог устроить экологическое бедствие, но в этот раз что-то пошло не так. Разбираемся, что именно и что сделали в ТГК -14, чтобы такого не повторилось.
Вообще, ветер разносил золу с золоотвала и раньше. Жители сообщали о летящей с той стороны пыли в мае, в один из дней там поднялся пылевой вихрь.
Не ешьте свинец
Зола остается на котлах ТЭЦ-1 после сжигания угля — процедура дает городу тепло и свет, поэтому такие отходы неизбежны. С котлов вместе с технической водой она идет по трубопроводу на золоотвал.
— Это у нас техническая вода гидрозолоудаления, по золошлакопроводу идет золошлаковая пыль, то есть это зола и пыль идут, соединенные с водой для транспортировки. Вода из озера Кенон. Затем из грязной чаши через переливное устройство вода возвращается в чистую чашу и через осветленный корректор возвращается на станцию для очистки котлов от золы. То есть это, по сути, оборотная система, — заявил главный инженер филиала ТГК-14 Константин Сережин.
В нулевых заполняли чашу золоотвала № 1, но затем она переполнилась, ее закопали, засеяли травой, высадили деревья и сейчас там бродят чьи-то коровы, жуют травку. До прошлого года отходы сбрасывались в чашу № 2, но за 15 лет использования заполнилась и она.
Чтобы пыль не распространялась, осенью ее начали заливать водой, образовался слой льда, который всю зиму удерживал отходы горения. В апреле лед растаял и чашу площадью в 21 гектар и глубиной в почти 10 метров вновь начали проливать технической водой из Кенона.
— После того как лед растаял, поставили более мощный насос, работают в два пожарных рукава. И, соответственно, персонал каждый день следит, переносит рукав с места на место, — сказал Сережин.
6 июня получилось так, что один небольшой участок золоотвала все-таки просох, зола и шлаки перестали быть тяжелыми и быстро поднялись попутным ветерком со скоростью около 20 метров в секунду. Специалисты ТГК-14 оперативно отреагировали на обращение и за полтора дня приостановили пыление.
— Инцидент этот произошел по причине сильного ветра в те дни. Небольшой участок не был смочен. После получения информации отделением оперативно отреагировали, полтора дня буквально это пыление продолжалось, смочили и пыление устранили, — уточнил главный инженер ТГК-14.
Технический директор «Забтранспроекта» Николай Сигачев заявил, что зола относится к 5-му классу отходов, в котором также находятся бумага, осенние листья и картон. Звучит уже не так страшно, но размазывать по себе золу всё же не стоит.
— Если говорить о цифрах, например, бензпирен — самое опасное вещество (1-й класс опасности), выявлено 0,005 при нормативе 0,02. Медь — найдено 3, допускается до 3. Нефтепродукты не обнаружены. Никель — обнаружено 3 микрограмма на килограмм, допуск 4. Свинец — найдено 1, допуск 6. Цинк — найдено 1, допуск 6, — рассказал он о составе золы на ТЭЦ-1 в сравнении с нормативами по содержанию вредных веществ на сельскохозяйственных землях.
Ведущий научный сотрудник, кандидат биологических наук института природных ресурсов экологии и криологии СО РАН и эксперт «Народного фронта» Гажит Цибекмитова отмечает, что даже если в золе малое содержание тех или иных элементов, они всё равно ядовитые и при сильной концентрации могут отравить или убить живые организмы.
Учитывая всё это, вспоминаем, что облако золы упало на Кенон. Если захотите порыбачить и рыбку поесть, помните, что хоть и в маленькой дозировке, но вы всё равно съедите свинец.
Чаша полна, куда теперь сваливать
Поскольку вторая чаша заполнилась, золу с ТЭЦ-1 начали сбрасывать в третью, она прошла все необходимые экспертизы, всё законно и безопасно. Специально для этого перестроили трубопровод.
Что касается заполнившейся чаши, с ней сделают то же самое, что и с первой. Специалисты компании 1 июня отправили на экспертизу проект по ее рекультивации, результат должен прийти в начале августа, сразу же планируют начать работы и закончить за 1,5–2 месяца.
— Основное — будем суглинками порядка 40–50 сантиметров засыпать и посевами разных трав. Точно таким же образом, как рекультивировали чашу №1 в 2017 году. Ну, а пока экологическая экспертиза не пройдена, занимаемся смачиванием пляжа, — сказал главный инженер ТГК-14.
В 2017 году сообщалось, что компания потратит 600 миллионов рублей до 2024 года на рекультивацию золоотвалов и модернизацию золоуловителей на Читинских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Это должно помочь сократить влияние на подземные и поверхностные объекты, в том числе на Кенон.
Земля под золоотвал, кстати, относится к арендной, то есть спустя время эксплуатации и рекультивации она отчуждается вместе с закопанной золой и становится собственностью города.
Зачем закапывать, если можно использовать?
Если рассудить, то зола тот же песок, только вреднее и грязнее, соответственно, его можно использовать примерно для тех же целей.
— Мы разрабатываем технические нормативы для переработки золошлаковых отходов по заданию ТГК-14. Известно много способов, но наибольший вклад внесли бы три направления: рекультивация нарушенных земель и ликвидация горных выработок, дорожное строительство и захоронение твердых бытовых отходов, — заявил технический директор «Забтранспроекта» Николай Сигачев.
В 2021 году вышло постановление президента РФ № 1557, которое предусматривает меры по использованию золы и шлака в хозяйстве. Главная проблема при этом, что исполнитель должен будет собрать ряд документов, лицензировать золу, проверить ее на радиоактивность. Да, зола может быть радиоактивна, даже древесная.
— Вопрос в том, как используется и почему не используется. Уже много лет этим занимаются. Почему неохотно наши производители идут на применение этих отходов? Много бюрократических препон, то есть, чтобы применить отходы, нужно разработать технические условия, технический регламент, включая каталожные листы, сертифицировать материалы на соответствие техническим условиям, получить заключение госэкспертизы и так далее. Поэтому связываться никто не хочет, — говорит Сигачев.
Впрочем, решение есть. Компания, которая вырабатывает золу в качестве отходов, сама может всё сертифицировать, и вопросов у проверяющих организаций не будет. Тогда ее можно будет использовать при строительстве дорог (даже сельских), консервации шахт, закапывании крупных свалок и, как делают в Улан-Удэ, использовать при производстве бетона. ТГК-14 планирует три экспериментальных проекта.
А не развалится ли дорога, если будет стоять на золе?
Первая мысль, которая возникает, когда кто-то собирается что-то построить из отходов, будет ли это вообще работать? А если будет, долго ли? Навредит ли экологии? Оказалось, что в Забайкалье с 2014 года уже есть почти километр дороги, который построили, используя золу. Правда, она проселочная.
— Я могу вас отправить в Сохондо, на 55-й километр, в 2014 году был заключен договор между ЗабИЖТ, который я тогда возглавлял, и службой единого заказчика об использовании золошлаковых отходов ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 для автомобильных дорог. Интересантом выступал губернатор Константин Ильковский. Мы такую работу провели, мы уложили 950 метров дороги с применением золошлаковых отходов. В начальный период КАМАЗы там вязли по обе оси и вытаскивали друг друга. В настоящий момент дорога эксплуатируется, и эксплуатируется нормально. Она грунтовая, конечно, там на поверхности всегда слой износа нарушается. Но тем не менее основание дороги, основная насыпь выдержала уже 9 лет, — заявил Сигачев в ответ на вопрос о качестве.
Технология строительства при использовании, кстати, почти не изменяется. Просто вниз добавляют дополнительный слой из золы, и всё. В этом всё новшество, которое в 2014 году привело к суду.
По словам Сигачева, служба единого заказчика Забайкалья тогда отказалась принимать работы и пришлось обращаться в суд. Судился ЗабИЖТ со службой два года.
— Причина была одна: «мы сейчас примем вашу работу, а завтра к нам придут и скажут, почему вы это не используете? Почему не внедряете? А нам неохота». Судья сказал, что так делать нельзя, и деньги институту выплатили в полном объеме, — заметил бывший директор ЗабИЖТ.
Как это будет работать с шахтами?
За поселком Восточным есть ряд котлованов, которые когда-то были частью Черновского шахтоуправления и использовались для добычи угля. В определенный период времени добывать уголь там стало дороже, чем продавать. Месторождение забросили, некоторые шахты обвалились, в итоге образовались кратеры, в которые даже сейчас на свой риск можно прийти с лопатой и откопать кусочек угля. Правда, зачем? Да и вредно это, небезопасно.
Делать с ними что-то рано или поздно придется, местные жители уже начали их использовать — внутри лежат кучи мусора. Технология избавления предлагается простая: берутся зола и шлак с ТЭЦ и самосвалами заполняется. Кубометров в каждом из котлованов больше, чем в самих золоотвалах. Практично, но кто за это заплатит? Бензин, оплата водителя, еще и золу как-то спустить надо так, чтобы она не рассыпалась на ближайшие километры. Кроме того, поверх золы, кроме земли, нужно будет сделать гидроизоляционный пласт, так как зола как песок, а дождевая вода может собрать с нее всё самое вредное и спустить в грунтовые воды.
— Вопрос встанет, а кто будет платить за это удовольствие? Поэтому здесь очень важный момент, которому не уделяют внимания, а он самый важный. Важнее технического — технически всё решено, юридически тоже основа есть, важно то, чтобы государство, Забайкальский край приняли ряд экономических мер, которые бы стимулировали производителей использовать эти отходы. Важно, чтобы им была дана льгота, допустим, на снижение налога на загрязняющие выборы веществ, атмосферы, недр и так далее, — считает технический директор «Забтранспроекта».
Есть и другой способ — можно просто использовать недропользователя и хоронить золу за его счет. Зола дешевле песка. Проблема в случае с восточными шахтами в том, чтобы найти того, кто ими сейчас владеет, и объяснить, что рекультивировать их всё равно придется, рано или поздно.
С мусором и твердыми бытовыми отходами всё проще. Видишь мусор, закидываешь золой, затем землей. Оплачивать это будет администрация того или иного населенного пункта.
— Будут экспериментальное заполнение некоторой горной выработки и пересыпка твердых бытовых отходов на полигоне хранения в Ивановке. Там уже планируем создать нормативную базу и провести экспериментальные работы по этой отсыпке. К слову, в Омске, например, рекультивация свалок уже идет с применением золошлаковых отходов. Они показывают достаточную эффективность — экологическую и экономическую. Получается, мы нейтрализуем свалки при помощи золошлаковых отходов. Из двух бед делаем одно, но полезное дело, — уточняет технический директор «Забтранспроекта».
Но, к сожалению, пока это слова.