Читинскую конюшню от центра города отделяет 20 минут езды на машине. Здесь живут и гарцуют по ипподрому лошади разных пород — от грациозных рысистых до крупных тяжеловозных. Но настоящими звёздами новостей в последнее время стали забайкальские кучерявые — ими уже заинтересовались американские учёные, которые будут раскрывать секрет этих самых завитушек.
Читинская государственная конюшня с ипподромом имени Хакимова — одна из старейших конюшен в России, появилась она ещё в 1912 году. Сейчас в госконюшне содержатся 95 жеребцов-производителей тяжеловозных, рысистых, верховых и местных пород, которые работают в 17 районах Забайкальского края.
Причём тут американцы?
Забайкальские лошади — порода, созданная не человеком, как в большинстве случаев, а самой природой. В читинской конюшне их всего несколько, большинство забайкальских лошадей находится в Сретенском районе.
Представители выведенных людьми пород доверчиво ластятся к рукам, просят их гладить, нюхают волосы и жуют куртку. Забайкальские в отличие от них пугливы — робко подходят к посетителям и прикасаться не позволяют.
На фоне всевозможных оттенков рыжего наши лошадки легко распознаются по необычному окрасу — то пёстрые, то белые, то пятнистые. И кучерявые, а потому особенно необычные, причём не только на обывательском уровне.
Оказывается, такие кучеряшки встречаются в мире крайне редко. Вот и американцам стало интересно, откуда взялся этот ген кучерявости — от их лошадей пришёл к нашим или наоборот — из Забайкалья проник в Америку. Возможно, что наши с американскими лошадями вообще не имеют ничего общего, но пока происхождение этих завитушек остаётся загадкой, разгадывать которую учёные из США приедут к нам уже в этом году.
Поиск предназначения
Каждой породе, каждой лошади — своё предназначение. Ежегодно на Читинском ипподроме испытываются более сотни племенных лошадей рысистых и верховых пород из Забайкальского края, Иркутской и Амурской области, Республики Бурятия.
Рысистые, как понятно из названия, бегают исключительно рысью, верховые подойдут для скачек. И уж никто не будет выставлять на скачки специально выведенных человеком тяжеловозных. Раньше их разводили для земледелия и транспортировки грузов, теперь эту миссию выполняют машины. А тяжеловозные породы разводят как мясные, не пренебрегая, впрочем, и возможностями использования их тягловой силы.
Есть в нашей конюшне и донская порода — лошади, выведенные донскими казаками. На них пахали, воевали, охраняли границы.
Каждая лошадь, как и человек. В том смысле, что имеет собственный настоящий паспорт — он выдаётся, когда жеребёнку исполняется один год. Для этого из гривы мамы и папы берут выщип, который отправляют в институт в Рязанской области, где подтверждают происхождение лошади. Только после этого оформляется документ. А без него никуда — лошадь без паспорта к испытаниям на ипподроме не допускается.
Кони в яблоках
Живут читинские лошадки в конюшне, где у каждой есть персональный загон — денник. В 8 часов утра у животных завтрак — первый из трёх приёмов корма за день. Кормят лошадок овсом, сеном, солью с макро- и микроэлементами. Кобылы и жеребята вдобавок получают витамины, а жеребцы-производители в период случки — морковь и домашние яйца.
Но особенно лошадям нравятся арбузы и яблоки. Хотя обычными китайскими, что продаются у нас, их кормить нельзя, в них пестициды, которые очень негативно сказываются на здоровье животных.
Это должны понимать не только специалисты, но и вообще все, кто контактирует с лошадьми. А таких людей немало.
Любой желающий (вы тоже) со среды по воскресенье может приехать на госконюшню чтобы покататься на лошадях. Полчаса езды обойдутся в 300 рублей, а аренда лошади для фотосессии — 500 рублей. На тысячу рублей дороже обойдётся абонемент в конно-спортивную секцию, где любого, кто старше 12 лет, научат верховой езде.
Читинская госконюшня гордится не только своей историей. Разведение лошадей — это сфера, где Забайкалье может похвастаться особыми достижениями. По количеству лошадей регион стоит на втором месте в России. По результатам племенной работы — на первом месте в ДФО. И на первом месте — по результатам работы государственных заводских конюшен.
На фоне всего этого внимание американцев к нашим лошадям не кажется удивительным. Животные, выращенные с особой любовью и заботой, не могут не быть уникальными.