Дефицит водителей автобусов, троллейбусов и мусоровозов в Чите сложился давно. Региональный оператор «Олерон+» объясняет им проблемы несвоевременного вывоза мусора, неполный штат водителей влияет на частоту движения троллейбусов, а часть автобусов и вовсе простаивают без дела.
Узнали, какие зарплаты и условия труда предлагают водителям (и от которых многие, судя по всему, отказываются) и сколько подобных специалистов готовят в читинских автошколах.
«Олерон+»
Начнем с мусорного монополиста региона — регионального оператора «Олерон+». На него работают четыре подрядчика:
в компании «АвтоЛидер» трудоустроено 44 водителя;
в «Транс-Вэй» также работают 44 водителя;
в ИП Соколов — 15 водителей;
в компании «Эко-Гарант» — один водитель.
По всему краю не закрыто 39 вакансий, из них в Чите — 10. При этом необходимости в технике нет — это значит, что транспорт простаивает в ожидании водителей. В пресс-службе компании рассказали, что сейчас в ремонте находятся 13 мусоровозов, работают — 76.
После публикации текста в пресс-службе «Олерон+» сообщили, что 14 сентября компания начала предлагать вакансии с новой заработной платой: в районах края оплата водителям с категорией С начинается от 45 тысяч рублей, в Чите — от 55 тысяч рублей.
Кроме того, водители при трудоустройстве и во время работы проходят медицинские осмотры.
Троллейбусное управление — автобусы
На конце августа на всех маршрутах Читинского троллейбусного управления было трудоустроено 35 водителей, для укомплектования требуется еще 91 сотрудник.
Как объяснили в администрации города, пока средняя зарплата водителя составляет 40 тысяч рублей. Ее рост зависит от количества отработанных часов и от поощрительных надбавок: например, за работу без кондуктора. При этом, как сообщал 4 сентября телеканал «Забайкалье», вице-премьер Андрей Кефер на заседании краевого правительства пообещал, что минимальная зарплата водителей троллейбусов и автобусов должна подняться до 60 тысяч рублей.
Выйти на пенсию сотрудник сможет в 55 лет, если его стаж достигнет 20 лет. Помимо 36 дней отпуска за вредные условия труда им положены дополнительные дни — за фактически отработанное время из расчета 14 календарных дней в год.
В конце 2022 года городская администрация объясняла, что значительная часть водителей категории D работает вахтовым методом в районах Забайкальского края, где заработная плата выше, чем в городе.
Троллейбусное управление — троллейбусы
На конце августа на всех троллейбусных маршрутах работают 124 водителя, требуется еще 37.
При этом у управления есть собственный учебный центр, где можно получить необходимую категорию Tb. Оно будет бесплатным, если сотрудник после этого отработает на предприятии 2 года. Срок обучения — 7,5 месяца. Во время учебы выплачивается ежемесячная стипендия в размере действующего МРОТ — в Забайкалье это 16 242 рубля.
На сайте управления размещен договор на обучение — в нем указано, что плановые затраты на обучение составляют 163 862 рубля.
Мужчины также могут выйти на пенсию в 55 лет, если их стаж достигнет 20 лет. Женщины могут выйти на пенсию в 50 при стаже в 15 лет. Помимо 36 дней отпуска, за вредные условия труда им положены дополнительные дни — за фактически отработанное время из расчета 14 календарных дней в год.
Сколько водителей с нужными правами
На категории C и D в Чите обучают только две школы: Черновская и при ДОСААФ России по региону. Дефицита в желающих обучиться на такие категории нет, однако, как рассказали в Черновской автошколе, статистику сдавших экзамены и получивших права отследить сложно — часто люди сдают экзамены в районах края или в других регионах страны, так как среди таких водителей много вахтовиков.
Учащиеся по военно-учетной специальности — это мужчины, получившие права категории C перед армией. Они после обучения сразу сдают экзамены и получают права. Остальные же забирают свидетельство об образовании и могут прийти на экзамен через несколько лет.
Ждать ли очередь из водителей
При всех льготах и соцгарантиях вакансии водителей мусоровозов, автобусов и троллейбусов пока не выдерживают конкуренции с предложениями для вахтовиков. Сейчас на Avito зарплата для таких работников начинаются от 120 тысяч рублей.
Однако если зарплата водителей автобусов и троллейбусов поднимется до обещанных 60–70 тысяч рублей, предложение станет более заманчивым. По крайней мере для тех, кто не готов разлучаться с семьей и уезжать на вахту. Чтобы решить проблему с дефицитом кадров, «Олерону+» логично пойти тем же путем.