Экономика Трудом и слезами. Федеральные деньги дошли до глухих сел в Забайкалье

Трудом и слезами. Федеральные деньги дошли до глухих сел в Забайкалье

Благодаря госпрограмме обновляются клубы, библиотеки и даже появляются технопарки

Музей не должен быть древностью и старостью

Как получилось, что в один день в небольшом селе, от которого ближе до Монголии, чем до Читы, открылись после ремонта сразу музей, библиотека и клуб? Откуда у райцентра деньги на строительство большого физкультурно-оздоровительного комплекса? И с каким бубном надо станцевать, чтобы получить за два года полмиллиарда рублей? Ответы на эти вопросы можно найти в Кыре.

Сенатор Сергей Михайлов по дороге в Кыру вспоминает, как в Забайкалье с разных сторон брались за улучшение жизни в районах. Неплохо сработала концепция комплексного развития сельских территорий. В числе прочих в нее вцепились сотрудники минспорта, которым не хватало своих источников для создания спортплощадок. Помимо этого, благодаря концепции построили фельдшерско-акушерские пункты, отремонтировали школы, починили некоторые дороги.

— Я постоянно езжу на агропромышленную выставку «Золотая осень» в Москву, хожу на дискуссионные площадки. И попал на обсуждение программы «Комплексное развитие сельских территорий». У нас в это время сменился губернатор, и во время конференции в «Мегаполисе» в 2019 году я Александру Осипову рассказал про эту программу. Для нас она очень интересна, губернатор с этим согласился, и мы начали работать с новым министром сельского хозяйства Алексеем Бочкаревым. На встречах с главами районов рассказывали про возможности, но многие не очень понимали. Один глава говорит: «Мне надо отремонтировать дорогу, так как уже есть предписание ГИБДД», в другом селе — школу, в третьем — клуб, в четвертом — построить ФАП. Я согласен, что всё это надо делать, это всё важно и нужно, но это не комплексное развитие села, нецелесообразно так работать. Я понимаю, что порой главам важнее направить деньги на какие-то «горящие» объекты, где есть уже предписания от контролирующих органов. В общем, отклика мы не получили, глаза у глав, так сказать, не загорелись, — вспоминает Михайлов.

В его родном Нерчинском районе глава — фамилию которого он называть не стал — тоже отнесся к программе с прохладой. Однако в селе Олинск администрация увидела свои возможности.

— У главы поселения Олинского уже была проектно-сметная документация с экспертизами на ремонт школы, дома культуры и детсада. Глава привлекла внебюджетные источники. Фактически у нее единственной в крае был практический полный пакет документов. Программа тогда была новой, еще не все регионы в нее включились, и Олинское оказалось в числе первых по России, им по итогу дали 350 баллов и выделили 57 миллионов. Для многих это был шок: на село такая сумма. Началась работа по торгам, было хлопотно, были ошибки, но в течение сезона сельская администрация привела в порядок эти объекты. Мне было вдвойне приятно, что эту работу проделали в родном районе, — говорит Михайлов.

<p>Сергей Михайлов</p><p>Сергей Михайлов</p>

Самое сложное в этой программе — не только подготовка ПСД, но и поиск внебюджетных источников. Я предпочитаю говорить не «спонсоры», а «партнеры», потому что бизнес на равных работает с органами власти, заинтересован, чтобы территория развивалась, чтобы его работники жили в хороших условиях.

Он вспоминает и такую трогательную деталь. За несколько лет до того, как Олинск получил деньги, туда приезжал легендарный председатель колхоза Иван Гаврилович Проценко. Он работал в селе много лет, и при его участии в селе строилось немало объектов. В клубе он вспомнил, как в 90-е заложили окна кирпичами, и попросил главу Оксану Шмакотину: «Клубу глаза открой». Когда ремонт сделали, Ивана Гавриловича уже не было в живых, а глава сказала: «Мы же клубу глаза открыли».

Увидев успех, районы края зашевелились и стали подавать документы в программу, но такое же движение началось по всей России. По итогам 2022 года край занял пятое место среди всех регионов по объему полученных в программе средств.

Сергей Михайлов выделяет лидеров эффективной работы по этой программе. Первый — Агинский район. Про него шла речь на Народной премии. Село Урда-Ага для участия в программе запустило сбор средств среди жителей, так как крупного бизнеса, способного быть внебюджетным источником, там нет. Почти каждое подворье поучаствовало в сборе внебюджетных средств, предприниматели давали больше, пенсионеры — поменьше, но в итоге собрали несколько миллионов рублей.

— Это показатель! Все захотели, чтобы село стало привлекательным, и все вместе получили больше 200 миллионов рублей и обновили 11 социальных объектов. Большое внимание уделили коммунальному хозяйству — починили водокачки, приобрели модульную котельную. Это приветствуется в программе. В Судунтуе и вовсе появился технопарк — первый сельский технопарк в регионе, — уточняет сенатор.

На второе место он ставит Чернышевский район, где смогли решить в том числе вопросы с дорогами и замахиваются на строительство дома культуры. Третье делит Карымский и Кыринский районы. В Карымском построили ФОК, отремонтировали ДК и школы. А Кыру мы едем смотреть.

Приграничная и золотоносная Кыра предыдущие годы была как-то обделена вниманием. Ситуация поменялась с приходом на пост главы Любови Сакияевой, которую называют деятельной, а то и по-простецки «шебутной».

Тепло пойдет по улицам, чтобы сократить расходы на содержание котельных

Осмотр начинается с теплотрассы — она свяжет несколько объектов в селе и позволит отапливать их одной котельной. Четыре котельные будут закрыты, а средства сэкономлены. Работы на стройке ФОКа пока приостановлены, но необходимый объем рабочие уже выполнили, залив фундамент. Теплотрасса и ФОК — это объекты следующего года. В нынешнем работы проведены в музее.

Кот живет при музее и тоже ждет открытия

Кыринский музей хороший по содержанию. Но находился в не самом лучшем здании и морально устарел. На открытии гостей встречает девушка с караваем, а за порогом начинается сказка — чистые просторные комнаты пока еще ждут новых стеллажей. Но работники музея уже разместили две важные экспозиции — солдата Великой Отечественной с настоящими орденами и фотографии родной природы.

Это настоящие награды ветерана из Кыры

Библиотека тоже обновлена. На входе идет мини-представление с героями сказок. Внутрь сквозь ряды взрослых проскальзывают ребята. В зале с детской литературой они занимают цветные кресла-мешки и обхватывают руками круглый стол.

— Вот тут-то мы будем в настолки рубиться, — восклицает парень.

Большое солнечное помещение уже нравится детям

Кыринская библиотека понемногу отошла от старых установок и предлагает не только читать в тишине. Помимо настольных игр, детям предлагают и другие занятия. После ремонта здесь появился огромный экран для проектора — как в небольшом кинозале. Плюс новые стулья, столы, стеллажи для книг.

Но главное достижение — это все-таки Дом культуры. Его построили в 60-х, хозяйственные кыринцы его уже дважды чинили, но капитального ремонта здание ждало уже давно. Сейчас ему обновили и отопление, и канализацию, и зрительный и танцевальный залы, и подсобные помещения: гримерки, репетиционные точки и прочие закутки, необходимые творческим людям.

В клуб вложен труд огромного числа людей

Перед праздничным концертом на сцену приглашают людей, благодаря которым обновились объекты культуры. Таких людей много — это работники администрации, музея, клуба и библиотеки. Уже позже в кулуарных разговорах выясняются подробности ремонта. Да, его сделали профессиональные строители, но еще много работы свалилось на плечи работников культуры. Со смехом женщины вспоминают, как наряжались в штаны и шли убирать мусор, отмывать помещения, как привлекали к работе мужей и клянчили у них инструменты. А еще вспоминают, как плакали от обиды, когда что-то не получалось.

Культработники рады встрече

Сейчас это позади, а на сцене пляшут и поют кыринцы, празднуя почти новоселье. Выступают вместе и детсадовцы, и школьники, и приехавшие соседи — семейские. Особо удивительно, что концерт от начала до конца смотрят ребята, которые стайкой сновали от одного обновленного объекта к другому. Мальчики и девочки не отвлекаются на телефоны, не бегут от патриотических песен, звонко бьют в ладошки. Им нравится концерт, а значит, главную задачу сельский клуб выполняет.

<p>Любовь Сакияева</p><p>Любовь Сакияева</p>

Бесконечные требования менялись, бесконечные бумаги надо было переделывать. Мы на электронные порталы загрузили более тысячи документов. Но вообще это очень-очень серьезный проект, и мы получили серьезные средства.

— В советское время была песня «Мы рождены, чтобы сказку сделать былью». Мне кажется, что это про нашу программу — она помогает в селе делать сказку былью. Надо только работать настойчиво и даже, может быть, агрессивно действовать, потому что другого пути у нас нет. Нужно благоустраивать села, делать жизнь в них комфортной и достойной, — уверен сенатор Михайлов.

Сейчас программа немного забуксовала из-за того, что край не смог вовремя завершить строительство очистных и ледовой арены в Приаргунске. Из-за этого заявку Забайкалья на 2025 год отклонили. Чтобы вновь вернуться в программу, краю нужно кровь из носу сдать эти объекты и опять получить деньги из федерального бюджета.

Этот текст написан не столько про Кыру, не про деятельную администрацию района и даже не про сенатора Михайлова. Речь идет про то, что территории можно и нужно развивать. Каждое село вправе получить денег, чтобы улучшить жизнь жителей, но жители, в первую очередь облеченные властью, должны быть в этом заинтересованы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY3
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
16
ТОП 5
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления