
Игорь Намаконов — генеральный директор Федерации креативных индустрий
Креативные индустрии — это дорогостоящая творческая работа людей с привлечением новых технологий, создание продуктов интеллектуальной собственности. «Создание арт-объектов, сценариев, музыки, брендов и логотипов, компьютерных игр…» — говорит забайкальцам москвич, генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов, как вдруг в конференц-зале выпадает оконная рама. «Ну это Чита», — иронизирует Намаконов, но воодушевляюще говорит, что и мы можем развивать край и зарабатывать на креативе, стоит только начать развивать фантазию и подходить к вопросам творчески. Как это делают в регионах, разбираемся в обзоре «Чита.Ру».
Игорь Намаконов — продюсер, писатель, креативный дипломат, выпускник факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, индустриальный руководитель бакалавриата Высшей школы экономики «Управление в креативных индустриях». С 2003 по 2008 год креативный продюсер «IQ marketing» — рекламной компании, клиентами которой были Microsoft, Mercedes, Beeline, Лукойл, МТС, Nestle и другие. В 2008-м открыл собственную компанию — Клуб маркетинговых инноваторов MOST Creative Club. Компания сегодня является единственной, занимающейся созданием игр, где в качестве платформ — реальный мир.
В зале «Точки кипения» 19 марта собрались главы муниципалитетов, директора школ, выходцы из культурной среды, чиновники, блогеры, журналисты — все те, кто так или иначе работает с продуктами интеллектуальной собственности. И все по-своему творчески подошли к инциденту с выпавшей рамой — журналисты написали новость, которая стала их собственностью, мастера, понявшие, что раму нужно вкрутить посреди выступления, тоже стали обладателями уникального решения, собственной идеи, чиновники, может быть, подумали о чем-то еще. Основной идеей выступления Намаконова стала монетизация неосязаемого, но вечного и роль государства в этом процессе.
— На конференциях и симпозиумах мне не стеснялись говорить: «Что вы нам за дичь впариваете? Снова какой-то невнятный новояз». А когда об этом стал говорить президент и принял закон о развитии креативных индустрий, стало неэтично говорить, что я в этом ничего не понимаю. Приведу пример: в Москве режиссер заложил сценарий фильма и получил кредит на 50 миллионов рублей. Эта практика медленно нарабатывается, потому что это высокорискованные активы, и нужно, чтобы складывалась достаточная среда для работы с такими активами, — приводит столичный пример Игорь Намаконов.
Но пока этот пример единственный. По словам Намаконова, крупные банки работают над механизмом выдачи таких кредитов, но им нужны гарантии. При этом государство тоже серьезно настроено на поддержку. В сентябре 2021-го вышла Концепция развития творческих индустрий, которую подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Согласно ей до 2030 года должны появиться новые классификаторы экономической деятельности, специальные налоговые режимы, льготы и возможности государственно-частного партнерства в сфере креативного бизнеса. Интеллектуальная собственность будет иметь не только научную или культурную ценность, но и коммерческую.
В Забайкалье в феврале региональный парламент принял сразу в двух чтениях закон № 2464-ЗЗК «Об отдельных полномочиях органов государственной власти Забайкальского края в сфере креативных индустрий». Он регулирует полномочия властей края в составлении реестра предпринимателей, занятых в креативных индустриях, меры их финансовой и иной поддержки и прочее. «Рулить» почти всем, в том числе грантами, кредитами, займами, будет подведомственный Минэкономразвития края центр «Мой бизнес».

Центр уполномочен финансово поддерживать предпринимателей
— Сегодня в креативных индустриях есть спрос и предложение. Никаких государственных структур не надо — всё продается и покупается. Зайдя на сайт Российского центра оборота прав (РЦИС), вы поймете, как много уже существует сервисов, позволяющих вам работать со своими нематериальными активами, начиная от депонирования (единоразовая загрузка произведения с невозможностью внесения изменений в него. — Прим. ред.) на таких сайтах, как Inris, где вы можете за 990 рублей любую вашу интеллектуальную собственность зарегистрировать. Есть сервисы «Кофе», «Планета.Ру», где вы можете соинвестировать в продукт, выделить автору средства на развитие и получать процент с использования его прав на что-либо, например на ту же музыку, — рассказывает Намаконов.
Кино, мультфильмы, сценарии, музыка, архитектурный проект, любое мобильное приложение являются продуктом креативной индустрии, который можно продать, говорит спикер.

Чтобы понять масштабы пространства, на котором можно развернуться, нужно понять, что относится к креативным индустриям. На основе классификаций зарубежных стран Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) выделил 16 креативных индустрий, которые сейчас развиваются в России. К ним относятся:
арт-индустрия;
народные промыслы;
музыка, исполнительское искусство;
кино и анимация;
фотография;
издательская деятельность;
телерадиовещание;
IT и видеоигры;
реклама;
дизайн;
архитектура;
мода;
ювелирное дело;
библиотека, архивы, музеи;
культурное наследие;
образование в креативных индустриях.
В этих творческих областях работают фотографы, рекламщики, ювелиры, издатели, полиграфисты, кинематографисты, разработчики ПО и видеоигр, музыканты, архитекторы, библиотекари, журналисты, дизайнеры, люди искусства и все те, кто создает продукты на стыке творчества, науки и технологий.
И для того, чтобы таких специалистов и проектов в регионах становилось больше, как раз и появляются школы креативных индустрий.
— Посмотрим на Красноярск, в котором развивается прекрасная индустрия гастрономии. Где-то шесть лет назад там по франшизе французского института Поля Бокюза открылся ресторан. И сейчас Красноярск является владельцем уникального знания, рецептур, благодаря чему там развивается туризм, расширяются исследовательские туры по краю. Суть в том, что студенты этого института отправляются в глухие деревни, ищут старые и уникальные рецепты, перерабатывают их для современных ресторанов. Это становится важным экономическим активом и рабочим механизмом, на который вам нужно обращать внимание, — рассказывает Намаконов.
С 2020 года Федерация креативных индустрий, которую возглавляет Намаконов, провела исследование, в котором составила топ-100 лидеров сферы креатива. В исследование попали Московская, Калининградская и Нижегородская области, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и «Тихоокеанская Россия», то есть города приморских регионов. Выбраны они были потому, что именно там растет популярность креативного бизнеса, где предприниматели владеют уникальной интеллектуальной собственностью. И вспышки такой активности в регионах России, по словам Намаконова, хаотичны, нет какой-то последовательности развития. Согласно сайту 100 креативных лидеров России, в список попали выдающиеся личности и коллективы, которые сегодня формируют креативный сектор российской экономики.
— Это, конечно, потрясающая история, потому что она дает возможность увидеть, как по-разному устроены регионы с точки зрения проблем креативных индустрий, какие там есть авторы, чем они занимаются. И мы ожидаем их увеличения в 2 раза, то есть это около 6 миллионов человек. И здесь нужно разными учреждениями заниматься. В Петербурге, например, этим занимается Дом народного творчества, он создает блокчейн (электронный реестр продуктов и прав на них. — Прим. ред.) для того, чтобы поддерживать авторов, — говорит Намаконов. — Очень много специалистов работает над дизайном городов. И эти проекты являются следующим шагом для материальной активности, которые должны приносить плату тем, кто этим занимается.
В этом контексте сразу вспомнился дизайн-код Читы, который создал один человек, переработал другой, а продал за 25 миллионов администрации Читы — третий. Вот он, может и не самый честный, но всё же бизнес креативных индустрий в единичном экземпляре. Но научиться заниматься этим законно и профессионально можно и нужно.
Кроме того, Намаконов подчеркнул, что в развитых странах ВВП от креативных индустрий может достигать 9%, тогда как в России доля не более 3–5%. То есть совокупная стоимость произведенных в стране креативных товаров и услуг может быть львиной долей от общего объема. И для его увеличения создаются специальные направления в образовании, основное отличие которого в том, что делается сильный акцент на коммерциализацию творчества и предпринимательство.
Кластер креативных индустрий, например, хотят создать в Чите на базе будущего межвузовского кампуса «Континент». «Гуманитарные технологии и креативную индустрию» хотят сделать отдельным направлением подготовки студентов и даже школьников.

Студии творчества размесят в кампусе
Помочь готов Даши Намдаков — забайкальский скульптор, художник-график, ювелир и дизайнер, а также Жигжит Баясхаланов — забайкальский оружейник, скульптор, художник и ювелир. Баясхаланов хочет открыть в кампусе свою академию креативных индустрий, где студенты будут учиться дизайну и урбанистике малых городов, разрабатывать прототипы визуально-графических цветовых решений для музеев, театров, выставок и так далее.
— Отдельная большая сейчас программа по воспитанию воображения. Знаете почему? Потому что у научной среды дефицит будущего. Они не понимают, куда мы все идем. Оказалось, что всё то, что открывали и создавали ученые, основывалось на фантастических романах. Если вы посмотрите книжки, вы увидите, что сегодня ездит по улицам, летает в небе, работает через интернет именно то, что было описано фантастами. На сайте «Росатома» сейчас даже проходит литературный конкурс по написанию фантастических романов. Цель конкурса — пробудить воображение, дать видение будущего научному сообществу. Это говорит о том, что нам нужно создавать амбициозные идеи, совершенно неожиданные ходы, — подытожил выступление Игорь Намаконов.
По словам Намаконова, креативные индустрии способствуют переходу от сырьевой экономики к инновационной, а также помогают развивать малый и средний бизнес, увеличивают туристическую привлекательность. Точечно в пределах Забайкалья это подтверждает популярность арт-парка «Тужи», масштабы Забайкальского кинофестиваля, победы режиссера Баяра Барадиева, всемирное признание Даши Намдакова и Жигжита Баясхаланова. Всё это творчество вполне возможно вывести в плоскость бизнеса регионального значения. А можно создать его с нуля с участием талантливых школьников и студентов, инициативных предпринимателей. Но какие федеральные финансовые рычаги, дотации, гранты, которые откроются Забайкалью в будущем, претворят идеи в жизнь и улучшат экономику региона, покажет только время.