Андрей Томских — бывший министр образования края, который покинул свой пост в 2020 году из-за открытых конфликтов с губернатором Александром Осиповым. Томских работал и при Наталье Ждановой, и даже при Константине Ильковском — предыдущих губернаторах региона. Экс-министр остался работать в сфере образования — сейчас он в ЗабГУ и продолжает комментировать разные ситуации, которые в этой сфере складываются. Недавно он был в проекте «Чита.Ру» «Редколлегия», где рассказывал о том, почему из региона уезжают учителя. В этот раз Томских высказался после публичного отчета Минобра края за первое полугодие 2022 года.
На отчете глава ведомства Татьяна Клименко рассказала о неэффективных тратах в сфере образования на общую сумму 2,3 миллиарда рублей. Среди этих трат — оплата административно-управленческого и прочего персонала и другие расходы, которые возникают из-за большого числа малокомплектных школ (их сливают с крупными школами в районах), размещения учреждений в нескольких зданиях и неиспользуемых площадей в связи с сокращением численности школьников.
Тезис первый. Деньги на повышение зарплат нужны до оптимизации, а не в результате нее
Андрей Томских считает, что оптимизация не поможет решить проблему с зарплатами учителей — они по-прежнему низкие не только на уровне края, но и в сравнении с другими регионами.
— Тема оптимизации расходов во всех областях социальной сферы возникла в 2014 году. Эта история связана с указами президента от 2012 года — майскими указами. Одним из инструментов повышения зарплат учителям, медикам и прочим бюджетникам была как раз оптимизация расходов. Михаил Лазуткин тогда занимался этим в медицинских учреждениях, так же было в школах, так же — в культуре. У нас есть подписанное соглашение еще во времена Ильковского. Есть план оптимизации ежегодный, он периодически рассматривается, приезжает комиссия Минфина РФ — смотрит резервы (которые, как они считают, у нас есть). И поэтому те цифры, которые они называют, мне знакомы.
Я 7 лет работал в министерстве и застал все эти периоды. Они говорят о том, что образование Забайкальского края потребляет лишние ресурсы. Наш Минфин считал, что это 3–3,5 миллиарда в год — это те ресурсы, которые можно было бы перенаправить в другие сферы. Например, в медицину. Но здесь проблема вот в чём, и Клименко (действующий министр) об этом говорила — у нас большое количество малокомплектных школ, их около 300. Есть нормативы наполняемости классов, еще чуть ли не с советского периода: в городском классе — 25 человек, в сельском — 20 человек. И когда из Москвы приезжают, они начинают нас сравнивать с кем-то: вот у вас наполняемость классов где-то 11 человек в среднем по региону, а в сельской — семь человек. При этом у нас достаточно школ, где наполняемость в классе еще меньше — два, три человека сидит. И с этим ты ничего не можешь сделать.
Тезис второй. Если сокращать количество малокомплектных школ, то деньги всё равно придется тратить — на подвоз и сопутствующие оптимизации расходы
— Есть инструмент подвоза — на школьных автобусах детей развозят по крупным школам. Таких маршрутов сейчас 324, около 8 тысяч детей ежедневно отправляются в такие поездки. Но это тоже затратно. Но хорошо — мы не тратим на коммуналку и прочие расходы. И начиная с 2014 года таких волн оптимизаций было несколько — и школы оптимизировали, делая их подразделениями более крупных школ, и автобусы запускали, и сокращали количество заместителей и самих директоров в этих школах.
Но где-то с 2018 года я постоянно находился под давлением и губернатора Забайкальского края Александра Осипова, и Минфина края — они требовали дальше оптимизировать.
«Невозможно оптимизировать 3 или 2 миллиарда без хирургических вмешательств»
Придется закрывать школы или детские сады — ты не можешь в трехэтажной школе топить два этажа, а один не топить. Если оптимизировать за счет кочегаров и прочих работников, то нужно опять же вложиться: поставить какие-то котлы и так далее. А мы хотим просто всё оптимизировать сначала.
В аналогичной ситуации с медиками наш полпред Юрий Трутнев в прошлом году дал задание разработать другую схему решения проблемы нехватки врачей в ДФО, потому что нынешняя схема с оптимизацией сработала негативно — сегодня мы видим, что медиков массово не хватает. Я думаю, что предложение полпреда должно лечь и в решение проблем в сфере образования Забайкальского края.
Тезис третий. Подход к решению проблемы с зарплатами не меняется, и в этом тоже проблема
— Мне не очень нравится история «вы сначала оптимизируйте, а мы вам потом дадим денег на повышение зарплат». Дело не в целевых показателях, которые в регионе крайне низки. Дело в том, что мы проигрываем другим регионам по зарплате, и наши учителя убегают. Такая связка неприлично выглядит. Эти 2 миллиарда рублей — они их не найдут вдруг. Это всё рассказы нашего Минфина, который поддерживает губернатор. Я эти рассказы слышал много лет — ничего нового в них нет. Единственное, что может исправить ситуацию с зарплатами — это если Минфин России решит выделить дополнительные деньги. А такими методами, которые озвучила Татьяна Клименко, их не оптимизировать.
Почему повышение зарплат учителей — это критично важный вопрос?
Здесь разобраны причины, которые привели к застою сферы образования в Забайкалье. Если кратко, то из-за низких зарплат в школы не идут молодые учителя, а действующие сотрудники увольняются и либо меняют город проживания, либо сферу работы. Качество образования тоже страдает. Педагоги не мотивированы достигать каких-то успехов в обучении — в регионе даже нет финансовых ресурсов, которые бы позволяли премировать их за подготовку стобалльников ЕГЭ или победителей олимпиад. Учителя завалены документацией и лишней работой и получают в нагрузку различные внеклассные занятия — сейчас стали актуальными патриотические.
Дифференциация зарплат (разделение по квалификационным уровням и повышение размера ставки) — вот выход, который видят сейчас в Минпросвещения. Пока это пилотный проект, но вскоре его планируют запустить во всех регионах. Так должна решиться проблема низких зарплат, которая состояла не в стимулирующей части, а в основной. Именно базовые оклады должны быть высокими и обеспечивать учителям хороший уровень достатка безотносительно премий.
«Чита.Ру» в июле 2022 года проводило опрос учителей — большинство из них берут дополнительную нагрузку, классное руководство и индивидуальное обучение, 99% недовольны своей зарплатой.
Минобразования края не опирается на мнение на местах — это видно по отчетам. Краевое ведомство гнет линию федеральных властей и держит курс на оптимизацию, молится на обещанную дифференциацию и не пытается исходить из реальной ситуации в регионе. А она с кризисного 2015 года изменилась только в том, что учителям перестали задерживать зарплату из-за недостатка финансирования.
В июле администрация Читы опубликовала объявление о приеме на работу руководителей школ и детских садов, заявленная зарплата — от 30 тысяч рублей.
Министерство выполняет плановые показатели и старается найти способы остановить отток кадров. Но реальная картинка не бьется с позитивным планированием в ведомстве. Плюс планирование это рассчитано на годы вперед, но никто не может уверенно сказать, сколько нужно ждать забайкальским учителям, чтобы их зарплата стала достойной.