«После выполнения работ 1-го этапа строительства объект капитального строительства может эксплуатироваться автономно, в условиях режима, не предполагающего массового пребывания людей и осуществления образовательного процесса», — этот ответ Минстроя Забайкалья должен объяснять, как можно использовать построенную часть школы в селе Смоленка. Мы тоже ничего не поняли и стали разбираться.
Долгожданная школа в забайкальском селе Смоленка, которая даст детям 250 мест, за три года вытерпела многое: сначала компания «Кинг-95» залила фундамент некачественным бетоном, из-за чего всё пришлось сносить. Сроки стройки были сорваны, и директора фирмы-подрядчика оштрафовали на 8 миллионов рублей. В это же время стало известно, что школа какие-то образом получила акт ввода (разрешительные документы, подтверждающие, что всё построено в соответствии задуманному проекту и готово к открытию). Как это стало возможно? И если часть школы по документам может быть введена в эксплуатацию, почему мы до сих пор никак ее не эксплуатируем? Ответы на многие вопросы кроются в федеральном законе, который могли нарушить забайкальские власти, когда согласовывали поэтапный ввод. К нему мы вернемся ниже. А еще ниже узнаем, зачем это могло быть нужно.
Школу в Смоленке строит компания из Якутска «Кинг-95». По данным «Контур.Фокуса», учредитель компании — предприниматель Сос Варжапетян. Он владеет еще пятью микропредприятиями, крестьянско-фермерским хозяйством и двумя ИП в Якутии. В двух компаниях Варжапетян является совладельцем — ему принадлежат 90 и 20% долей в каждой из них. «Кинг-95», по данным портала госзакупок, не выполняет других работ в Забайкалье. В Якутии с ним заключены контракты на реконструкцию аэропорта и строительство лечебного корпуса в Вилюйске, реконструкцию объектов образования в Якутии.
Оказалось, что подрядчик вместе с заказчиком — Службой единого заказчика (подведомственное учреждение Минстроя Забайкалья) — разделили строительство и соответственно приемку на два этапа. Разделение это изначально не предполагалось и произошло по такому принципу: то, что подрядчик успел сделать, то и засунули в первый этап, и сразу же его приняли. А то, что осталось сделать, отнесли ко второму этапу и согласовали с Госинспекцией Забайкалья. Акт ввода, который получила школа, относится только к первому этапу. Чтобы такое разделение строительства и приемки на этапы было возможно, это должно было изначально быть прописано в аукционной документации. Однако в аукционной документации на сайте госзакупок нет никакой информации о двухэтапном строительстве.
Администрация Читинского района запросу «Чита.Ру» предоставила пакет новых измененных документов на школу. Согласно им, строительство объекта разбили на два этапа: первый этап предполагает установку фундамента, железобетонного каркаса здания, кровли, стен, дверей, окон и системы отопления. Во втором этапе указаны работы по установке теплосетей, электроснабжения, освещения, канализации, системы газоснабжения и газовой котельной.
Самый важный момент здесь: поэтапное строительство подразумевает автономное использование того, что построили. Это обязательное условие, которое прописано в Федеральном законе от 13 июля 2015 года № 218 «О государственной регистрации недвижимости». Это значит, что если я, например, строю соседу дом с гаражом и в первый этап сдала гараж, то он им полноценно можно пользоваться с момента сдачи, а я пока могу достраивать дом.
В разрешении на строительство от 30 декабря 2022 года указано, что первый этап строительства не предполагает массового пребывания людей и осуществления образовательного процесса. На вопрос, в качестве чего может использоваться школа после сдачи первого этапа (например, склада или раздевалки для рабочих), в Минстрое не дали четкого ответа:
— Разделение строительных работ на два этапа было произведено в соответствии с внесенными изменениями в проектно-сметную документацию, в части разделения на этапы. После выполнения работ первого этапа строительства объект капитального строительства может эксплуатироваться автономно, в условиях режима, не предполагающего массового пребывания людей и осуществления образовательного процесса, а также обеспечения доступа маломобильных групп населения на объект.
Минстрой Забайкалья как бы говорит: использовать можно, но вот учиться там нельзя. То есть использовать школу по назначению нельзя, да и непонятно, как вообще ее использовать. Все те же вопросы я задала Госинспекции, но позиция надзорного органа разошлась с позицией Минстроя.
— По вопросу в части автономности первого этапа строительства указанного объекта сообщаем, что, согласно проектной документации, после выполнения указанного этапа строительства не предполагается массовое пребывание людей и осуществление образовательного процесса, а также доступ на объект маломобильных групп населения. Эксплуатация объекта разрешается только после завершения работ второго этапа строительства, — говорится в ответе Госинспекции от 15 марта.
Следить за соблюдением законов также должна прокуратура. Несмотря на то что разделение стройки на этапы произошло 3 месяца назад, а также на многочисленные публикации в СМИ, в прокуратуре Забайкалья к концу марта мне так и не смогли ответить, проводилась или проводится ли проверка законности этого действия. В итоге потребовали письменный запрос, который я направлю.
Зачем разделение на этапы могло быть нужно застройщику «Кинг-95» и заказчику — Службе единого заказчика? Похоже, для того чтобы обе стороны могли доложить, что, мол, не совсем просрочили, а только второй этап, чтобы строитель, заливший плохой бетон и заваливший сроки, мог отчитаться перед Минстроем Забайкалья, а Минстрой — перед федерацией за использование бюджетных средств. Всего на школу потратили 479,4 миллиона рублей, из которых 293,6 миллиона выделили из федерального бюджета.