Детские сады в селе Акша и городе Борзе Забайкальского края должны были построить к концу 2023 года, однако к осени на объектах не было даже котлованов. В феврале 2024 года эти недострои, связанные с Восточно-Арктической нефтегазовой корпорацией Станислава Неверова, стали предметом уголовного дела. Однако новый владелец компании ООО «Поколение», с которой заключена концессия на строительство, Александр Деревянко говорит, что весь прошлый год сады строились, просто на участках были проблемы с сетями электроснабжения, водоснабжения, с грунтом и другим. Он рассказал «Чита.Ру», что на объектах происходило в течение 2023 года и построят ли вообще эти детсады.
Неверов и потерянные концессии
Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация (ВАНК) Станислава Неверова заключила с правительством Забайкалья несколько концессий на строительство школ и детсадов в Чите и районах края. Кроме того, с компанией «Аврорагаз», учредителем которой является ВАНК, заключена концессия о газификации Читы, которую недавно выкупил владелец спортивного клуба «Анжи», бизнесмен из Махачкалы Осман Кадиев. Сама компания еще находится под управлением Неверова.
Обособленное подразделение ВАНК в Забайкалье, в задачи которого входит строительство школ и детских садов, возглавляет бывший заместитель председателя правительства Забайкальского края Сергей Гордеев. Часть школ у ВАНК забрали еще осенью, теперь ими занимаются подрядчики Корпорации развития Забайкалья.
Компания ООО «Поколение» должна построить детсады в Акше и Борзе. Изначально объекты должны были возвести к концу 2023 года, но не вышло. По данным прокуратуры, у компании даже не было разрешения на строительство. За год на объектах не появились даже котлованы. Это стало причиной прокурорской проверки, а затем и возбуждения уголовного дела о мошенничестве. В начале февраля сотрудники правоохранительных органов забрали из Минстроя Забайкальского края документы, связанные с детсадами. По данным следствия, порядка 47 миллионов рублей были выведены с казначейских счетов и израсходованы на иные цели — на займы, несуществующие зарплаты и прочие личные нужды. При этом компания уже получила порядка 333 миллионов рублей на реализацию объектов, сейчас эти деньги заморожены. Прокуратура просила расторгнуть соглашение с компанией, этому совету изначально Минстрой Забайкалья и хотел последовать, но затем «Поколение» выкупил Александр Деревянко.
Деревянко занимался строительством этих детсадов с самого начала — он директор компании «Стройкон», работавшей на объектах в роли субподрядчика. В августе 2023 года, когда губернатор Александр Осипов приехал проверить строительство детсада в Борзе, он был единственным, кто отчитывался об объекте. Представители ООО «Поколение» и Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации не пришли.
С предыдущим подрядчиком сейчас договор расторгли, компания «Стройкон» стала основным генподрядчиком по обоим объектам.
Что происходит в Акше
— На протяжении большого периода времени была информация, что в Акше и Борзе ничего не делается. На самом деле это не так. Я в этот проект зашел с компанией «Стройкон», мы были субподрядчиками на данных объектах. В мае 2023 года мы выявили ряд огромнейших проблем, которые необходимо было решить. По Акше земельный участок не соответствовал требованиям, он попадал в зону красных линий, — говорит Александр Деревянко.
Зона красных линий означает то, что на участке была линия высоковольтной электропередачи и зона, находящаяся под защитой Санэпиднадзора, — там стоит водонапорная башня. Строить нельзя. Было решено объединить участок, который находится рядом. Там стоял старый садик, признанный аварийным, — всего четыре здания, два каменных и два деревянных. Деревянко говорит, что за счет своей компании и без участия концессионера снес их, а строительный мусор утилизировал, всего потребовалось 19,5 миллиона рублей.
К тому же действительно было бы странно, если бы в будущем детям и родителям пришлось, выходя из нового детсада, смотреть на разваливающийся старый.
Сносить старый детский сад пришлось именно потому, что невозможно объединить участок земли с другим, если на нем уже что-то есть. Впрочем, история этого детсада не будет забыта: новый владелец «Поколения» перед сносом увидел там клумбу, сфотографировал ее и поручил своим людям воссоздать ее после строительства нового.
— Садик назывался «Солнышко». Когда здание сносили, там осталась видна клумба, я ее сфотографировал и архитектору поставил задачу, чтобы данную клумбу поставить, чтобы была преемственность. Без прошлого у настоящего не будет будущего, — отмечает подрядчик.
Удалось объединить два участка лишь в сентябре, причина тому — бюрократия. С мертвой точки процесс толкнуло распоряжение губернатора Забайкалья Александра Осипова. Дорожную карту по объединению участков, как рассказывает Деревянко, он нарисовал буквально за 15 минут в здании администрации Акшинского района. После с участка вынесли теплотрассу системы отопления и сети связи.
Основную часть здания спроектировали в мае, инженерные сети для него пришлось проектировать лишь в сентябре. Строительный сезон тем временем почти подошел к концу, начали завозить материалы, разрабатывать грунт для котлована и думать, откуда взять бетон.
— Дело под конец строительного сезона, ни одного РБУ (растворобетонный узел. — Прим. ред.) на месте нет, ближайшие точки производства находятся за 200–300 километров, соответственно, неприемлемо, потому что, пока бетон довезешь, он застынет. Пришли к следующему: изготавливать бетон на строительной площадке, для этого компания «Стройкон» купила мобильный бетонный завод, — рассказывает Деревянко.
Производить он может 6 кубометров бетона в час. Объем 800 кубометров можно было бы залить за 10 дней, но для этого нужно тепло, иначе, как только зальешь воду в смесь, она сразу замерзнет и превратится в лед. Повлияет ли это на качество? Конечно, и не самым лучшим образом.
К концу года на объект завезены материалы, котлован готов к заливке бетона, но строить что-либо уже нельзя, строительный сезон кончился. Продолжить удалось лишь недавно после прокурорских проверок. На территории будущего садика начали производить контрольную сборку металлоконструкции, которые станут основой для коробки здания.
Счета организации сейчас заморожены, компания строит за счет кредитов, которые берет в банках, хоть на сделку они часто идут неохотно. Решение прокуратуры о признании сделки ничтожной до сих пор в силе, хоть у компании и сменился владелец.
Что происходит в Борзе
Ситуация в Борзе почти точно такая же, как и в Акше, не считая того, что сети на участке принадлежат военным, а значит, договориться о том, чтобы их куда-то перенести, сложнее. Сам детсад будет находиться в военном городке Борзя-3. Предназначен он для детей военнослужащих
— Борзя — то же самое. В мае ознакомился с земельным участком. Вроде бы всё замечательно, нет никаких обременительных вещей. Заключили договор на изыскательские работы, и по их итогам стало известно, что через весь выделенный участок проложены сети тепловодоснабжения, канализации и электричества Министерства обороны РФ. Вчера нашли еще электрокабель, который питает действующий детсад. Мои ребята наткнулись на него и чуть не оборвали, — рассказывает Деревянко.
«Стройкон» отправил бумаги о том, что под землей находятся военные сети в ВАНК, а они довольно долго запрашивали технические условия в Министерстве обороны, касающиеся выноса сетей. Решить проблему не удалось, и, как говорит новый владелец «Поколения», ему пришлось идти «по кабинетам, в двери стучаться», в том числе и в Москве.
После октября ни работать над котлованом, ни возводить металлические конструкции не имеет смысла — опять же из-за холода. Начали выносить сети и канализацию с площадки строящегося детского сада, делали это в январе и продолжают сейчас.
— Был заключен один договор по выносу сетей, была составлена смета, и только 9 декабря было подписано дополнительное соглашение об увеличении стоимости. В тот период времени я уже за счет собственных средств купил предызолированные трубы. Там участок 450 метров новой теплотрассы, две линии электроснабжения, был куплен и завезен электрокабель, смонтирован, — говорит Деревянко.
Он отмечает, что сейчас компания занимается переносом детской площадки, которая оказалась на пути новых коммуникаций. Не все жильцы были согласны с этим, но удалось подключить военных — командир части провел беседу с населением, после чего протокольно зафиксировали решение о переносе.
За это время на объект завезли строительные материалы. Их хватает, по словам Деревянко, чтобы быстро возвести коробку и поставить окна от забайкальского производителя. Перевезти окна, кстати, будет отдельной проблемой. Расстояния немаленькие, и окна тоже — они в детском саду будут витражными.
Металлоконструкции на объекте пока еще не монтируются. Рабочие готовятся к заливке монолитной плиты.
— Площадку сейчас переносим, сети вынесли, осталось дело за малым. Котлован отсыпан, цемент и сухие смеси на объект у нас завезены, металлоконструкции завезены. Решаем вопрос с дополнительным привлечением собственных средств на завершение строительства, — делится Деревянко.
Какими будут детсады
Детские сады в Акше и Борзе будут выглядеть достаточно футуристично. Всё будет на металлических конструкциях, обвито панелями, а многие участки детсада будут с витражными окнами, например на лестницах. В каждом садике по два этажа. Единственное — отказались от подвальных помещений. Как заявляет владелец компании «Поколение», их сделать не позволит грунт. Учиться там будут по восемь групп, в каждом учреждении 190 мест.
При всём этом детский сад действительно планируют построить за год. Пока так в Забайкалье не получается. Единственный готовый объект, который хотели возвести за год, — это школа в Каштаке, но через год она готова не была: стояла коробка без внутренней отделки. И вместо 31 декабря 2022 года ее сдали в эксплуатацию только 1 сентября 2023-го, спустя полтора года после начала строительства и без обещанного стадиона. Концессионером тогда тоже был Станислав Неверов.
В этот раз, как сообщает Деревянко, детсад будет сдан вовремя, в том числе с внутренней отделкой.
— У нас мокрые процессы (имеется в виду шпаклевка и внутренняя отделка, как это было в школе в Каштаке. — Прим. ред.) все исключены, мы будем применять панели уже с отделкой, они имеют все сертификаты для использования в детских учреждениях. Монтаж этих конструкций быстр, инженерные сети пойдут в лотках и будут прокладываться параллельно. Мы на этапе проектирования ставили вопрос, чтобы построить быстро, качественно и с минимальными потерями времени, — рассказывает Деревянко.
Концессионные соглашения по строительству этих детских садов продлили на год из-за задержек. Планировалось, что первый год концессионер потратит на строительство здания, а еще два года будет его обслуживать, после этого власти должны были выкупить объекты. Суть соглашения осталась той же, единственным изменением стало то, что в документах прописали два года строительства.