Программа капитального ремонта школ действует в России уже третий год. За это время в Забайкалье отремонтировали более 70 зданий. Как проходит программа и какие препятствия есть — редактор «Чита.Ру» Андрей Козлов побеседовал с сенатором Сергеем Михайловым.
Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 7 июня.
— Что удалось сделать за предыдущие два года по программе капитального ремонта школ, которую курировали вы, Баир Баясхаланович [Жамсуев] и депутаты Госдумы от «Единой России»?
— На самом деле, очень существенно. Когда мы в первый год вошли в эту программу, нам удалось отремонтировать 21 здание в 19 школах. А в прошлом году мы даже некий рекорд установили: должны были отремонтировать 49 зданий, но отремонтировали 51. На сэкономленные деньги удалось две небольшие еще школы отремонтировать в Красном Чикое и в Акшинском районе.
— А запрос какой по ремонту?
— Очень большой. Задача такая — 450 зданий в 380 школах. И сейчас Забайкальский край — Министерство образования уже заявку сформировало на 230 школ. У нас уже есть проектно-сметная документация, экспертиза. И уже в Минпросвещения готова отправиться эта заявка, как только будет объявлен конкурс на 2025 год.
— В этом году, насколько я знаю, параметры финансирования довольно сильно изменены.
— Они изменены на 2025 год. Я сейчас подробно расскажу, что происходит. На 2024 год в эту программу, увидев, что она эффективна, рванули все регионы страны. Если первые два года участвовали порядка 50 регионов, то сейчас 85, и, естественно, возникла нормальная, здоровая конкуренция между регионами. И было принято решение на 2024 год всем сделать одинаково — примерно шесть-восемь школ, и нам досталось шесть школ.
В связи с этим мы продумали, что в этих шести школах должны точно быть не мелкие ремонты на 10−20 миллионов, а более существенные. Поэтому у нас в этом году ремонтируются три здания в двух школах в районных центрах, это Приаргунск и Чернышевск. Примерно по 70−80 миллионов каждое здание. Кроме того, Харагун и две школы в Чите. Но это, действительно, большие ремонты, порядка 180−200 миллионов рублей каждая. Но нам федеральный бюджет дает ограниченную сумму. Не больше 125 миллионов на школу мы можем получить, не только в Чите, но и в наших районах. Всё просто объясняется, это полномочия региона и муниципалитетов: капитальный ремонт, содержание школ. Федерация помогает. Мы пытались еще, конечно, школы получить, но всем [регионам должно быть] равное [количество].
— Давайте вернемся к читинским школам. Это какие школы?
— Это шестая школа на КСК и сороковая на Подгорбунского.
— Я знаю, что там уже начались ремонты.
— Безусловно.
— Мне уже несколько людей сказали, что на КСК всё до кирпича сняли вообще.
— Ремонты действительно существенные. Мы не должны проводить текущие ремонты, если ситуация в школе доросла до капитального. Зачем замазывать, лучше взяться и сделать всё полностью. И что самое главное, следом даются деньги на оснащение этих школ. Вернее, не следом, а сразу же параллельно даются. Естественно, администрация школы и руководство муниципалитета имеют возможность сразу посмотреть, какую мебель [приобрести], какое оборудование и так далее.
В прошлом году в Кыринском районе, в небольшом селе Михайло-Павловский, это вообще за шлагбаумом, на границе с Монголией, я посмотрел, там интерактивные панели каждый класс получил. Я еще засмеялся, говорю: «Оснащения больше, чем детей».
С одной стороны, печально, что школьников в селах становится мало. Но, с другой стороны, мы видим, что, несмотря на то что мало детей, школа оснащается так, как положено. Да, теперь аппетит руководства каждой школы возрастает, и они хотят уже лучшее брать, и это хорошо. И запросы у них есть, и так далее, и даже, может быть, некоторой суммы не хватает для того, чтобы удовлетворить запросы педагогического коллектива. Но в этом случае я говорю: «Ребята, муниципалитеты, регион может помочь, поговорите с муниципалитетом».
Потому что, опять же, повторяюсь, полномочия наши, региональные и муниципальные, помогают, давайте мы свои силы соразмерять и так далее. Но силы соразмерять тяжело, как вы поняли, что нам нужно еще 380 зданий отремонтировать, поэтому мы на это настроены, и губернатор об этом говорит, Александр Михайлович [Осипов], что нам нужно последовательно до 2030 года сделать.
Это вообще план стратегического развития страны до 2030 года, в том числе в системе образования. И по этому отдельно взятому направлению — капитальный ремонт — дается в два раза больше средств. Но, правда, добавляется туда еще два направления, очень важных для нас, — это капитальный ремонт детских садов и капитальный ремонт общежитий и учебных корпусов среднего профессионального образования.
Но обращаю внимание, что среднее профессиональное образование мы должны, конечно, координировать с программой профессионалитета (федеральный проект, инициированный правительством Российской Федерации для обеспечения качественной интенсивной подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям под запросы конкретных работодателей и при их активном участии. — Прим. ред.). В этой программе должно быть участие бизнеса.
Об этом давно и долго говорили, спорили, дискутировали, но к этому пришли, что давайте мы сначала вот так сделаем. Конечно, наверняка у нас будут какие-то учебные заведения среднего профессионального образования, пока без участия бизнеса, они есть у нас в регионе, но у нас есть возможность и время распланировать сначала те, которые обеспечены, Краснокаменск например, да и здесь у нас педколледж читинский, политехнический колледж, горный, они имеют связи с компаниями, которые могут помогать хотя бы лабораторным оборудованием или какой-то техникой, необходимой учебному заведению для обучения студентов, а другие могут пока подождать и в поисках находиться, я бы не сказал инвесторов, в поисках партнеров, что ли, это общее дело. Вот по такому сценарию мы должны работать.
— Небольшой уточняющий вопрос по школам. Сенаторы и депутаты сохраняют контроль за ходом этих ремонтов?
— Безусловно.
— Это просто очень важная история, потому что я прям наблюдал за этой ситуацией, как и вы работали, и Баир Баясхаланович, и Андрей Викторович Гурулёв, и я видел часто, когда вы приезжали, не обязательно вы, а вы и ваши коллеги, и обнаруживали на месте совсем не то, что они хотели бы там увидеть, и поднимали этот вопрос, и тыкали подрядчиков, и без вашего контроля, по-моему, это не будет ехать так, как хотелось бы.
— Хороший вопрос, на самом деле, и он такой болезненный достаточно, очень серьезный. Хочу сказать, что это программа инициирована партией «Единая Россия». И поэтому партийный контроль со стороны руководства партии и вообще членов партии, без разницы, рядовых, простых, каждый может посмотреть и высказать свое мнение. Это первое.
Президент поддержал эту инициативу и сказал: да, действительно, раз проблема накопилась такая и регионы не могут справиться без помощи федерального бюджета, давайте-ка, ребята, все возьмемся за нее и наведем здесь порядок. Хорошее совершенно решение. А как? Ведь мы видим — каждый может кто в лес, кто по дрова. Поэтому партией сделан проект «Школа мечты» (Всероссийский конкурс дизайн-проектов перезагрузки школьных пространств. — Прим. ред.). Мы же не для себя делаем, мы делаем для детей и для будущих школьников, которые сейчас в садик ходят. Мир меняется, и школа, которая когда-то нас устраивала, я условно скажу, — стены побелены, полы покрашены, да, вроде бы всё хорошо, тепло, уютно достаточно, но не так эффективно.
Это должно быть привлекательно, чтобы мы зашли и сказали: «Слушайте, я еще раз хочу в этой школе учиться». Я в Нерчинске в свою родную школу зашел после капитального ремонта, посмотрел и сказал: «Как же здорово здесь, как здесь уютно, и хочется сюда приходить». Поэтому мы говорим: в связи с этим давайте сделаем так — мы будем обсуждать внутренний и даже внешний дизайн школы. Да, школа есть, можно ее одеть красиво. Сейчас позволяют стройматериалы сделать, чтобы ее издалека было видно, чтобы она была цветная, красивая, симпатичная и так далее. Ну а внутри тем более. Каждая рекреация, каждый этаж обсуждается. Кто должен обсуждать — школьники, родители, педагогический коллектив да и любой житель села, поселка или города. И вот это как раз мы требовали. Объезжая, мы понимали, что мы где-то еще на пути к этому, но нам это нужно делать.
А плюс еще мы столкнулись с проблемой. Школ много в ремонт зашло, строительные компании не понимают, что они [должны делать]: «Вот ремонт надо сделать, мы и сделаем». А им говорят: «Подождите, [обсудим] цвет краски». Даже, может быть, цвет не предусмотрен в проектно-сметной документации. Тогда надо немножко пересмотреть, где-то договариваться, где-то садиться обсуждать это. Строители могут навстречу пойти коллективу школы и всему сообществу в этом селе. Не все строители к этому готовы.
Вот в Чернышевске я школу посмотрел, и мы пообсуждали, не весь коллектив собирали, но директор высказывала предложение коллектива школы, школьников и родителей к подрядчику. И подрядчик на 90% согласился с теми доводами, которые мы говорили. И, соответственно, по ходу даже ремонта у них возникают какие-то мысли. Ну какая-то рекреация должна быть в патриотической теме, какая-то о природе Забайкалья, биологии, что-то даже о космосе, «Движение первых», где ребята в зимнее время выстроились на линейку или проводят какое-то мероприятие, всё должно быть в соответствии с этим. Это хороший посыл. И это сейчас начинает работать.
Когда я беседовал о ситуации еще весной с Валентиной Ивановной Матвиенко (председатель Совета Федерации. — Прим. ред.) по этой программе, она меня напрямую спросила: «Справитесь? Вы столько много берете». Я говорю: «Мы, конечно, по итогам года справимся, но у нас будут 3−5 школ не к 1 сентября». Она говорит: «А почему?» Я говорю: «Дело в том, что территория Забайкальского края обширна, и некоторые школы у нас на границе, и туда 600 километров [ехать, чтобы] стройматериал доставить». Хотя мы об этом говорим заранее, на периоде заключения контракта уже, то есть в январе-феврале мы должны с подрядчиком проговорить. Как заключили, например, в конце февраля, в марте аванс должен быть на стройматериалы, чтобы заранее он пришел, к концу учебного года, и начать работать. Она согласилась с тем, что территория большая: «Самое главное — выполнить». Я сказал: «Мы выполним. Раз мы берем на себя обязательства, мы делаем». И она понимает, что территория огромная, непростая, зимы суровые и так далее.
Кстати, пограничная ситуация. Кто у нас строители? Слава богу, забайкальцы еще есть. Но много строителей китайцев, узбеков, иностранных граждан. Соответственно, миграционная служба, пограничная служба их проверяет. Плюс еще ФСБ, наверное. Соответственно, надо заранее это тоже проговаривать, чтобы подрядчик понимал, кого он туда может повезти, может ли он повезти туда иностранную рабочую силу или нет. Сейчас это начинает, так скажем, устаканиваться. Многие понимают, на что они идут, и это срабатывает. Затяжки происходят, чем мы недовольны. Надо сделать до 1 сентября, значит, до 1 сентября.
— Какая перспектива 2025 года?
— На 25-й год точно больше школ, чем в этом году, больше, чем шесть. Амбиции наши — на 230 заявку подали, но ждем 80.
— 80 школ?
— Да, хотим.
— Но вы когда говорите «мы», это кто? Сенаторы и депутаты? «Единая Россия»?
— Нет, это Забайкальский край, министерство. Мы понимаем, что если 230, то мы сразу зашьемся, если 80, мы можем справиться.
— То есть заявка будет на 80 школ?
— Нет, заявка будет на 230. Учитывая, что, может быть, будет конкурс объявлен сразу на 2025−2026 год, чтобы нам потом не догонять, не досылать документы, будет всё нормально.
— А ресурсов в регионе в части тех же строителей, строительных материалов хватит?
— Поэтому я и говорю, с 80 мы можем справиться. На мой взгляд, если бы мы получили 40−50 школ, как в прошлом году, это было бы хорошо. Я еще раз повторяю, конкуренция высокая. Да, мы понимаем, что часть регионов страны акцентирует внимание, как и мы, на 2025−2026−2027 годы, у них, наверное, проблемы эти не так ярко выражены, как у нас. И нам говорят: «2029−2030 год, вам там хоть сколько дадим». Мы говорим: «Нет, нам надо ровно, в плановом режиме, чтобы мы и не выпадали, и не зашивались». Поэтому, на мой взгляд, 50 было бы вообще здорово.
Над этим работаем все: и зампред правительства Виктория Викторовна Бессонова, и Марина Анатольевна Секержитская, министр образования. Действительно, все настроены на такой размах, но мы сейчас еще до конца не понимаем, как будет функционировать вопрос по капитальному ремонту детских садов. Забайкальский край подготовил заявку, всё нормально, анализ провели, как положено, посмотрели, у кого есть проектно-сметная документация, экспертиза и так далее. Но пока четко не понимаем, сколько будет. Понятно, что в первую очередь ставим там, где крупный ремонт нужен. Поэтому опять же говорю, что мы до 30-го года должны распланировать. Приоритеты — это количество детей, опять же, ветхое здание или неветхое.
— Наблюдаете за строительством новых школ (имеются в виду школы, которые выкупили у Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации Станислава Неверова в декабре 2023 года, их возводят местные строители. — Прим. ред.)?
— Наблюдаем. По линии «Единой России» задача такая стоит. Мы разъезжаем, закреплены за школами, смотрим. Я скажу, что правильное решение, что наших строителей завели туда, по крайней мере, тех людей, которые понимают, как строить в Забайкалье, понимают, что тяжелая задача и справиться в этом году будет архисложно.
— Мне кажется, они не справятся, и все школы будут сданы к 1 сентября 2025 года, я думаю.
— Чтоб вы понимали, нам же надо сдать до 1 января школы, а потом процесс лицензирования. Дети-то всё равно пойдут 1 сентября 25-го года. Пока мы оснастим школы и так далее. Да, будем иметь в виду, что не все школы справятся. Но какие-то возможно сдать.
У нас же что? Часть материала, который хотели бы учителя, он импортный, его надо заказывать то ли через параллельный импорт, то ли как он пойдет, либо аналоги наши отечественные. Аналоги, слава богу, сейчас появились, на самом деле, хорошие стройматериалы, выпускаем в стране. Вот, кстати, все события, которые происходят в стране, точнее в мире, дали возможность нашему бизнесу развиваться. И мы видим, что он нисколько не уступает, даже лучше есть стройматериалы.
Но в стране все заводы сейчас загружены, такое количество строек, такое количество ремонтов, плюс частный сектор и так далее строится, плюс строят многоэтажные дома и прочее. То есть, конечно, мы должны это заранее продумывать, просчитывать, даже обсуждая дизайн, понимать, откуда поедут стройматериалы, это очень важно, учитывая еще и загруженность заводов, и загруженность железной дороги и перевозчиков, которые могут доставить. Это тоже мы понимаем. Можно было бы в спокойное время за пять дней доставить, а будут доставлять три недели, а это, опять же, учитывая наш короткий строительный сезон.