«Вот если собрать все три составляющие — молодой специалист узкодефицитной специальности в малом населенном пункте раньше получал 33, а сейчас на руки получилось 63», — такие слова министра образования Забайкалья Марины Секержитской процитировал первый вице-премьер краевого правительства Андрей Кефер. Двойное увеличение должно было произойти после последнего, июльского повышения. При этом, по словам зампреда, «социальное настроение наших бюджетников улучшилось». После интервью зампреда в редакцию «Чита.Ру» обратился учитель с 20-летним стажем, чтобы рассказать, какое на самом деле настроение в сфере и что произойдет в ближайшее время с образованием, если не принять меры. Далее мнение педагога от первого лица.
Корни проблемы кадрового дефицита — в дискредитации профессии учителя. Но если центральные регионы это решили, подняв зарплату, введя рейтинг, систему стимулирующих, то в Забайкальском крае ни стимулирующих в школах нет, ни рейтинговой системы: что учитель на тройки готовит сдающих ЕГЭ, что на пятерки, никаким образом это на зарплату не влияет.
Плюс у нас еще демографический отток большой: те учителя, которые хоть что-то из себя представляют, сначала уходят в частное платное образование, потом уезжают по возможности с семьей. Особенно если семья, например, учитель и врач, то, естественно, они перебираются в центральный регион.
Ну и третий момент — зарплаты. Они же у нас просто нищенские, чуть выше прожиточного минимума. Всё это сказки, что они пишут про среднюю зарплату. Конечно, когда учитель ведет 2–2,5 ставки плюс классное руководство, он получает, допустим, 50–60 тысяч. Так это конвейерное производство, тут о качестве говорить не приходится. Норма в 18 часов на ставку рассчитана в советское время неслучайно. Там во всём этом принимала участие Академия физиологии, всё делалось по СанПиНам.
Причем по опыту родителей и учеников год от года дефицит учителей всё больше и больше. Если раньше не хватало одного учителя математики, теперь не хватает двух. И это центральные школы города, те, которые входят в десятку лучших. Те школы, которые за пределами Центрального района, берут всех, вплоть до того, что они готовы взять на место учителя математики историка, или преподавателя обществознания, или даже географа с тем условием, что он пройдет переподготовку на «Инфоуроке» (онлайн-школа повышения квалификации и профессиональной переподготовки. — Прим. ред.). Переподготовка на «Инфоуроке» платная, длится полгода, после этого учитель номенклатурно может вести занятия. Хотя по кадровой справке, конечно, должны смотреть на базовое образование. Одно дело, я учитель истории, прошла переподготовку на обществознание, это понятно, сферы смежные, но когда я учитель географии и прошла переподготовку на учителя математики, не образование еще одно получила, а «переподготовку» прошла, то какой же я математик. Школы идут даже на это, потому что директорам, завучам нечем закрывать кадровый голод.
Говорить об этих проблемах не принято, их затыкают, убирают, «не надо озвучивать, всё замечательно». Потому что если проблемы есть и про них говорят, то их озвучивают в первую очередь не для того, чтобы в глаза потыкать, а для того, чтобы как-то совместно прийти к вариантам решения этих проблем. У нас почему-то администрация считает, что если проблемы озвучивают, то это исключительно претензии, и решать эту проблему никто не собирается. Поэтому молчат. Те, кто не согласен молчать, уходят с должностей, потому что это им надоедает. Учителя многие отказываются от работы в государственной школе, потому что бесконечные требования, бесконечные претензии ко всему. Им это не надо.
У администрации еще такая есть проблема. Выросло поколение родителей, которые знают только «мне должны» и не знают никаких норм воспитания. Поэтому такие родители по поводу и без катают жалобы в комитет образования, в Министерство образования. А администрация боится, что их из этого кресла вынут. Поэтому таким учителям, которые элементарно требуют, чтобы ребенок выполнял домашнее задание, говорят: «Ну что вы, не трогайте Васечку, у Васечки же такие важные родители, ну что вы такая вредная, принципиальная» — и постепенно съедают, убирают. Ну и люди, уважающие себя, уходят. А зачем им борьба с ветряными мельницами? Они на репетиторстве заработают неплохие деньги.
Конечно, мы говорим не о коммерциализации образования, а о кумовстве. Оно всегда было, но о том, что кумовство становится какой-то нормой в школе, нельзя не говорить. Попробуй-ка вякни, тебя быстро съедят с потрохами. Причем там же еще какая есть история. Если учитель посмел высказаться в одной из школ, его уволят — и приказ будет дан, клич будет брошен вообще больше ни в какую школу не брать. Но если профессионал, его, конечно, заберут в частную образовательную организацию, без проблем. При этом нагрузка в частном образовательном учреждении несопоставима с нагрузкой в государственном образовательном учреждении.
Отчитывается администрация наша, что ремонтируются и строятся новые школы, так работать-то в них некому, толку, что строятся эти новые школы. Вот в одной новой школе, большой, оборудованной, учителем начальных классов два года работала бывшая уборщица, которая также прошла переподготовку быстренько на «Инфоуроке».
Сейчас молодым специалистам первые три года сделали доплату к окладу. По сравнению с тем, что молодой специалист на ставку получал 24 тысячи, а теперь получает 35, это много. Ну вообще-то, если мы про профессию будем говорить, то, конечно, пятьдесят должна быть зарплата сейчас, чтобы учителей в школах удерживать. За классное руководство 7 тысяч они получают. Допустим, если молодой специалист возьмет две ставки — 35 да 35, это получается 70, она же еще может их вести. И, например, классное руководство. А еще и два класса ей могут всучить, она же молодая, у нее две жилы, но понятно, что у нее там в начислениях получается под сотню. А, например, учитель-стажист, который уже классное руководство брать не хочет и больше ставки вести не может, он получает, ну, например, 28.
Тут же еще, о чем всё время замалчивают принципиально, количество нагрузки. Нельзя же сопоставлять оплату на одну ставку и оплату на две с половиной ставки. А учителя, которые только учителя, они вынуждены брать по две ставки плюс классное руководство, плюс заведование кабинетом, чтобы какая-то выходила приличная зарплата. Но они же чумные потом.
А возрастные учителя отсеиваются. Им сейчас неплохо прибавили пенсию — примерно с 22 тысяч до 27–29 тысяч. И стажисты сейчас отказываются брать лишнюю нагрузку. Если раньше учителю могли впихнуть две ставки, ну и он, чтобы набрать сумму, где-то к 60 часам брал, то сейчас они говорят: «Так у вас молодым платят, пусть работают». А нагрузки-то меньше не становится, и получается, что молодой взял, этот отказался, классы висят, их администрация вызывает, начинает давить: «Берите, нам деть некуда», — а те встают в позу, отказываются и в некоторых случаях увольняются. Ситуация усугубилась, накалилась, но прям вот качественного-то сдвига нет. По возрасту уже приходит этот период, когда возрастные учителя, так и так бы они уже уходили, а тут ситуация их еще подталкивает.
Форма победила содержание. А форма нужна для чего? Опять же для красивого отчета, то есть, безусловно, деньги на образование на федеральном уровне выделяются. Но, пока они проходят через региональные фильтры, на реальную поддержку качества не остается ничего. Учителя в школах бумагу покупают сами, принтеры заправляют сами, и то принтеры эти купленные, подаренные когда-то классом. Интерактивная доска для отчета из одной школы через забор перетаскивается в другую школу, чтобы школу приняли. Хотя тот же комитет образования и министерство, которые приходят эту школу принимать, прекрасно знают, что там нет этой интерактивной доски. Но формально им ее притащили из другой школы. Она стоит? Стоит, галочку поставили.
И еще один момент: педагогическое образование в вузах уничтожается, потому что не даются бюджетные места на направления, где в дипломе было бы прописано, что это учитель. А поскольку еще и престиж профессии никакущий, особенно в нашем регионе, все знают, что это одна из самых нищенских зарплат, то зачем он пойдет учиться платно на учителя, если он может за такие же деньги выучиться на маркетолога или на того же пресловутого психолога, это совершенно другая формулировка.
Ну и сейчас даже на бюджетные места педагогические идут худшие абитуриенты, то есть те троечники, которые вообще бы к детям-то и подходить не должны, ну какие есть. И не просто кольцо замыкается, а клубок проблем скатывается без начала и без конца.
Когда начинают высокую администрацию, не директоров школ, прижимать к стене и говорить: «Что происходит?», — они же сразу «переобуваются». А вообще, иногда они в принципе не имеют представления о том, что происходит, они не окунались никогда в эти сложности. Им кажется, что народ просто что-то там бесчинствует, капризничает. Нет, просто не решаются текущие проблемы.
И в следующем году будет еще хуже, потому что кадры не прибавляются, а старые отсекаются. А мы дошли до пика, до плато, как в пандемию, и дальше с этого плато, видимо, покатимся кубарем вниз. Даже если власти вдруг со следующего учебного года очнутся, дадут бюджетные места на учительские специальности, пока выучатся учителя, пока в школу придут, мы всё равно в эту яму попадем. Но это если сейчас меры принять, а если их не принять, то всё, пока, народное просвещение.