Образование Строили на Чукотке, на Урале и в Якутии, а в Забайкалье потеряли всё. Как кадровая чехарда оставила край без детсадов

Строили на Чукотке, на Урале и в Якутии, а в Забайкалье потеряли всё. Как кадровая чехарда оставила край без детсадов

Интервью с подрядчиком

Александр Деревянко строил по всей стране, но ему не удается возвести детсады в Забайкалье

Детсады в Акше и Борзе должны были достроить до конца 2023 года, однако, пока за это отвечали компании скандально известного в Забайкалье Станислава Неверова, на месте строительства не происходило ничего. Сейчас Неверов в СИЗО Хабаровска, его компания принадлежит другому человеку, однако надежды на то, что сады достроят, не появилось. Директор компаний «Поколение» и «Стройкон» Александр Деревянко, который занимается возведением этих объектов, побеседовал с редактором «Чита.Ру» Андреем Козловым о том, что происходит с садами, почему там так много проблем и что будет дальше.

Ниже приводится отредактированная расшифровка «Редколлегии» от 31 октября.

Как Деревянко стал строителем

Александр Деревянко в прошлом военный. Он награжден двумя орденами Мужества.

— Однажды на День строителя написал такие строчки: «Кто-то мечтает попасть в депутатство, кто-то в погонах находит судьбу. А я выбрал путь созидаться, по крупинкам строю нашу страну». Меня обучали разрушать, подрывать, проводить диверсионную деятельность в глубоком тылу противника. Конечно, на гражданке очень сложно было перестроиться, найти себя. И вот жизнь заставила, подсказала направление, которое я выбрал. Делая дома ремонт своими руками, понял, что нужно на это направление обратить внимание. Поехал на выставку строительных материалов в Новосибирской области. Прошелся по рядам, посмотрел, увидел очень много знакомых людей, которые ушли в запас и нашли себя именно в строительной индустрии. Прошел переподготовку, — говорит Александр.

Первым объектом, который построил Деревянко, стал корпус детского оздоровительного лагеря. Дальше география начала развиваться. Она, по словам Деревянко, обширная:

— Как говорит моя супруга, не было ни одного населенного пункта, где я не был. Мы строили в Норильске, на Чукотке, в Якутии, Владивостоке, Магадане, на Урале, в Томской области, на Ямале. С теми заказчиками, с которыми мы работали, проблем не было, даже с железной дорогой.

<p>Александр Деревянко</p><p>Александр Деревянко</p>

У нас был период — больше тридцати объектов на железной дороге, и география объектов начиналась с Владивостока, а завершалась Екатеринбургом. С нами рассчитались вовремя, и в сроки объекты мы сдали. Здесь был я в лице исполнителя, и был прямой заказчик, посредников не было. Поэтому риски соблюдения с нашей стороны и с их стороны договорных обязательств были минимизированы.

Кто отвечал за строительство детсадов в Борзе и Акше

Компания «Поколение» является концессионером по строительству детских садов в Акше и Борзе. Так как у компании не было строительных лицензий, она наняла ВАНК, которая стала генеральным строительным подрядчиком. ВАНК, в свою очередь, организовала конкурс, который выиграла компания «Стройкон», принадлежащая Деревянко, она стала субподрядной организацией. Контракт заключили 19 мая 2023 года.

ООО «Поколение» было образовано 17 октября 2022 года. До 19 марта 2024 года компания принадлежала ВАНК. То есть «Поколение» наняло своего же учредителя в качестве генподрядчика. С 19 марта 51% принадлежал Марату Джикаеву, а 49% — Александру Деревянко. Он же является генеральным директором «Стройкона».

В договоре было сказано, что окончательная стоимость договора строительно-монтажных работ (СМР) будет определена после выпуска проектной документации и прохождения государственной экспертизы. После заключения договора стало известно, что проектно-сметная документация не разработана. У «Стройкона» была лицензия на проектные работы, поэтому концессионер («Поколение») и субподрядчик («Стройкон») заключили договор, при этом у генподрядчика (ВАНК) не было основания заключать договоры.

— В течение 10 дней подготовили эскизы детских садиков, направили заказчику, заказчик согласовал с Минстроем, и мы приступили к сбору сведений, необходимых для проведения проектных работ, — говорит Деревянко.

При этом детсады были не первым совместным проектом ВАНК и «Стройкона».

— Мы — та компания, которая завершила школу в Каштаке и помогла ввести объект в эксплуатацию. Мы были на субподряде. Все работы, которые требовались от нас, мы выполнили, дети пошли в школу в 23-м году. Мы проводили бетонные работы; работы, связанные с наружными инженерными сетями, благоустройством, внутренними инженерными сетями. Компания «Геолайн», которая являлась генподрядчиком, и компания «Юникстрой», которая выполняла там определенные работы, на сегодняшний момент нашей компании должны. Долг составляет порядка 124 миллионов рублей. Мы готовим иски на те компании, с которыми наша компания заключила договоры. Но на сегодняшний момент спрашивать по большому счету не с кого, потому что «Геолайн», «Школа будущего», «Сила роста» и все остальные в лице Неверова находятся в СИЗО, как и конечный бенефициар компании «Геолайн».

Неверова задержали 4 мая в Москве после возвращения авиарейсом из Дубая. Инициировало задержание главное СУ СК России в Хабаровске. Его обвиняют в покушении на особо крупное мошенничество на хабаровских стройках. Романа Кимельфельда, который связан с ООО «Геолайн», тоже задержали по обвинению в мошенничестве, совершенном организованной группой либо в особо крупном размере. Они оба останутся в СИЗО Хабаровска до 29 января 2025 года.

По словам Деревянко, он решился на новый контракт с ВАНК из-за своих работников:

— Большой коллектив, которому нужно было платить зарплату. Были свои обязательства и по налогам, и с другими контрагентами, у которых мы приобретали строительные материалы, которые использовали в школе в Каштаке. С ними надо было рассчитываться. Компания «Юникстрой» на первых порах договоренности соблюдала. Благодаря перечисленным денежным средствам мы закрылись перед своими контрагентами, поставщиками в Чите по материалам. По работам они тоже начали выплачивать средства, мы основную часть денег заплатили, другая часть денег осталась в подвисшем состоянии.

Что не так с садиком в Акше

Когда Деревянко приехал в поселок Акша с проектной группой, выяснилось, что выделенный земельный участок не соответствует тем требованиям, которые должен содержать участок для проектирования и строительства детского дошкольного учреждения.

— Участок попадал в красную зону, плюс там проходили транзитные сети управляющей компании «Ива», которая является единственной управляющей компанией в селе Акша. Было принято решение объединить два земельных участка, в том числе территорию бывшего детского садика. Там располагалось два каменных и два деревянных здания. Подписав договор между компанией «Стройкон» и администрацией Акшинского района, мы снесли все объекты. В июне приехал кадастровый инженер, он составил документы для объединения участков, — рассказывает Деревянко.

Однако, по его словам, решение не было принято до сентября 2023 года. С мертвой точки всё сдвинулось только тогда, когда на строительную площадку приехал губернатор.

— От компаний ВАНК и «Поколение» на строительной площадке не было никого. Был только я, то есть представитель компании-субподрядчика. Я взял инициативу на себя в разговоре с губернатором, доложил ему все критические моменты, которые происходят. К этому моменту мы уже завершили все подготовительные работы, не имея градостроительного плана (ГПЗУ), на котором должны быть нанесены как раз все красные линии, границы земельного участка, на котором ты проектируешь. Наши специалисты его подготовили и отдали в администрацию муниципального района. Мы шли на шаг впереди, у нас было юридическое уже основание производить запросы на получение технических условий, — говорит Деревянко.

После получения техусловий от компании «Ива» оказалось, что теплоносителя с нужной температурой будет недостаточно, поэтому было решено поставить электрические высокоскоростные нагреватели, которые будут принимать воду, пропускать через себя и поддерживать температуру в комфортных условиях, согласно СанПиНам.

Однако появилась вторая проблема.

— Запросили по увеличению мощностей по электроэнергии, оказалось, что данных мощностей достаточно, но есть одно «но» — отсутствует резервная линия электропередачи. Ее нам предложили провести за счет концессионера из поселка Дульдурга, это 70 километров по прямой. Министры строительства [менялись]: с одним диалог уже выстроишь, вроде бы вот оно решение, всё — человек ушел, соответственно, все договоренности и решение вопросов ушли; приходит новый человек, начинаешь выстраивать рабочую линию, находишь какие-то моменты или нет. Большое спасибо Андрею Иосифовичу Кеферу (первый зампред правительства Забайкалья. — Прим. ред.). Я донес ему проблематику, и он эту проблему снял. Он позвонил в «Россети», свел меня с главным инженером, и мы выработали решение, что детский садик будет резервно подпитываться за счет дизельной электростанции, которая будет вынесена за территорию детского садика. Это не 70 километров, это не 70–80 миллионов рублей на новую линию электропередачи, это всего лишь ДГУ (дизель-генераторная установка. — Прим. ред.), 5–7 миллионов рублей с учетом строительства фундамента и внутренних инженерных сетей. Это был как раз конец 23 года — начало 24-го, — рассказывает Деревянко.

По его словам, из-за смены руководителей Минстроя была упущена важная деталь: не заключили дополнительное соглашение о продлении сроков строительства на 2024 год, хотя соглашение Министерства образования Российской Федерации с правительством Забайкальского края было подписано.

<p>Александр Деревянко</p><p>Александр Деревянко</p>

Мы встали в ту вещь, которая называется правовой ямой. То есть вроде бы концессия есть, а концессии нет, потому что она закончилась 31 декабря 2023 года, и условия не выполнены. Начались проверки, они были обоснованы, так как выявили вывод денежных средств — подозрение на мошеннические действия со стороны генерального строительного подрядчика. Но мы же дали слово, что мы будем строить, купив эту компанию.

Сейчас, как утверждает Деревянко, скелет детского садика готов, металлокаркас собран, сэндвич-панели завезены.

— Конечно, могли бы строить кирпичом, если бы работа Министерства строительства в Забайкальском крае планировалась бы не на год, не на месяц, а на лет 10 вперед и входила бы в общую программу развития Забайкальского края. В частности когда заходишь на социальные объекты, нужно понимать, что в данных населенных пунктах — что в Акше, что в Борзе — нет товарного бетона. С Читы он не доедет, до Акши более 300 км, а до Борзи — 400. Необходимо материал производить на месте. Поэтому было принято решение нашими проектировщиками, исходя из тех реалий, которые есть, минимизировать бетон и уйти на энергосберегающую технологию. Это как раз сэндвич-панели и металлоконструкции. Мы применили прокатный заводской металл, колонны, и рамные конструкции у нас состояли из тридцатого двухтавра. Мы перенесли положительный опыт других строителей в наши реалии, — говорит Деревянко.

Кроме того, проектная документация полностью прошла аудит экспертного сопровождения.

— Были выявлены небольшие замечания, их исправили. Мы готовы к прохождению экспертизы, но есть правовой момент. 7 июля документ о продлении [сроков строительства] наконец-то появился. Его подписал представитель правительства Забайкальского края. Отправили данный документ в прокуратуру, в суд, в УФАС. Прокуратура и УФАС говорят о том, что данный документ ничтожен, потому что он не прошел поддержку УФАС. Юридическая служба компании «Стройкон» указала, что данные требования не обоснованы. На сегодняшний момент все счета компании «Стройкон», компании «Поколение», вообще всех подрядных организаций, участвующих в стройке детского садика в Акше, заморожены по иску прокуратуры. Прокуратура подала иск на признание ничтожным концессионного соглашения. Его заключили 27 декабря 2022 года. На тот период времени у компании «Стройкон» не было договорных отношений. Они появились в мае 2023 года. Согласно Гражданскому кодексу, мы заключили договор с ВАНКом. Сейчас получилось так, что мы выполнили свою работу, закупив стройматериалы, проведя снос зданий, земельные работы по подготовке котлована, обратную засыпку, и на каждом этапе мы приглашали лабораторию, актировали о том, что наши работы выполнены, — рассказывает Деревянко.

По его словам, прокуратура подала иск на сумму больше 300 миллионов рублей, которые были перечислены ВАНКу.

— [Из них] исчезло 30 миллионов рублей, если брать по детскому садику в Акше. На остальные денежные средства приобретены материалы. Мы прошли прокурорскую проверку, она показала, что всё на местах: изготовлены окна, лежит цемент и сухая смесь, — говорит Деревянко.

При этом вести строительство в Акше сейчас нельзя. По словам Деревянко, ситуация длится с апреля, когда счета были заблокированы. Сейчас на стройплощадке находится сторож, который охраняет территорию и следит за сохранностью строительных материалов.

Что происходит с детсадом в Борзе?

Договор на строительство заключили 19 мая 2023 года. Как и в случае с Акшой, в Борзе тоже не было проекта. Когда начали его разрабатывать и проводить изыскания, оказалось, что земельный участок, на котором планировалось строительство, относится к территории военного городка, и через участок проходят транзитные сети Министерства обороны: отопление, канализация, электричество, две линии, спецсвязь.

— Мы получили технические условия на подключение, на вынос данных инженерных сетей. Но столкнулись еще с одной проблемой: нужно было их вынести за чей-то счет. Мы наконец-то с нашей компанией «Поколение» утвердили конечную стоимость данных работ, она составляла 19 миллионов рублей. Были переведены 5 миллионов рублей по авансированию. Мы, подписав договор, оплатили наперед строительные материалы по выносу сетей, трубы. Концессионер взял на себя расходы по выносу сетей, переложив всё это дело на компанию «Стройкон». Она закупила строительные материалы на 13,5 миллиона рублей. Однако в феврале было судебное решение, по которому у компании «Поколение» блокируются счета, — говорит Деревянко.

По его словам, строители успели выполнить вынос электросетей, выкопали котлован, получили заключение лаборатории о том, что котлован соответствует проектному решению. Но никаких строительных работ на участке не велось.

Что будет дальше?

Александр Деревянко видит вариант развития событий в заключении новой концессии:

— Кто-то заключает новую концессию, у меня покупают проект, меня нанимают генеральным строительным подрядчиком, и я из тех материалов, которые имеются на строительной площадке и полностью саккумулированы, строю коробку, и правительство получает детский садик, возвращаются деньги в бюджет Забайкальского края. То есть, пройдя транзитом через нас, мы выставляем счета, сразу уже со спецсчетами казначейского сопровождения, и они туда напрямую проходят. Но пока вопрос не решен.

Он говорит, что деньги и на первый, и на второй детсад лежат на счетах компании «Поколение»: 156 миллионов по Борзе и в районе 159 миллионов рублей по Акше. Для того чтобы появился новый концессионер, нужно эти деньги как-то вывести и передать их ему. Однако это не так просто:

— Здесь возникает проблема, которую пытаются сейчас решить коллеги с Минстроя, с правительства Забайкальского края, как эти деньги оставить в Забайкалье, потому что при расторжении концессии деньги должны вернуться в федеральный бюджет. Нет никакой гарантии, что они опять появятся здесь. Когда проходили суды, мы предлагали хотя бы садик в Акше оставить, чтобы его завершить, потому что там большая потребность в детском садике. Прокуратура не поддержала данное предложение. Суд взял перерыв до 11 ноября.

Сейчас Деревянко планирует реализовать уже купленные стройматериалы:

— Нет нерешаемых вопросов. Есть другие субъекты федерации, будем обращаться к ним, если здесь, на территории Забайкальского края, мы не найдем потребность в данных строительных материалах. Будем предлагать проект другим регионам с целью их приобретения и погашения той задолженности, которая образовалась по возврату денежных средств в бюджет Забайкальского края. Коллегам, которые желают пойти в концессии на территории Дальнего Востока, я бы [посоветовал], наверное, восемь раз подумать, делать это или нет, потому что гарантий абсолютно нет никаких. Ты заключаешь договор как субподрядчик и попадаешь в случае блокировки заказчика по полной программе.

По его словам, он не учел, что может возникнуть такая ситуация:

— Здесь немножко мы не рассчитали, что статус-кво может поменяться, и данные детские садики на сегодняшний момент по большому счету нужны только одному мне, и детям, и Министерству обороны, и жителям Акши.

<p>Александр Деревянко</p><p>Александр Деревянко</p>

Последнее совещание с правительством Забайкальского края было не радужным. Проектов решения данной ситуации я не увидел. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
Ампутировал себе ногу. Крысы атаковали. Морфин пропал. Новости недели
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Конкурс на будущее. Что происходит с сельскими школами в Забайкалье
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления