В декабре редакцию «Чита.Ру» засыпали родители, жалуются на принудительное включение в мессенджер «Сферум». Мы поговорили с ними, а еще с учителями о том, как работает российский мессенджер и почему система образования настаивает на нем.
Раньше в зависимости от желания школьников или их родителей чаты создавались в Viber или WhatsApp (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской, ее деятельность запрещена на территории РФ).
«Сферум» совместно разрабатывали Минпросвещения, Минцифры, ПАО «Ростелеком» и Mail.ru Group (в нее входит «ВКонтакте»). Своему появлению сервис обязан нацпроекту «Образование», его разработала компания «Цифровое образование» — совместное предприятие «Ростелекома» и VK. По заявлению Сергея Кравцова, бюджетные средства на разработку не выделяли. В марте 2023 года, по информации «Ведомостей», контроль над компанией-разработчиком полностью перешел VK, в том же году группа приобрела образовательную платформу «Учи.ру».
— Теперь, так как они иностранные, нас гонят в «Сферум», но это ведь загрузка персональных данных наших. Когда мы связываем «Сферум» и «Сетевой город», то вся информация родителей, детей, учителей переходит и в «Сферум», — написала одна из читательниц «Чита.Ру». Женщина опасается, что российский мессенджер будет взломан и данные будут доступны злоумышленникам.
Примерно такого же рода жалобы звучат и от других читателей — учителей заставляют мигрировать в неудобный «Сферум» и поддерживать активность в чатах.
Учитель одной из школ края поделилась скриншотом из рабочего чата, где директор просит напомнить ученикам и родителям, что в «Сферуме» должно быть хотя бы одно сообщение или звонок в день, даже в субботу.
Учитель читинской школы подтверждает, что пользоваться «Сферумом» их заставляют.
— Цель — охрана личных данных. Говорят, что «Сферум» — надежнейшая система, никто не взломает и не украдет. Там у меня два чата — с учениками и с родителями. Меня «Сферум» устраивает, но я Viber не люблю, — сказала педагог.
Она также отметила, что слышала про требование об определенном количестве сообщений, но не обращала внимания на то, сколько их должно быть. По ее словам, в чатах класса и без этого все довольно активно общаются на все темы.
— «Сферум» удобен тем, что там все по классам разбиты, можно тематические группы создавать, например класс и учитель биологии. Можно, говорят, вести онлайн-уроки, но я никогда не пробовала. Не скажу ничего против «Сферума», для меня это обкатанная система уже. Но я против, чтобы родителей силой туда загоняли. Зачем? Дети — понятно. А родителей зачем? Дети помимо «Сферума» имеют группу без учителей и без меня в Telegram, — добавила учитель.
Однако она считает себя не лучшим собеседником для журналиста в этом вопросе — родители ее учеников адекватно восприняли просьбу, а общаться в мессенджерах девушке удобнее, чем голосом.
Второй учитель также говорит о негласном приказе переводить общение с детьми и их родителями в российский мессенджер. После блокировки Viber в середине декабря актуальность этих требований подтвердилась. Поэтому «неофициальные» чаты перекочевали в Telegram. А официальные и так уже были в «Сферуме».
— Чат в «Сферуме» должен быть активен — не менее 10 сообщений в сутки туда надо написать. Кто за этим следит, я не знаю, но думаю, что те же люди, что контролируют работу «Сетевого города» (он же электронный дневник. — Прим. ред.). Учительские чаты мы с прошлого года перенесли в «Сферум», там же можно проводить и вебинары. Вообще с ним столкнулись во время коронавируса, когда нужно было дистанционно проводить уроки, а Zoom к тому времени уже запретили. Тогда «Сферум» был никакой — всё зависало, звук пропадал. Сейчас ничего плохого про него не могу сказать. Точно не хуже Viber, — пояснила собеседница издания.
Среди плюсов она называет такие особенности российского мессенджера:
ученики распределены по классам, и не надо собирать людей в группу, чтобы создать чат;
все школьники зарегистрированы под реальными именами, а не с веселыми никами;
к видеотрансляции не может присоединиться посторонний человек. В Zoom, например, такая возможность есть, если кто-то из участников встречи поделится ссылкой.
Она также отметила, что как матери ей удобнее контролировать переписки детей именно в «Сферуме», так как на приложение можно поставить родительский контроль. Кроме того, малышам не обязательна регистрация во «ВКонтакте», она требуется только с 5-го класса.
— Обязательный аккаунт в VK — это минус, но хотя бы за ним можно следить. Вообще я бы рекомендовала смириться с тем, что появился такой мессенджер. Всё идет по стадиям: отрицание, торг, принятие. Рано или поздно надо будет пользоваться именно «Сферумом», — подытожила педагог.
Еще приведу мнение отца двух школьников. Родительские чаты — это примета времени, и избежать их не получится уже никогда. В них наше спасение и наша боль. Обычно на каждый класс (а также на секцию или кружок) заводится минимум два чата — с педагогом и без него. В классе одного ребенка учитель сообщила о необходимости мигрировать из WhatsАpp, все достаточно организованно сделали это. Туда приходят домашние задания, замечания и рекомендации. Беседа без учителя так и осталась в WhatsАpp. В классе другого ребенка сферумовский чат тоже появился, но учитель с родителями по-прежнему общается в Viber, даже после блокировки. Разумеется, что чисто родительский чат остался там же. Я не вижу большой беды в насаждении «Сферума», но может это оттого, что чаты я просматриваю время от времени и бессистемно — иногда каждый вечер, иногда раз в несколько дней. Конечно, было бы хорошо объединить все беседы в одном приложении, но так, конечно, не получится.
Состоите ли вы в родительских чатах?