Образование Ехали работать не за деньги. Экс-министр образования Забайкалья вспомнил, какими были студотряды

Ехали работать не за деньги. Экс-министр образования Забайкалья вспомнил, какими были студотряды

Сейчас все согласны возродить студенческие строительные отряды, но сделать это уже не получится

17 февраля в десятый раз в России отметят День студенческих строительных отрядов. Накануне мы поговорили с экс-министром образования Забайкалья Анатолием Чумилиным, который в первой половине 80-х работал главным инженером Читинского областного штаба студотрядов.

Чумилин был министром образования в 2014–2016 годах | Источник: Ксения Зимина / CHITA.RUЧумилин был министром образования в 2014–2016 годах | Источник: Ксения Зимина / CHITA.RU

Чумилин был министром образования в 2014–2016 годах

Источник:

— Как была выстроена работа отрядов?

— Существовала государственная система. Центральный штаб студенческих отрядов был привязан к Центральному комитету комсомола. При комсомоле работали краевые и областные штабы студенческих отрядов. В штаб входили постоянные сотрудники: командир, заместитель командира, комиссар и я — главный инженер. Еще секретарь и водитель с машиной.

В то время отношение к студотрядам было очень серьезным. Законы о них принимались на уровне ЦК партии и Совета министров СССР. Система была направлена на воспитание молодежи, на повышение профессионализма и обеспечение занятости.

Отряды обычно формировались от численности студентов, от их профессиональной подготовки, от направлений вузов и от потребности работодателей. Организации подавали заявки, указывая вид и место работ, количество студентов. Эти заявки поступали в штаб, я их обрабатывал, и на основе потребностей формировались отряды. Например, три надо на Удоканскую геолого-разведочную экспедицию, десять — на Бамстройпуть, ну и так далее, по линии Министерства путей сообщения, Минвостокстроя, Минтрансстроя. В Читинской области формировалось порядка 70−80 отрядов.

Кроме того, были педотряды, работавшие в пионерских лагерях, и медотряды. Под осень формировались сельхозотряды для уборки урожая и переработки. Ими уже занимался заместитель командира штаба, я работал только со строителями.

Собирались отряды не только по профессиональной принадлежности студентов. Мы с ректорами решали, кто и какие работы может выполнять. Не буду же я 20 отрядов медиков отправлять? Столько нашей области не нужно, да и многие из них хотели бы по строительству поработать. Техникумы тоже посылали своих студентов, но меньше — туда ведь поступали после 9-х классов, порой 15-летние ребята. А работники нам нужны были хотя бы совершеннолетние.

Институты подбирали командиров и комиссаров, мы вместе подбирали для каждого отряда врачей, которых выделял мединститут. Затем готовили поваров. Я уже не помню — либо их отправляли из ПТУ, либо при институтах готовили. Шла, конечно, и первоначальная подготовка по профессиональным навыкам — на это выделялись деньги организаций. Студенты учились, например, класть кирпич. Потому что если городской молодой человек пришел после школы в институт, то вряд ли он знает, что такое кирпичная кладка.

Помимо подготовки проводился 24-часовой курс по охране труда, организовывали прививки от столбняка и энцефалита тем, кто ехал в тайгу. Организации даже покупали аптечки стандартного образца, в которых было всё необходимое вплоть до спирта. Спирт изымался на всякий случай, потому что сухой закон был. Но это было лишним — я не помню пьянства за рамки выходящего.

Я отвечал за профессиональную подготовку и охрану труда, заместитель командира готовил комиссаров. Им приходилось проводить концерты, агитацию, дни ударного труда — это когда трудились бесплатно, а деньги перечислялись в благотворительные, как сейчас говорят, фонды.

Облисполком принимал постановление о выделении отрядам продуктов — тушенки и всего остального. Оплачивала питание тоже принимающая организация. Все нюансы были прописаны в договоре — кто отвечает за питание, за медобслуживание и так далее. Также там было отдельно указано, что на 20% снижена норма выработки — ты сделал 80%, а засчитывали за 100%. То есть 20% денег студенты получали за просто так.

В каждый студенческий отряд давали хулиганов, стоявших на учете в милиции. В зависимости от численности отряда два-три человека попадали. Их надо было перевоспитывать и в конце давать характеристику.

Регион был разбит по зонам, и на сезоны создавались зональные отряды. Они отвечали за дисциплину, помощь в организации работ, проверяли на предмет пьянства и качество питания, также отвечали за взаимодействие с местными. В каждое районное отделение милиции приходило письмо о том, что «на вашей территории работают отряды — проследите, чтобы не было стычек с местной молодежью».

Первыми на работу выезжали квартирьеры так называемые, то есть из отряда выбирались человек 5−6 наиболее подготовленных, имеющих опыт. Они уезжали за неделю-полторы, готовили всё для приема отряда: пищеблок, жилье и прочее.

— Как долго работали студенты и какие работы выполняли?

— Трудились до первых чисел сентября, потом немного отдыхали. Но обычно, если работа шла нормально, то еще и сентябрь работали и прихватывали недельку-другую в октябре.

Строили всё подряд, начиная от кошар, заканчивая жилыми домами. Конечно, приходилось мне где-то выезжать, где-то и с руководителями ругаться, потому что проблема была в стройматериалах. Выделяли их медленнее, чем работали студенты.

Мне приходилось самому командиром работать. На стройке 90-квартирного дома нам давали, скажем, тысячу кирпичей на неделю, мы их за три дня укладывали. Потом начиналось хождение, приходилось и кулаком стучать по столу, и грозить жалобой в обком. Сложно держать отряд из 30 мужиков, у которых работы нет, и им приходится дурака валять. Поэтому обеспечение было одним из самых проблемных моментов.

Как главный инженер областного штаба я выходил и на силикатный завод, и на завод железобетонных изделий. Ну там руководители были заинтересованы, иначе мы с представителем комсомола пойдем в обком партии, настучим, и им башку снимут.

Были отряды безвозмездного труда, которые на все заработанные деньги покупали автобус для детского дома. Естественно, тогда было не так, как сейчас — пошел и купил, делалось это всё через различные органы.

Отряды проводников — это вообще отдельная история. На лето количество поездов возрастало, студентов брали трудиться. Это было престижно. Кроме того, выезжали отряды на путину на Дальний Восток.

— Всё ли всегда было гладко?

— Случались трагические моменты, но очень редко. Потому что за безопасность все отвечали головой. Как-то к нам приехал отряд с другой территории, я уже не помню откуда. Парни сложили баню из новых шпал, натопили ее, зашли десять человек, и всех их пришлось выносить. Пропитанные шпалы выделили вредное вещество, и легкие ребятам сожгло, как кислотой.

Приезжали к нам интернациональные отряды, хотя область была закрытой. Были в основном отряды из стран соцлагеря, из ГДР в частности. По закрытому городу им гулять не позволяли — самолет приземлялся в Чите, и тут же другой увозил их в Чару. А там для них, конечно, фантастика — горы, реки, из которых можно пить. Ну и сам путь — из Германии до Москвы, потом семь часов до Читы, потом еще на Север. Работали они так себе — в основном балдели. Наши ребята, конечно, вкалывали, приходилось и за себя, и за того парня.

— Почему сейчас нереально вернуть такую систему?

— Во-первых, у нас не социалистическая собственность, а частная. Каждый предприниматель и владелец бизнеса норовит урвать хорошего специалиста, а не начинающего какого-то. При этом работникам хотят заплатить поменьше, а работать они должны побольше. Какое тут снижение нормы выработки на 20%?

Да, тогда у студентов не было особой квалификации. Но работу им доверяли, сейчас на серьезные работы молодежь не берут совсем. Раньше помимо заинтересованности работодателя в студотрядах присутствовал дух воспитания молодежи. А сейчас это воспитание то ли есть, то ли нет.

Сейчас занимаюсь оказанием помощи военнослужащим и слышу жалобы на то, что не могут найти тех, кто за определенные направления отвечает. Куча безответственных работников. В то время было проще работать, потому что ЦК комсомола был четко нацелен на какие-то задачи. Студотряды выполняли комплекс задач, а не просто бригады на калым собирали.

Конечно, людей интересовали заработки. Получали студенты хорошо. Я несколько раз съездил в отряд и заработал почти на половину машины по ценам того времени. Некоторые получали за сезон 1,5–2 тысячи рублей — огромные деньги, больше годового дохода инженера с окладом 160−180 рублей в месяц.

Попытки реанимации студотрядов — это хорошее дело, все понимают и соглашаются. Но в данных условиях систему надо полностью модернизировать. Можно взять за основу какие-то элементы, но капитально всё перестраивать. Иначе получится пародия. Нынешние масштабы — 50 человек на край — не сравнятся с тем, что в Читинской области работали по 15–16 тысяч студентов.

— Какие известные объекты были построены студентами?

— Надо сказать, что студотряды выполняли не все работы целиком. Например, закладывали фундамент, делали кирпичную кладку, крыли кровлю. Крупные объекты, во-первых, за сезон не строились. Во-вторых, для этого нужны настоящие профессиональные навыки и материалы.

Навскидку могу назвать среди студенческих работ корпус энергетического факультета вверху улицы Баргузинской. В Дарасуне я со своим отрядом строил 90-квартирный дом.

Мы работали два сезона качественно и хорошо. Я в институт пошел после окончания строительного техникума и после службы в армии, многое уже умел. Мог с нивелиром работать, сделать проволочную ось, разбивку. В техникуме давали хорошие знания, даже в институте мне было очень легко. Понятно, что на первом курсе английский и математику приходилось учить, а со второго уже ничего нового, только добавили интегралы и дифференциалы.

Для работы командиром отряда мне знаний хватало и наряды составить, и процентовки, и списание материалов. Всё, что делал прораб на стройке, я выполнял, будучи студентом.

— Вы почти не говорите про романтику студотрядов. Почему?

— Романтика есть во всем. Ты, например, целыми днями на работе сидишь, а вот в теплый день с коллективом собрались в лесу или на берегу, костер разложили, сварили что-то вкусное. Это ведь романтика?

В студотряде, помимо всего этого, было и нечто другое. Мы чувствовали, что мы самостоятельны, мы принимаем какие-то решения, у нас есть коллектив и дружба. Это очень важно — мы взрослые, участвуем в большом и важном деле.

Бывало, что посидели у костра, побренчали на гитаре, но это было редко, потому что пахали, как лошади, от зари до зари. Мы не хотели пропускать день, зная, что можно определенную сумму заработать.

Помню, мы какой-то праздник отмечали на Ингоде, барана купили, шашлык сделали. Даже фотографии, кажется, остались. Но я этим занимался в последнюю очередь — надо было наряды писать, объемы измерять, всё время в делах.

Когда строили БАМ, то пели: «А я еду, а я еду за туманом, за мечтами и за запахом тайги». Да, работать было весело, потому что все молодые, здоровые, у всех интересы общие.

Был антураж — специальная форма и значки, нашивки с указанием, кто командир, кто боец, кто врач отряда. Немножко военизированно, даже в названиях — командир, комиссар. За хорошие показатели награждали даже государственными наградами. Главврач Читинской районной больницы Геннадий Емельянов имеет «Знак Почета» за строительство БАМа.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления