Развлечения Нина Усатова, актриса: «Чтобы оставить о себе хорошее впечатление, надо быть сильной»

Нина Усатова, актриса: «Чтобы оставить о себе хорошее впечатление, надо быть сильной»

Так уж сложилось, что люди воспринимают ее зачастую как актрису, воплощающую на экране образ женщины из народа. Достаточно вспомнить роли Нины Усатовой в картине «Мусульманин» или «Холодное лето 53-го». Но стоит только вглядеться в лукавый прищур ее глаз, как понимаешь, что эта актриса намного многограннее. Точно так же, как сложнее и глубже на самом деле ее роли в кино и театре.

Ни ей самой, ни ее героиням ничего не давалось в жизни легко. Даже в Щукинское училище при Вахтанговском театре Усатова поступала в течение пяти лет. Верила, что все получится, что станет актрисой. Через пять лет прошла по баллам на режиссерский факультет. И сниматься в кино Усатова начала довольно поздно, лишь когда исполнилось 28...

Сейчас имя Нины Усатовой неразрывно связано с Академическим большим драматическим театром имени Г. А. Товстоногова.

В будущем году исполнится 20 лет с начала вашей творческой деятельности в легендарном петербургском театре – БДТ имени Товстоногова. А помните ли вы свои первые роли и первые шаги на театральной сцене?

– Это было в городе Котлас Архангельской области, я приехала туда из Москвы вместе с подругой Таней Кожевниковой. Мы обе заканчивали режиссерский курс Щукинского училища при Вахтанговском театре. В Котлас мы приехали для постановки дипломных спектаклей. А поскольку пьесы включают в репертуар театра заранее, нас поставили в очередь. Пока мы ждали своей очереди, мы были заняты в репертуаре как артистки. Я за это время сыграла столько ролей: больших, любимых, разных, причем таких, о которых даже не мечтала. Я играла Майку в «Дне свадьбы» Розова. Это была роль главной героини, а я никогда не блистала длинными ногами и узкой талией. И я такая счастливая была! Моим партнером был замечательный артист Котласского городского театра драмы Владимир Поляков. Он поддерживал меня, начинающую артистку. Я не играла – я переживала эту роль: и смеялась, и плакала. У меня не было ни техники, ни практики, ничего, потому что я на профессиональную сцену пришла поздно, мне было 26 лет. Это был первый партнер на сцене, который глазами, каждой клеткой помогал мне. Тогда ведь в театре не было козней, о которых сейчас пишут и говорят. Была сплошная любовь и дружба.

Потом я сразу получила главную роль в «Свои люди – сочтемся», роль Липочки, одну из моих любимых. Я ее играла в отрывках в училище и вообще мечтала когда-нибудь выйти в этой роли на сцену. В Котласском театре я ее вдоволь наигралась. В общем, два года, которые я там провела в ожидании дипломного спектакля, я вспоминаю с большой благодарностью.

-Тяжело было расставаться с этим театром ,или вы все-таки рвались в столицу, в Москву?

– Когда мы поставили все-таки спектакль и собрались в Питер, нас еле отпустили, потому что в тот момент мы уже были заняты во всем репертуаре. В конце концов мы уехали и стали играть в молодежном театре на Фонтанке. Здесь я сразу же получала главные роли в больших серьезных спектаклях. У нас была маленькая труппа, театр был новый, и мы там просто… и день и ночь репетировали. Мы убегали в общежитие, из общежития в театр, и все – вот такая жизнь была. Там не было ни зависти, ни злости. Ели из одной миски, и это не красивые слова, здесь же, в театре, кипятили ведро чая, резали бутерброды с вареной колбасой, потому что даже в общежитие сбегать не успевали. Я 10 лет провела в замечательном любвеобильном коллективе. И это до сих пор мой любимый мой театр по репертуару, по актерам, по вкусу тех пьес, которые ставит режиссер Семен Спивак.

Ваш путь на сцену ведь был очень нелегким…

– Я благодарна судьбе за то, что у меня были эти трудности в жизни, потому что за это время у меня накопился целый багаж житейского опыта. Жила очень трудно, почти всю молодость – в общежитии. Пока поступала, где только ни работала и ни подрабатывала: и дворником, и душевые мыла… Работала и на ткацкой фабрике. Но я не говорю, что это плохо было. Это все – мои накопления для будущих ролей. Открываешь свой сундучок, и тебе не надо ничего придумывать, потому что это все ты сам прошел.

Есть ли роли, которые вам хотелось, но не пришлось сыграть?

– Все то, что я хочу, я сама беру. Я не жду милости ни от кого. Господь дает тебе эту роль, а все то, что я хотела выложить в другой пьесе, я отдаю этой своей героине. Вот, допустим, все, что я хотела выплеснуть в роли мамаши Кураж, – я отдала вдове Степановой, которую играла. Я не держу в кошельке энергию и неизрасходованную любовь – я выкладываю все это в своих героинях, отдаю направо и налево. Поэтому мне не жалко было, что я вот там сижу, а никто не знает, как я умею любить или страдать. Нет. Я и в маленькой роли отдам всю свою любовь, которую можно было растянуть на большую роль. Вот говорят, что актер не состоялся, потому что не дали большую роль… Это не про меня. Я не задумываюсь об этом. У меня не так.

Хотя, конечно, приятно, когда получаешь большую роль и работаешь несколько лет с одним партнером, который тебе дорог, который понимает тебя на сцене, и режиссер хороший, роль долговечная – тогда это хорошо, тогда ты в этой же роли сам растешь, развиваешься, формируешь характер, обогащаешь ее своим опытом.

Вы часто играете в комедийных пьесах. Вы считает, что сейчас нужны комедии?

– Не знаю. Иногда и серьезную вещь надо посмотреть. У нас есть спектакль «Мужчина, постойте», который мы играем с Игорем Скляром уже 10 лет. Я его люблю за то, что он заставляет людей плакать и переживать. Это слезы очищения. Потом кто-то ко мне подходит и говорит: это про меня спектакль. Может, я кому-то помогла выйти из этой ситуации – это тоже хорошо, правда ведь?

А комедии тоже нужны людям, чтоб отдохнуть. Как бы зрители ни говорили: вот антреприза – одно, а театр – другое, мы не делаем такой разницы. Мы все из серьезных театров, все серьезные актеры. Играем на уровне. Соответствуем.

Когда смотришь на ваших героинь, кажется, что и в жизни вы очень эмоциональный человек...

– Дома я стараюсь быть женщиной слабой, а как же иначе, когда окружают только мужчины. И они прекрасно со всем справляются, причем совершенно самостоятельно. Кроме того, я всегда считала, что дома должны быть тишина и уют. Поэтому у нас всегда тихо.

А дома есть помощница, домработница?

– Нет. Квартира у нас не такая уж большая, не требует большого ухода, справляемся сами. Я даже с удовольствием занимаюсь домашними делами. А вот раньше этого не любила. Приезжаю с гастролей и начинаю все переделывать: расставлять, переставлять, пыль вытирать. Иногда даже больше, чем нужно, уделяю этому внимания. Вот готовить не люблю, честно скажу. Я готовлю быстро. На первое – борщ или щи на два-три дня. А остальное – что есть: овощи потушу, или рыбку поджарю, или котлетки. Нет у нас в семье какого-то пристрастия к еде. Что есть, то и едим.

Какая музыка, живопись, литература может являться для вас неиссякаемым источником профессионального вдохновения?

– Вы лучше спросите, есть ли у меня свободное время. Ха-ха-ха! Это счастье, о котором я мечтаю: что-то посмотреть, что-то почитать. Да вы с ума сошли! У меня сна-то не бывает. Вот сегодня, например, три часа спали, едучи из Рязани в Уфу. Поэтому у меня нет такого: сесть у камина, сложить ножки вот так, взять книжечку и расслабиться. Разве что в самолете где-нибудь почитаешь… Даже то, что у меня сейчас лежит на книжной полке, чувствую, я уже не прочту.

А что у вас лежит на книжной полке?

– Ооо… Лежит классика, непрочитанная в молодые годы. Я хотела Бунина всего перечитать, Чехова, то, что я не дочитала... Невозможно. Все нужно успевать в молодости, все. А потом уже просто будут другие интересы. Я бы вот и хотела – а уже право не имею на это. И времени нет, и просто это уже слишком большая роскошь для меня. Потому что надо успеть то, что у тебя запланировано на ближайшее будущее. Успеть ребенка довести до ума, он у меня еще студент (сын Нины Усатовой Николай учится в СпбГУ, на юридическом факультете, – прим. автора). И еще что-то сделать в этой жизни. Потому что неизвестно, как Господь рассудит, сколько тебе отведено жить.

Сейчас я детям говорю – вы читайте, это же наслаждение, это развивает фантазию, дает повод задуматься, у тебя есть возможность отложить книгу и подумать. А кино – промелькнуло, ты что-то уловил, а завтра пошел – все уже выветрилось. Фильмы – это как на блюдечке с каемочкой, книжечки-шпаргалочки, в которых можно прочитать Анну Каренину на трех листах, а потом иметь наглость сидеть перед учителем и говорить о том, что ты знаешь Толстого – да упаси Бог. Мы ведь читали ночами, наслаждались, падали в голодные обмороки.

С другой стороны, молодых жалко, они ведь потому еще не читают, что у них тоже нет времени. Я посмотрела, сколько задают сыну. Спрашиваю: «Как ты все это успеваешь?» А он: «Вот так мама, ночами учу…»

Жизнь пошла с такой скоростью вперед. Но как реку времени не остановить, так и не остановить вообще ничего в жизни. Надо хотя бы не прожигать это время зря. Надо и зарядку успеть сделать в гостинице, и процедуры какие-то… чтоб быть в форме. Чтоб на сцену выйти – и зритель не увидел твоей усталости. Он пришел увидеть тебя в этой роли, а завтра ты уедешь. Чтобы оставить о себе хорошее впечатление, надо быть сильной.

Фото: Фото с сайта I-view.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
«Начала эфир с пистолетом Макарова в руке». Как раньше снимали передачи на читинском телевидении
Виктория Михайлюк
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Должен ли мужчина платить за женщину? Две забайкалки разбирают вопрос
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления